Детская агрессия
методическая разработка по психологии (младшая группа)
Детская агрессия в возрасте трех лет и причины ее возникновения Первые сложности во взаимоотношениях со сверстниками, как правило, возникают именно в возрасте 2-3 лет, так как ребенок впервые идет в детский сад. До этого события детские конфликты могут зарождаться на детских площадках, обычно в песочницах, ведь именно там дети собираются в группы, где необходимо отстаивать свои игрушки или наоборот делиться ими. Можно утверждать, что самый протестный возраст начинается с двух лет и его пик наступает ближе к трем годам. Для родителей это так же самый проблемный возраст, здесь они впервые сталкиваются с очень ярким кризисом своего малыша и вместе с ним учатся новому поведению и своему реагированию. Агрессивное поведение ребенка – это неотъемлемая часть его развития, становления его личность, но у всего есть своя золотая середина. Чтобы получать желаемое ребенку необходима агрессия, она выступает как «энергия действия». Любая мама знает, что если малыш обладает достаточным уровнем агрессии то, чтобы чего-то достичь он будет отбирать! Вспомните как детки играют, находясь в песочнице, это как раз постоянное отнимание друг у друга лопаток и формочек. Ребенок может не сразу отобрать желаемое, тогда он начнет настаивать на том, чтобы отнять предмет и довольно агрессивно. Это поведение ребенка является нормой, частью взросления и исследования своих способностей и силы. Но оно не должно стать привычным, как для него самого, так и для его родителей. Возможные причины агрессивного поведения ребенка в три года:
1 - Поведение родителей. Это самая большая и самая важная причина во всем поведении ребенка, это касается не только агрессии, но и любых других проявлений, как негативных, так и позитивных. Именно этой причине стоит уделять большее внимание и ставить ее во главу всего происходящего с ребенком. Помните, ребенок – это зеркало психоэмоционального состояния матери. Эта связь вегетативной нервной системы матери и дитя пришла к нам еще из животного мира, в психологии она называется раппорт. Все просто, что чувствует мама, то отображает малыш. Решение: Задумайтесь, что вы делаете не так? Например: шантажируете ребенка; бьете его в наказание; кричите на него, когда он злится или просто ярко проявляет свои эмоции; обижаетесь на него, если ударил или нагрубил; оскорбляете его; сами говорите, чтобы всегда бил и кусал в ответ на нападки и многое другое. Все это примеры того, что нельзя делать!
2 - Отсутствие поддержки в моменты истерики. Кризис трех лет так или иначе будет проявлять себя в истериках ребенка: это плачь, злость, крики и пр. Маме бывает очень трудно в такие минуты совладать с собой, со своими вспышками агрессии. Приведу пример, как вы с ребенком пошли в магазин и там он конечно же закатил бурную истерику. Есть мамы, которые в принципе не в силах выдерживать плачь и крик ребенка, а уж в общественных местах тем более. Чаще всего мама хочет, чтобы он сразу успокоился. И, если вы почувствовали тоже самое, то тут же задайте себе вопрос; «Зачем?». Как правило «чтобы косо не смотрели» и «чтобы малышу стало легче», оба варианта безусловно имеют право на существование. Но варианты действий мамы могут быть совершенно разными. Не все мамы готовы игнорировать отрицательное мнение окружающих «а что о нас (обо мне) подумают люди?», поэтому в эти минуты важно по возможности отойти с ребенком в нелюдное место и там дождаться окончания его истерики, чтобы никто не отвлекал маму от воспитательного процесса. Существует вопрос, который придает маме уверенности в своих действиях "а для кого я собираюсь это сделать?". Отводя истерящего ребенка в укромный тихий уголок без лишних глаз, маме определенно легче собраться и направить все свои силы на малыша, чтобы войти с ним в доверительный контакт или просто дать ему возможность выплакаться здесь и сейчас. И существует еще один очень значимый вопрос самой себе «почему мне так невыносим детский плач (истерика)?», если вы сталкиваетесь с вспышками ярости, обиды и злости в моменты крика и плача ребенка, то вам сразу необходимо остановиться и разобраться почему так происходит. Важно помнить, что, регулярно задавая себе вопросы "для кого я собираюсь это сделать" и "почему мне невыносим плачь?", вы сможете найти связи и логику в своих ответах, сможете прислушаться к себе и понять, что вы делаете не так. Как правило, в моменты истерик, мама поступает так как удобно ей, а не ребенку, тем самым выстраивая очередные границы контроля над ним. А как известно, если малыш регулярно сталкивается с ограничениями, то это может привести лишь к усилению агрессивного поведения. Но если учитывать только удобство своего ребенка, то у матери накопится агрессия, поэтому четкая система правил, норм и ограничений жизненно необходима малышу для его адекватного развития как личности. Другими словами, и здесь нужно найти золотую середину, где-то уступать ребенку, где-то ориентироваться на себя. Таким образом малыш приходит к уверенности и пониманию, что мама принимает во внимание его потребности, хоть в некоторых случаях не все его потребности удовлетворяются.
