Семинар-практикум для педагогов - "Развитие эмпатии"
материал по психологии
Тренинговое занятие для педагогов по развитию эмпатии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennyaya_perezagruzka_-_2023_empatiya.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №72 для детей с нарушениями зрения»
муниципального образования города Братска
665708, РФ, Иркутская область, город Братск, ж.р. Центральный, ул. Подбельского, д.23А
Тел/факс: 8(3953) 45-72-32; e –mail: nshds72@mail.ru
https://dskv72.ru
«Весенняя перезагрузка – 2023»
«Эмпатия-профессионально значимое качество личности педагога»
Подготовили:
Педагоги-психологи
Левошко Е.В.
Лапина А.А.
Князькова С.В.
2023 г.
«Весенняя перезагрузка – 2023»
«Эмпатия-профессионально значимое качество личности педагога»
Цель – создать условия для личностного роста участников тренинга, развития и совершенствования способности человека понимать собственный эмоциональный мир, способности к сочувствию и сопереживанию окружающим.
Задачи:
1) осмысление понятия «эмпатия»;
2) осознание своих переживаний, чувств;
3) развитие психологической наблюдательности;
4) формирование навыков «чтения» невербальных сигналов партнера;
5) развитие способности сопереживания партнеру по общению.
Форма проведения: групповая.
Место проведения: просторное помещение (музыкальный зал).
Материалы и оборудование: пригласительные, изображение для упражнения рисунок на спине; мультимедиа; парные предметы – маленькие камушки.
Правила работы в группе. Предлагаем для начала вспомнить правила работы в группе:
1. Сохранять активность;
2. Умение слушать и слышать другого человека;
3. Говорить только по существу;
4. Делиться чувствами и эмоциями;
5. Уважать друг друга и быть тактичными;
6. Соблюдать конфиденциальность, то, что было сказано только для наших ушей остается в этой комнате.
Эмпатия – это осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Можно говорить о том, что эмпатия является необходимым профессиональным качеством педагогов. Эмпатия способствует повышению продуктивности деятельности, развитию компетентности в общении, обеспечивает создание более глубоких и личных отношений.
Эмпатия включает в себя такие показатели как:
Рациональный контакт эмпатии. Проявляется в сопричастности – во внимании, в наблюдательности за другим, его состояний и свойств. Все психические познавательные процессы направлены на другого. Рациональный момент в эмпатии – это аналитическая переработка информации о другом, поступающей одновременно по разным сенсорным каналам.
Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать и соучаствовать. Связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта.
Интуитивный канал эмпатии. Сводится к способности видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. То есть на уровне интуиции.
По результатам диагностики, которая была проведена с педагогами уровень эмпатии у 15% опрошенных педагогов находится на низком уровне, 41% педагогов имеет заниженный уровень и 44% - имеют средний уровень эмпатии.
Упражнение «Приветствие –Карусель»
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний и внешний подвижные круги, которые двигаются в разные стороны пока играет музыка и останавливаются, когда музыка прекращает играть.
Примеры ситуаций:
1. Поздоровайтесь с человеком, который оказался напротив вас, любым удобным для вас способом и подарите улыбку.
2. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Изобразите радость встречи.
3. Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.
4. Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
Некоторые эмпатические реакции есть даже у младенцев: если один малыш начинает плакать, то его хором поддерживают дети, находящиеся рядом. Маленькие дети капризничают или бывают грустными, если у кого-то из домочадцев есть проблема. Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии.
Упражнение «Разговор через стекло»
Участникам предлагается разделиться на пары. Встаньте в пару со своим напарником по группе. Остальные встают в пару по желанию.
Один из них – покупатель в магазине, второй – стоит на улице. Он забыл сказать, что нужно было купить и должен объяснить это без слов, с помощью жестов.
Что вы испытывали во время выполнения задания?
В чём была сложность выполнения?
Приходилось ли вам когда-нибудь общаться таким способом?
Способность к эмпатии развивается у человека в процессе накопления жизненного опыта, переживания ситуаций, заставляющих его встать в позицию собеседника, осознать его переживания. Эпизодические переживания подобного рода суммируются, что, в последствии, приводит к устойчивому эмпатийному поведению.
Поскольку эмпатические способности человека проявляются, прежде всего, в процессе взаимодействия с другими, развивать эти черты также проще всего в процессе взаимодействия.
Упражнение «Эстафета чувств»
Участники сидят в кругу, все кроме первого сидят с закрытыми глаза. Первый придумывает эмоцию и передает ее рядом сидящему без слов, жестами. Этот человек передает следующему эмоцию по-своему, не повторяя предыдущего.
Начиная с последнего спросить, что получил и что передавал.
Что для вас было труднее, осознать, что вам передали или самому передавать?
В чем еще у вас возникли трудности?
Упражнение «Девочка, самурай, дракон»
Рассчитаться на первый, второй. Подгруппы расходятся в разные стороны. Объяснить значения трех фигур, продемонстрировать их движения и звучания.
Дракон – распахивает широкую пасть с рёвом (пасть изображается вертикально разводимыми руками)
Девочка – кокетливо «ля-ля-ля»
Самурай – совершает боевой клич, нанося рубящий удар воображаемым мечом.
Подгруппы тайно принимают решение, какую фигуру они будут показывать. Сходятся и встают шеренгами друг напротив друга. По команде тренера подгруппы одновременно демонстрируют загаданную фигуру.
Проводится три или четыре тура. По итогу победа присваивается группе с максимальной суммой баллов.
• Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
• Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
• Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
• Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.
Упражнение «Замороженный».
Участникам предлагается разделиться на пары.
Для образования пар ведущий держит в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.
В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности.
Задача «реаниматора» - в течение одной минуты вызволить партнера из этого состояния, оживить его. «Реаниматору» запрещено прикасаться к «замороженному» или обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает: взгляд, мимика, жесты и пантомима.
Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональные проявления.
Что вы испытывали во время выполнения задания?
В чём была сложность выполнения?
Кем было труднее быть реаниматором или замороженным?
Видеоролик – «5 способов развить эмпатию»
Упражнение «Найди пару»
Встаем в круг, держим руки за спиной, чтобы в них можно было положить предмет.
Перед вами будет стоять задача – найти точно такой же предмет, как и у вас и объединиться в пару. При этом вам нельзя видеть какой предмет в СВОИХ руках, и нельзя разговаривать.
Закрываем глаза. Разложили предметы. Теперь открываем глаза. Ищем.
Встаем в один круг.
Не забывайте, что Мы вместе – единое целое. Каждый из нас важная и уникальная часть этого целого. Вместе Мы – сила. Спасибо всем за участие.
Литература:
1. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития/ Ред. И сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Издательство «Речь, 2002. – 176 с.»
2. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Н. Никитина, Н.В.
3. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
4. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2002. – 175 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Психолого-педагогический тренинг для педагогов «Развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми».План-конспект.
В своей работе педагог-психолог так же проводит тренинги для педагогического коллектива.Тема развития эмпатии помогает не только сохранить и повысить свое педагогичское мастерство, но и восстановить о...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Фотоколлаж семинар-практикум учителей-дефектологов, педагогов психологов ДОУ "Арт-педагогика как средство развития,коррекции, воспитания и социализации детей с ОВЗ
мастер-класс для педагогов...
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...
Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"
Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"...