Игры для развития внимания у детей 5-6 лет
консультация по психологии (старшая группа)

Шлапак Юлия Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_vnimaniya_u_detey_5.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития внимания у детей 5-6 лет

Дети 5-6 лет переходят из раннего возраста в дошкольный. Внимательность у малышей в этот период непроизвольна и неустойчива. Это означает, что у маленьких детей рассеянное восприятие сигналов, исходящих из окружающего мира. Они обращают внимание на красочное, звучное, особенное. Непроизвольное внимание присутствует как психический процесс как у животных, так и у людей. Главное отличие заключается в том, что только человек способен развивать это качество в процессе общения и совместных занятиях родителей с ребёнком.  Дошкольный возраст, по мнению педагогов, считается самым подходящим для развития произвольного внимания у детей. Каждый малыш начнёт обучение в школе. Умение сосредоточиться на каком-либо предмете, явлении или деятельности позволит ему легко усваивать материал и самостоятельно решать сложные задачи на протяжении обучения. Поэтому развитие внимание у ребёнка — одна из ключевых задач, стоящих перед родителями и педагогами. Игровые задания, развивающие внимание и соответствующие по уровню сложности детям 5-6 лет. 

Что находится не на своём месте? Для игры родителям понадобятся несколько различных предметов. Выбранные вещи должны быть яркими, запоминающимися и отличающимися друг от друга. Их необходимо разложить в произвольном порядке на стол и попросить малыша запомнить расположение предметов. Ребёнка нужно попросить отвернуться, а взрослому в этот момент поменять две вещи местами. Когда малыш повернётся, ему необходимо сказать, что изменилось и вернуть всё в первоначальное положение. Постепенно игру можно усложнять при помощи увеличения количества предметов либо разнообразия мест. Тем самым ребёнку придётся не только запоминать детали, но и проявлять внимательность при поиске пропавшей вещи.  Выбирайте свой квест!

Дождик-солнышко. Возьмите чистый листок бумаги и разрежьте его пополам. Сделайте из половинок две карточки, на одной нарисуйте солнце, а на другой тучи, дождик и молнию. Попросите ребёнка встать напротив вас и объясните, что когда вы будете показывать карточку с солнечной погодой, то ему необходимо выбегать вперёд и танцевать или просто веселиться. Когда вы смените карточку на дождливую погоду, то это означает, что нужно найти укрытие и спрятаться под стол, одеяло или зонтик. Поочерёдно заменяйте картинки и наблюдайте за внимательностью ребёнка.  Если всё получается хорошо, то можно усложнить задачу, добавить карточки “осень” – потопать, “зима” – помахать рукой, “весна” – приседать и “лето” – похлопать в ладошки. Можно придумать другие задания или разнообразить предложенные, добавив дополнительные действия. 

Повторяй за мной. Смысл игры заключается в том, что взрослый показывает малышу любые движения, а он их должен повторить. Притом, чем точнее получается, тем лучше. Начните с одного движения, а после каждого успешного повторения малышом добавляйте новое.  Движения должны быть абсолютно разнообразными (поворот головой, движения руками или ногами). Каждый раз, повторяя новое движение, малыш должен не забывать осуществлять предыдущие действия, показанные взрослыми. Для усложнения задачи можно добавить слова или фразы, которые нужно будет повторять вслед за вами. 

Что общего? В эту познавательную игру удобнее играть на улице, однако, в домашних условиях она также доступна. Малыш получает задание от родителей — найти общее у окружающих людей или предметов. Например, чем могут быть похожи или чем различаются телевизор и холодильник? У них одинаковый цвет, но предназначены для разных целей. Или какие есть одинаковые характеристики у стола и шкафа? Оба из древесины, но разные по размеру. Если малыш указал на определённые предметы, то нужно выяснить что, по его мнению, у них общего и отличительного. 