3 - Реакция родителей на укусы и удары малыша. Речь о самой первой реакции мамы или папы на физическую агрессию ребенка, вместо демонстрации, что родитель испытывает боль и неприязнь от укуса, мама начинает смеяться и подпрыгивать, чего делать не стоит. Ведь ребенок думает, что теперь данные действия приведут к игре, мама и дальше будет смеяться и визжать. Первые же проявления агрессивности малыша в отношении его окружения необходимо пресекать сразу, объясняя и проговаривая почему так делать нельзя и как лучше поступать в данной ситуации. Здесь важно запастись терпением, не ожидать, что малыш сразу же все усвоит и станет послушным. Улыбка мамы в ответ на удар и укус, выглядят для ребенка как приглашение к повторению подобных действий.
4 - Запреты или вседозволенность. В данном случае чрезмерное проявление того или другого несут в себе большую опасность, так как оказывают сильнейшее влияние на поведение ребенка, в частности на проявление агрессии. Постоянный контроль и запреты могут вызывать тревогу и страх у малыша. Зародившись внутри него, они аккумулируются и сформируют протест в отношении существующих правил, выраженный в форме агрессии. Давая ребенку право выбора, мама дает больше свободы, здесь важно находить компромисс. Например, малыш хочет сам одеться, можно предложить ребенку, чтобы он застегнул молнию куртки до середины, а дальше продолжите вы, или один ботинок он наденет без вашей помощи, а другой вы ему и так далее. Здесь можно предлагать малышу, а не высказывать свою категоричность.
5 - Копирует поведение сверстников или эффект “мейнстрима”. Чаще это возникает в детском саду, там ребенок находится в новом окружении, рядом нет матери, которая сможет пояснить то или иное поведение детей, а где-то и защитить своего малыша. Воспитатель детского сада не всегда вовремя успевает реагировать на различные конфликтные ситуации и рассказывать о иных способах взаимодействия. Часто дети начинают перенимать агрессивное поведение ровесника, который, например, позволяет себе ударить, укусить или ущипнуть кого-то из группы.
6 - Неблагоприятная обстановка дома. К этому можно отнести: конфликты между членами семьи; алкоголизм родителей; развод супругов; переезд в другой город тоже может являться для малыша неблагоприятным событием, которое нарушает его душевное равновесие. В некоторых случаях стоит задуматься о возможности обратиться к специалисту за помощью, так как вышеперечисленные случаи могут быть крайне тяжелыми и кризисными для всех членов семьи.
7 - Дефицит внимания. Малыш может испытывать чувства одиночества и брошенности по различным причинам. Чтобы привлечь хоть какое-то внимание к себе, он начинает совершать негативные действия, дабы ухватить хотя бы такой кусочек реагирования от близкого взрослого. Решение такой проблемы, это регулярно уделять адресное внимание своему малышу, в какой-то момент вы заметите, как он все чаще самостоятельно играет в игрушки, не требуя каждую минуту поиграть с ним. Важно, в моменты такого персонального внимания к своему ребенку, отдаваться этому процессу полностью, стараться не отвлекаться на различные вещи (телефон, уборка, телевизор и пр.).
