Использование игровой терапии для решения актуальных задач развития детей дошкольного возраста
методическая разработка по психологии

Консультационный и презентационный материал, отражающий возможности использования игровой терапии в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon terapiya_igroy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровой терапии для решения актуальных задач развития детей дошкольного возраста.

Я расскажу сегодня об опыте использования такой технологии, как игровая терапия в работе с детьми дошкольного возраста и об эффективности её использования в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Для того, чтобы достичь позитивных результатов в работе с детьми, я сочетаю различные приёмы, методы, технологии - как традиционные, так и нетрадиционные. В том числе и разные виды терапии. Существует множество методов, в названии которых присутствует слово «терапия». Это арт-терапия, сказкотерапия, куклотерапия, игровая терапия, танцевальная терапия, песочная терапия и т. д. Это терапия посредством искусства, сказки, музыки, игры, рисования… Ключевое слово в составе всех этих слов слово «терапия», а терапия подразумевает в первую очередь воздействие на эмоциональное состояние человека. Слово, которое достаточно ёмко характеризует процесс терапии – «перенос» или «проекция». Перенос своего состояния, своих переживаний на лист бумаги, на кусок пластилина, на песок… Перенос — значит освобождение, выплеск переживаний, часто неосознаваемых, отреагирование, а соответственно облегчение, улучшение, снятие психоэмоционального напряжения.

Почему акцент делаю на игровой терапии. Что такое игровая терапия? Казалось бы, достаточно понятное словосочетание, мы знаем, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, определяет развитие ребёнка, сама меняется в процессе его развития. Но в отношении игровой терапии — это достаточно поверхностное понимание. Игровая терапия берёт свои корни в большей степени из западной психологии, в частности из психоанализа. И с точки зрения психоанализа какие-то переживания, проблемные моменты, которые человек не прожил, не выплеснул уходят в наше подсознание и дают о себе знать нервными расстройствами, соматическими заболеваниями и совершенно какими-то, казалось бы, несвойственными человеку поступками. Для того чтобы справиться с кризисным, стрессовым состоянием, важно отреагировать свои переживания, перевести из внутреннего состояния во вне. И если взрослый человек уже умеет находить ресурсы для освобождения от напряжения: для кого-то это физическая активность, для кого-то это музыка, кто-то ведёт дневник и т. д. В конце концов, взрослый человек может просто говорить о своих переживаниях, что тоже очень важно и нужно. Ребёнок же в силу возраста, в силу своего развития, в силу того, что он пока просто не знает, как можно сказать о своих чувствах, о том, что с ним происходит не может самостоятельно избавиться от этого напряжения. Для того, чтобы помочь детям в сложных, кризисных ситуациях и используют игровую терапию. Первоначальный опыт использования игровой терапии получила, работая в приюте. Мы получили оборудование для работы с детьми, пережившими насилие, жестокое обращение, ставшими свидетелями домашнего насилия. Дети, которые пострадали от насилия или видели насилие часто не осознают, что с ним происходило, не могут словесно выразить свои переживания. Для этого создаются условия, чтобы ребёнок мог бы прожить травму в игре, отыграть её, освободиться от неё. Получив опыт работы в приюте, стала переносить этот опыт в условия дошкольного учреждения. Дети маленькие, очень много детей с речевыми проблемами, часто сталкиваемся с трудностями адаптации, сложностями коммуникативного взаимодействия, дети с проблемным поведением. Для ребятишек очень важна специально оборудованная среда, дающая возможность для достаточно спонтанного самовыражения, освобождения от страха, напряжения, раздражения.

В наиболее предпочтительном варианте игровая терапия предполагает наличие специально оборудованного кабинета, в котором целенаправленно собран игровой материал. Как правило, такой возможности нет, поэтому я подбираю и использую игровой материал в условиях кабинета педагога-психолога. Цель игрушек, которые подобраны мной: дать как можно больше возможностей для самовыражения, для проявления совершенно разных эмоций и чувств. Это не развивающие игрушки, при игровых действиях с которыми у ребёнка может что-то не получиться и не игры, в которых есть соревновательный момент. Подбирая игровой материал для кабинета игровой терапии важно помнить, что в игровой терапии игрушки - слова, а игра, игровые действия – речь ребёнка.

Игрушки мной группируются в соответствии с традиционно выделенными группами.

Выделяются следующие группы игрушек в кабинете игровой терапии:

1. Игрушки, отражающие реальный мир. Это кукольные домики, куклы, которые могут изображать членов реальной семьи, игрушки, которые отражают реальный мир: машинки, строения, мебель, предметы быта. Это то, с помощью чего ребёнок может отыграть реальные ситуации из жизни семьи. Я в своей практике наблюдаю, как гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, те конфликты в семье, свидетелями которых невольно оказываются дети могут выражаться непосредственно, когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками. В нашем кабинете данная группа игрушек представлена деревянным домиком, игрушечными предметами быта и игрушечной семьёй. Игра с использованием этого домика - одно из любимых занятий детей в кабинете.

2.Следующий блок игрушек - игрушки для отреагирования агрессии. В моём кабинете этот блок не представлен, он у нас перенесён в группы и здесь моя задача помочь педагогам подобрать игровой материал. Немного остановлюсь на особых игрушках, опыт использования которых есть. Это специальные игрушки: гнущиеся куклы, куклы би-ба-бо (кукла, которая надевается на руку, типа кукол, использующихся в кукольных театрах, изображающая пасть крокодила или волка), солдатики, игрушечное оружие и инструменты: мечи, ружья, пистолеты, лук и стрелы, молотки. Они имеют свой эффект - эффект высвобождения агрессивных импульсов в безопасной для окружающих форме: пострелять из лука, выстучать молотком свою злость, побиться на мечах. Использование их эффективно, но должно быть пространство.