 Лабиринты. Прохождение ребёнком лабиринтов способствует развитию внимательности, наблюдательности и сосредоточенности. Речь идёт не о реальных лабиринтах, а нарисованных на бумаге. В качестве реквизитов для игры будут выступать распечатанные бланки с запутанной “змейкой”. Лучше найти оригинальные лабиринты с нарисованными персонажами из мультфильмов или животными.  Перед началом игры узнайте у малыша кто изображён на бумаге, и спросите о том, как он мог здесь оказаться. Расскажите рассказ или сказку, а в конце завершите её тем, что выдуманный герой, изображённый возле лабиринта, не может добраться до нужного места и ему необходимо помочь.  Предложите нарисовать линию до “выхода” глазами, но если с первого раза не получается, то предложите воспользоваться карандашом. 

Пуговица. Игра способствует развитию внимания, наблюдательности и памяти. Принимают участие два человека: взрослый и ребёнок. Для игры вам потребуется два одинаковых набора пуговиц и таблица, которую можно расчертить на листе бумаги. Сперва лучше начать с небольшого квадрата 3х3 клетки, а затем его расширять.   Игроки садятся друг напротив друга, кладут набор с пуговицами и бланки для игры. Процесс выглядит примерно так: начинающий раскладывает на бланке четыре пуговицы в любом порядке и расположении. Другой игрок должен внимательно посмотреть и зафиксировать расстановку пуговиц. Игровое поле с пуговицами закрывается и противник должен благодаря запомнившемуся раскладу восстановить идентичную картину. Затем игроки меняются ролями.  

Тут что-то не так. Малыш садится рядом со взрослыми и начинает слушать рассказ или сказку, которую родители должны придумать. Рассказ должен содержать какие-либо неправдоподобные фрагменты и “нелепицы”. Задача, стоящая перед малышом — услышать и понять их.  Например, мама или папа начинают рассказ: “Бабушка шла к внучке по дороге, в то время как ей навстречу выбежала большая собака и зарычала: “Ку-ка-ре-ку”, выставив свои острые рога. Бабушка испугалась, но решила продолжить свой путь, ведь на другом конце города её ждала любимая внучка.” После небольшого рассказа задайте малышу вопросы: “Заметил ли ты что-то странное или необычное в моей сказке? Что именно?”.  Постепенно можно увеличивать длину предложений, тем самым усложняя задачу для малыша.  Разные животные Игра развивает произвольное внимание и быстроту реакции у дошкольников.  Назначается ведущий, который будет проводить занятие. В ходе игры ребёнку предлагается внимательно слушать хлопки ведущего. Если прозвучал один хлопок, то малыш должен встать в позу аиста (остаться на одной ноге, а другую поднять вверх). Два похлопывания — лягушка (присесть на корточки, ноги разведены на ширине плеч, руки между ногами на полу). Три хлопка в ладоши — корова (встать на четвереньки и издавать звуки “му-му-му”).  На протяжении процесса меняйте последовательность хлопков, и ускоряйте темп.  Проверка внимания Правила просты: малыш закрывает глаза, а мама или папа озвучивают ему в этот момент различные задания на проверку внимательности. Например, спросите: “Во что одеты твои мама и папа? Какого цвета у нас глаза и волосы? Не открывая глаз, назови всё, что находится сзади тебя с указанием на форму предметов, их цвет.” Перед тем как озвучить вопрос, предложите ребёнку пару минут понаблюдать за тем, что находится вокруг него. Подскажите о необходимости замечать детали. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ для детей с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила  учитель-дефектолог Зинченко Е.В. ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят таки...

Игры на развитие внимания у детей

Во многие игры на развитие внимания можно играть как дома, так и на улице или в поездках и путешествиях. Все игры, собранные здесь, можно использовать, занимаясь как с одним ребенком, так и с группой ...

"Играем с мамой" игры на развитие внимания у детей 2-4 лет

В презентации предложены четыре игры-упражнения на развитие основных свойств внимания: распределения, переключения, устойчивости....

Роль дидактической игры в развитии внимания у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

В статье рассматриваются условия развития внимания у детей дошкольного возраста и дается классификация дидактических игр....

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...