8 - Пассивность родителей в отношении «кусачести и драчливости» своего ребенка. Если родители не объясняют малышу, что кусаться и драться это неправильно, а игнорируют этот факт, то в дальнейшем они могут столкнуться с постоянным проявлением не просто агрессии, но и ярости. Что исправить гораздо сложнее, нежели в самом начале. Важно вовремя предупредить такое поведение, стараться всегда пояснять своему ребенку его же состояние, или состояние его родителей. Говорите спокойно и строго, не используя крик, шлепки и иные формы ругани, объясняйте, что так делать нельзя. Это абсолютно нормально, что вы тоже иногда злитесь или расстраиваетесь, так же как, когда вы радуетесь и смеетесь. Главное в этом уровень проявления адекватности таких реакций. Старайтесь всегда рассказывать своему ребенку, что вы чувствуете сейчас и почему, так же говорите и своей крохе: “Ты сейчас злишься на меня, это абсолютно нормально. Я понимаю твои чувства, любимый. Тебе сейчас очень обидно, и ты топаешь ножками, потому что я не разрешаю тебе съесть еще одну конфету. Давай я обниму тебя, я очень сильно тебя люблю! В другой раз я угощу тебя конфетой, а сейчас давай вместе почитаем твою любимую книгу?”. Не игнорируйте, не поощряйте агрессивное поведение вашего ребенка, всегда говорите с ним.
9 - Недостаточное развитие речи. Когда малыш еще не совсем освоил речь, он не в силах выразить своих желаний, соответственно его не всегда могут понять, что начинает его раздражать и злить. В этом случае также маме поможет принятие такого положения вещей, а также объятия своего чада. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_agressiya.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская агрессия в возрасте трех лет и причины ее возникновения
Первые сложности во взаимоотношениях со сверстниками, как правило, возникают именно в возрасте 2-3 лет, так как ребенок впервые идет в детский сад. До этого события детские конфликты могут зарождаться на детских площадках, обычно в песочницах, ведь именно там дети собираются в группы, где необходимо отстаивать свои игрушки или наоборот делиться ими. Можно утверждать, что самый протестный возраст начинается с двух лет и его пик наступает ближе к трем годам. Для родителей это так же самый проблемный возраст, здесь они впервые сталкиваются с очень ярким кризисом своего малыша и вместе с ним учатся новому поведению и своему реагированию.
Агрессивное поведение ребенка – это неотъемлемая часть его развития, становления его личность, но у всего есть своя золотая середина. Чтобы получать желаемое ребенку необходима агрессия, она выступает как «энергия действия». Любая мама знает, что если малыш обладает достаточным уровнем агрессии то, чтобы чего-то достичь он будет отбирать! Вспомните как детки играют, находясь в песочнице, это как раз постоянное отнимание друг у друга лопаток и формочек. Ребенок может не сразу отобрать желаемое, тогда он начнет настаивать на том, чтобы отнять предмет и довольно агрессивно. Это поведение ребенка является нормой, частью взросления и исследования своих способностей и силы. Но оно не должно стать привычным, как для него самого, так и для его родителей.
Возможные причины агрессивного поведения ребенка в три года:
1 - Поведение родителей.
Это самая большая и самая важная причина во всем поведении ребенка, это касается не только агрессии, но и любых других проявлений, как негативных, так и позитивных. Именно этой причине стоит уделять большее внимание и ставить ее во главу всего происходящего с ребенком. Помните, ребенок – это зеркало психоэмоционального состояния матери. Эта связь вегетативной нервной системы матери и дитя пришла к нам еще из животного мира, в психологии она называется раппорт. Все просто, что чувствует мама, то отображает малыш.
Решение: Задумайтесь, что вы делаете не так?
Например: шантажируете ребенка; бьете его в наказание; кричите на него, когда он злится или просто ярко проявляет свои эмоции; обижаетесь на него, если ударил или нагрубил; оскорбляете его; сами говорите, чтобы всегда бил и кусал в ответ на нападки и многое другое. Все это примеры того, что нельзя делать!
2 - Отсутствие поддержки в моменты истерики.
