Семинар-практикум для педагогов - "Развитие эмпатии"
материал по психологии

Литвинцева Анастасия Александровна

Тренинговое занятие для педагогов по развитию эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennyaya_perezagruzka_-_2023_empatiya.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №72 для детей с нарушениями зрения»

муниципального образования города Братска

665708, РФ, Иркутская область, город Братск, ж.р. Центральный, ул. Подбельского, д.23А

Тел/факс: 8(3953) 45-72-32; e –mail: nshds72@mail.ru

https://dskv72.ru

«Весенняя перезагрузка – 2023»

«Эмпатия-профессионально значимое качество личности педагога»

Подготовили:

Педагоги-психологи

Левошко Е.В.

Лапина А.А.

Князькова С.В.

2023 г.

«Весенняя перезагрузка – 2023»

«Эмпатия-профессионально значимое качество личности педагога»

Цель – создать условия для личностного роста участников тренинга, развития и совершенствования способности человека понимать собственный эмоциональный мир, способности к сочувствию и сопереживанию окружающим.

Задачи:

1) осмысление понятия «эмпатия»;

2) осознание своих переживаний, чувств;

3) развитие психологической наблюдательности;

4) формирование навыков «чтения» невербальных сигналов партнера;

5) развитие способности сопереживания партнеру по общению.

Форма проведения: групповая.

Место проведения: просторное помещение (музыкальный зал).

Материалы и оборудование: пригласительные, изображение для упражнения рисунок на спине; мультимедиа; парные предметы – маленькие камушки.

Правила работы в группе. Предлагаем для начала вспомнить правила работы в группе:

1. Сохранять активность;

2. Умение слушать и слышать другого человека;

3. Говорить только по существу;

4. Делиться чувствами и эмоциями;

5. Уважать друг друга и быть тактичными;

6. Соблюдать конфиденциальность, то, что было сказано только для наших ушей остается в этой комнате.

Эмпатия – это осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Можно говорить о том, что эмпатия является необходимым профессиональным качеством педагогов. Эмпатия способствует повышению продуктивности деятельности, развитию компетентности в общении, обеспечивает создание более глубоких и личных отношений.

Эмпатия включает в себя такие показатели как:

Рациональный контакт эмпатии. Проявляется в сопричастности – во внимании, в наблюдательности за другим, его состояний и свойств. Все психические познавательные процессы направлены на другого. Рациональный момент в эмпатии – это аналитическая переработка информации о другом, поступающей одновременно по разным сенсорным каналам.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать и соучаствовать. Связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта.

Интуитивный канал эмпатии. Сводится к способности видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. То есть на уровне интуиции.

По результатам диагностики, которая была проведена с педагогами уровень эмпатии у 15% опрошенных педагогов находится на низком уровне, 41% педагогов имеет заниженный уровень и 44% - имеют средний уровень эмпатии.

Упражнение «Приветствие –Карусель»

Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний и внешний подвижные круги, которые двигаются в разные стороны пока играет музыка и останавливаются, когда музыка прекращает играть.  

Примеры ситуаций:

1. Поздоровайтесь с человеком, который оказался напротив вас, любым удобным для вас способом и подарите улыбку.

2. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Изобразите радость встречи.

3. Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.

4. Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

Некоторые эмпатические реакции есть даже у младенцев: если один малыш начинает плакать, то его хором поддерживают дети, находящиеся рядом. Маленькие дети капризничают или бывают грустными, если у кого-то из домочадцев есть проблема. Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии.

Упражнение «Разговор через стекло»

Участникам предлагается разделиться на пары. Встаньте в пару со своим напарником по группе. Остальные встают в пару по желанию.

Один из них – покупатель в магазине, второй – стоит на улице. Он забыл сказать, что нужно было купить и должен объяснить это без слов, с помощью жестов.

Что вы испытывали во время выполнения задания?

В чём была сложность выполнения?

Приходилось ли вам когда-нибудь общаться таким способом?

Способность к эмпатии развивается у человека в процессе накопления жизненного опыта, переживания ситуаций, заставляющих его встать в позицию собеседника, осознать его переживания. Эпизодические переживания подобного рода суммируются, что, в последствии, приводит к устойчивому эмпатийному поведению.

Поскольку эмпатические способности человека проявляются, прежде всего, в процессе взаимодействия с другими, развивать эти черты также проще всего в процессе взаимодействия.

Упражнение «Эстафета чувств»

Участники сидят в кругу, все кроме первого сидят с закрытыми глаза. Первый придумывает эмоцию и передает ее рядом сидящему без слов, жестами. Этот человек передает следующему эмоцию по-своему, не повторяя предыдущего.

Начиная с последнего спросить, что получил и что передавал.

Что для вас было труднее, осознать, что вам передали или самому передавать?

В чем еще у вас возникли трудности?

Упражнение «Девочка, самурай, дракон»

Рассчитаться на первый, второй.  Подгруппы расходятся в разные стороны. Объяснить значения трех фигур, продемонстрировать их движения и звучания.

Дракон – распахивает широкую пасть с рёвом (пасть изображается вертикально разводимыми руками)

Девочка – кокетливо «ля-ля-ля»

Самурай – совершает боевой клич, нанося рубящий удар воображаемым мечом.

Подгруппы тайно принимают решение, какую фигуру они будут показывать. Сходятся и встают шеренгами друг напротив друга. По команде тренера подгруппы одновременно демонстрируют загаданную фигуру.

Проводится три или четыре тура. По итогу победа присваивается группе с максимальной суммой баллов.

•        Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.

•        Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.

•        Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.

•        Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Упражнение «Замороженный».

Участникам предлагается разделиться на пары.

Для образования пар ведущий держит в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности.

Задача «реаниматора» - в течение одной минуты вызволить партнера из этого состояния, оживить его. «Реаниматору» запрещено прикасаться к «замороженному» или обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает: взгляд, мимика, жесты и пантомима.

Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональные проявления.

Что вы испытывали во время выполнения задания?

В чём была сложность выполнения?

Кем было труднее быть реаниматором или замороженным?

Видеоролик – «5 способов развить эмпатию»

Упражнение «Найди пару»

Встаем в круг, держим руки за спиной, чтобы в них можно было положить предмет.

Перед вами будет стоять задача – найти точно такой же предмет, как и у вас и объединиться в пару. При этом вам нельзя видеть какой предмет в СВОИХ руках, и нельзя разговаривать.

Закрываем глаза. Разложили предметы. Теперь открываем глаза. Ищем.

Встаем в один круг.

Не забывайте, что Мы вместе – единое целое. Каждый из нас важная и уникальная часть этого целого. Вместе Мы – сила. Спасибо всем за участие.

Литература:

1. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития/ Ред. И сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Издательство «Речь, 2002. – 176 с.»

2. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Н. Никитина, Н.В.

3. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

4. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2002. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Психолого-педагогический тренинг для педагогов «Развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми».План-конспект.

В своей работе педагог-психолог так же проводит тренинги для педагогического коллектива.Тема развития эмпатии помогает не только сохранить и повысить свое педагогичское мастерство, но и восстановить о...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...

Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"

Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"...