В группе наличие таких игрушек приемлемо и тоже эффективно. Рекомендую педагогам групп организовать специальное место, где собраны эти игрушки, дети знают о нём, знают, как они используется, правила и способы использования. Это с детьми должно быть чётко обговорено и отработано. Здесь можно отстучать свою злость, забивая молоточком шарики или гвозди в мягкое полно, здесь можно порвать бумагу, освобождаясь от своего раздражения, во многих группа есть специальная «злая подушка», которую можно побить. Важно, что эта подушка находится в специально отведённом месте и ни для чего другого её использовать нельзя.

3.Ещё один блок игрушек, подобранный мной - это музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты очень разнообразны, подбирать можете их на свой вкус. Это очень разные по звучанию барабаны, нежно звучащие металлофоны и ксилофоны, дудочки, колокольчики, трещотки, бубенцы и другие. Рекомендую также приобрести, если будет такая возможность инструменты, который за счёт пересыпания мелких шариков имитируют шум морской волны или дождя. В игровой комнате ребёнок может как угодно манипулировать этими инструментами, выбирать то, что созвучно его настроению, то с помощью чего он может выразить эмоции.

4. Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, краски и т. д.). Используются разные материалы для рисования: карандаши, фломастеры, цветные гелевые ручки, краски, в том числе пальчиковые. Дети любят рисовать, используя проектор, с помощью которого делается проекция изображения на лист бумаги. А дальше ребёнок сам оформляет рисунок как захочет.

Есть игровые материалы, позволяющие в форме свободного творчества выразить свои эмоции. На слайде представлена игра ребёнка с конструктором «Цепляющиеся шарики».

Подробней остановлюсь на песке, в нашем кабинете он представлен широко, и я в основном делаю акцент на песок в своей работе (и основа моей работы-это работа с песком). Это такой универсальный материал, который может стать мостиком между взрослым и ребёнком, причём это касается даже самых особенных детей, контакт с которыми может быть крайне затруднён.

Очень помогает с детьми, испытывающими трудности в адаптации, которые зажаты, находятся в постоянном эмоциональном напряжении, не могут успокоиться, бояться выходить за пределы группы. Здесь важно, чтобы первый приход в кабинет состоялся. Здесь конечно на помощь приходят родители. И бывает, что после первого прихода заметно начинает меняться состояние ребёнка, начинает зарождаться чувство безопасности, защищённости. Прикасаясь к песку, ребёнок оставляет свои страхи и тревоги, становится спокойнее, увереннее, что гармонизирует эмоциональное состояние, происходит своего рода заземление негативные переживаний. Классический вариант песочной терапии предполагает наличие деревянной песочницы определённого размера и определённой окраски, песок. В игровой терапии нет четких требований. Это может быть контейнер, поддон, надувная песочница, наполненные песком. Широко используется в игровой терапии кинетический песок разных цветов. Преимущество этого песка в его пластичности, в том, что с его помощью можно моделировать. В практике отметила, что агрессивные, импульсивные дети очень любят кинетический песок. Он помогает им избавляться от агрессивных импульсов. Первоначально действия таких детей с песком носят импульсивный, разрушительный характер и постепенно по мере отреагирования действия становятся более созидательными. Кроме того, мною используется большое количество мелких игрушек, для того. чтобы дети могли с их помощью проиграть в песочнице тревожащие их ситуации, а ещё разные камушки, ракушки, перышки - то, что успокаивает, расслабляет, гармонизирует. В кабинете также есть планшет для рисования. Игра детей с песком - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.

И ещё одна группа игрушек, которая будет представлена в моём кабинете и является моей находкой. Это игрушки – антистресс. В прошлом году мы на мастер-классе изготавливали игрушку – антистресс из воздушных шариков. В процессе подготовки к мастер-классу возник интерес к антистрессовым игрушкам и количество этих игрушек стало постепенно увеличиваться. Особенностью этих игрушек является то, что они за совсем непродолжительный промежуток времени понимают настроение, расслабляют, переносят концентрацию внимания на приятный, иногда необычный на ощупь предмет. За счёт тактильных, визуальных ощущений эти игрушки дают терапевтический эффект - эффект отвлечения, расслабления. Рекомендую использовать эти игрушки в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе как вариант в кабинете игровой терапии.

Подводя итог, можно сказать, что игровая терапия действительно эффективна в работе с детьми дошкольного возраста, особенно с детьми, испытывающими трудности в контакте, речевые трудности, тревожными, замкнутыми, агрессивными, с детьми со сниженными интеллектуальными способностями, что актуально для любого детского сада, в том числе для нашего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в ДОУ. Формирование навыков конструирования и решения творческих задач у детей дошкольного возраста с помощью игры В.Воскобовича «Геоконт»

Примерное планирование с развивающей игрой В. Воскобовича "Геоконт" по формированию конструктивного и творческого мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПСИХОГИМНАСТИКИ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В Выступлении прописан отчет о проделанной работе по использовании игровых методов психогимнастики в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста...

«Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в художественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

Презентация- привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей.Слайд-шоу дает возможность выстроить объяснение логично и научно, наглядно продемонстрировать изучаемый материал.Фото-э...

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии   детей дошкольного возраста....

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование игрового набора Фребеля посмогает педагогу сделать занятия по развитию речи насыщенными, интересными, яркими...