Кризис трех лет так или иначе будет проявлять себя в истериках ребенка: это плачь, злость, крики и пр. Маме бывает очень трудно в такие минуты совладать с собой, со своими вспышками агрессии. Приведу пример, как вы с ребенком пошли в магазин и там он конечно же закатил бурную истерику. Есть мамы, которые в принципе не в силах выдерживать плачь и крик ребенка, а уж в общественных местах тем более. Чаще всего мама хочет, чтобы он сразу успокоился. И, если вы почувствовали тоже самое, то тут же задайте себе вопрос; «Зачем?». Как правило «чтобы косо не смотрели» и «чтобы малышу стало легче», оба варианта безусловно имеют право на существование. Но варианты действий мамы могут быть совершенно разными. Не все мамы готовы игнорировать отрицательное мнение окружающих «а что о нас (обо мне) подумают люди?», поэтому в эти минуты важно по возможности отойти с ребенком в нелюдное место и там дождаться окончания его истерики, чтобы никто не отвлекал маму от воспитательного процесса. Существует вопрос, который придает маме уверенности в своих действиях "а для кого я собираюсь это сделать?".
Отводя истерящего ребенка в укромный тихий уголок без лишних глаз, маме определенно легче собраться и направить все свои силы на малыша, чтобы войти с ним в доверительный контакт или просто дать ему возможность выплакаться здесь и сейчас. И существует еще один очень значимый вопрос самой себе «почему мне так невыносим детский плач (истерика)?», если вы сталкиваетесь с вспышками ярости, обиды и злости в моменты крика и плача ребенка, то вам сразу необходимо остановиться и разобраться почему так происходит. Важно помнить, что, регулярно задавая себе вопросы "для кого я собираюсь это сделать" и "почему мне невыносим плачь?", вы сможете найти связи и логику в своих ответах, сможете прислушаться к себе и понять, что вы делаете не так. Как правило, в моменты истерик, мама поступает так как удобно ей, а не ребенку, тем самым выстраивая очередные границы контроля над ним. А как известно, если малыш регулярно сталкивается с ограничениями, то это может привести лишь к усилению агрессивного поведения. Но если учитывать только удобство своего ребенка, то у матери накопится агрессия, поэтому четкая система правил, норм и ограничений жизненно необходима малышу для его адекватного развития как личности. Другими словами, и здесь нужно найти золотую середину, где-то уступать ребенку, где-то ориентироваться на себя. Таким образом малыш приходит к уверенности и пониманию, что мама принимает во внимание его потребности, хоть в некоторых случаях не все его потребности удовлетворяются.
3 - Реакция родителей на укусы и удары малыша.
Речь о самой первой реакции мамы или папы на физическую агрессию ребенка, вместо демонстрации, что родитель испытывает боль и неприязнь от укуса, мама начинает смеяться и подпрыгивать, чего делать не стоит. Ведь ребенок думает, что теперь данные действия приведут к игре, мама и дальше будет смеяться и визжать. Первые же проявления агрессивности малыша в отношении его окружения необходимо пресекать сразу, объясняя и проговаривая почему так делать нельзя и как лучше поступать в данной ситуации. Здесь важно запастись терпением, не ожидать, что малыш сразу же все усвоит и станет послушным. Улыбка мамы в ответ на удар и укус, выглядят для ребенка как приглашение к повторению подобных действий.
4 - Запреты или вседозволенность.
В данном случае чрезмерное проявление того или другого несут в себе большую опасность, так как оказывают сильнейшее влияние на поведение ребенка, в частности на проявление агрессии. Постоянный контроль и запреты могут вызывать тревогу и страх у малыша. Зародившись внутри него, они аккумулируются и сформируют протест в отношении существующих правил, выраженный в форме агрессии. Давая ребенку право выбора, мама дает больше свободы, здесь важно находить компромисс. Например, малыш хочет сам одеться, можно предложить ребенку, чтобы он застегнул молнию куртки до середины, а дальше продолжите вы, или один ботинок он наденет без вашей помощи, а другой вы ему и так далее. Здесь можно предлагать малышу, а не высказывать свою категоричность.
5 - Копирует поведение сверстников или эффект “мейнстрима”.
Чаще это возникает в детском саду, там ребенок находится в новом окружении, рядом нет матери, которая сможет пояснить то или иное поведение детей, а где-то и защитить своего малыша. Воспитатель детского сада не всегда вовремя успевает реагировать на различные конфликтные ситуации и рассказывать о иных способах взаимодействия. Часто дети начинают перенимать агрессивное поведение ровесника, который, например, позволяет себе ударить, укусить или ущипнуть кого-то из группы.
6 - Неблагоприятная обстановка дома.
К этому можно отнести: конфликты между членами семьи; алкоголизм родителей; развод супругов; переезд в другой город тоже может являться для малыша неблагоприятным событием, которое нарушает его душевное равновесие. В некоторых случаях стоит задуматься о возможности обратиться к специалисту за помощью, так как вышеперечисленные случаи могут быть крайне тяжелыми и кризисными для всех членов семьи.
7 - Дефицит внимания.
Малыш может испытывать чувства одиночества и брошенности по различным причинам. Чтобы привлечь хоть какое-то внимание к себе, он начинает совершать негативные действия, дабы ухватить хотя бы такой кусочек реагирования от близкого взрослого. Решение такой проблемы, это регулярно уделять адресное внимание своему малышу, в какой-то момент вы заметите, как он все чаще самостоятельно играет в игрушки, не требуя каждую минуту поиграть с ним. Важно, в моменты такого персонального внимания к своему ребенку, отдаваться этому процессу полностью, стараться не отвлекаться на различные вещи (телефон, уборка, телевизор и пр.).
8 - Пассивность родителей в отношении «кусачести и драчливости» своего ребенка.
Если родители не объясняют малышу, что кусаться и драться это неправильно, а игнорируют этот факт, то в дальнейшем они могут столкнуться с постоянным проявлением не просто агрессии, но и ярости. Что исправить гораздо сложнее, нежели в самом начале. Важно вовремя предупредить такое поведение, стараться всегда пояснять своему ребенку его же состояние, или состояние его родителей. Говорите спокойно и строго, не используя крик, шлепки и иные формы ругани, объясняйте, что так делать нельзя. Это абсолютно нормально, что вы тоже иногда злитесь или расстраиваетесь, так же как, когда вы радуетесь и смеетесь. Главное в этом уровень проявления адекватности таких реакций. Старайтесь всегда рассказывать своему ребенку, что вы чувствуете сейчас и почему, так же говорите и своей крохе:
“Ты сейчас злишься на меня, это абсолютно нормально. Я понимаю твои чувства, любимый. Тебе сейчас очень обидно, и ты топаешь ножками, потому что я не разрешаю тебе съесть еще одну конфету. Давай я обниму тебя, я очень сильно тебя люблю! В другой раз я угощу тебя конфетой, а сейчас давай вместе почитаем твою любимую книгу?”.
Не игнорируйте, не поощряйте агрессивное поведение вашего ребенка, всегда говорите с ним.
9 - Недостаточное развитие речи.
Когда малыш еще не совсем освоил речь, он не в силах выразить своих желаний, соответственно его не всегда могут понять, что начинает его раздражать и злить. В этом случае также маме поможет принятие такого положения вещей, а также объятия своего чада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская агрессия Что такое агрессия?
Как агрессивность проявляется у детей?- Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены ...
детская агрессия.что такое детская агрессия?
консультации для родителей...
Детская агрессия Что такое агрессия?
Детская агрессияЧто такое агрессия?...
Детская агрессия. Что такое агрессия?
Памятка для родителей....
Детская агрессия Что такое агрессия?
Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленноена причинение вреда кому-либо....
Детская агрессия Что такое агрессия?
Материал для родителей....
Детская агрессия. Что такое агрессия?
АГРЕССИЯ-это физическое или вербальное(словесное)повединие,направленное на причинение кому-либо вреда.Как агрессивность проявляется удетей?Всегда ли это плохо?Причины детской агрессивности?Когда нужна...