Коррекция ДРО в рамках индивидуального консультирования.
консультация по психологии

    Исследование детско-родительских отношений строится вокруг изучения роли взрослого во взаимоотношении с детьми. Поэтому тема коррекции ДРО является одной из интереснейших и актуальных тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_dro.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция ДРО в рамках индивидуального консультирования.

Исследование детско-родительских отношений строится вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействий с ребенком. На сегодняшний день существует много методик для диагностики детско-родительских отношений.

Например : 

  • «Семейная фотография» - применяется для изучения структуры семьи, для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.
  • Методики «Семейная скульптура» и «Семейная хореография» относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. 
  • «Ролевая карточная игра» - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Эта невербальная методика выявляет те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи.
  • Методика «Семейный ритуал» относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях.
  • «Экокарта» - метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе. «Экокарта» особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. 
  •  «Соломенная башня» - это упражнение, адаптированное Пекманом (1984 г.) для использовании в семейной работе. 
  •  «Семейное пространство» - методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций.

Для изучения фактора взаимоотношений в семье необходимо рассматривать следующие факторы:

1. Типовое состояние семьи:

- эмоциональный комфорт;

- тревожность;

- эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.

2. Стиль семейного воспитания: 

-либеральный,

-демократический,

-авторитарный,

-неустойчивый.

3. Особенности семейного воспитания:

а) нормальные жилищно-бытовые условия;

б) организуют места для занятий;

в) создают домашнюю библиотеку, игровые уголки;

г) соблюдают санитарно-гигиенический режим.

- Родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают  радио и смотрят телепередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

- Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.

- Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.

- Родители видят недостатки в воспитании своих детей.

4. Недостатки семейного воспитания.

Первая часть работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводится с помощью следующих методов:

  • Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я Варга, В.В. Столин);
  • Тест КРС (кинетический рисунок семьи), выполняемый детьми;
  • Изучение межличностных отношений в семье. Методика PARJ Е. Шеффер и Р. Белла;
  • Наблюдение.

Очень важное персональное качество человека – «тревожность». Это особое эмоциональное состояние, часто возникающее в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми.

Методика «Незаконченные предложения» выявляет систему отношений в семье, взаимоотношений с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Оптимизация детско-родительских отношений. Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка для развития детей. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения воспитателей и родителей является ознакомление их со способами правильного общения, оказания им психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Приводимые ниже рекомендации показывают, в каком направлении и с помощью каких методов может осуществляться такая работа.

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. В таких взаимоотношениях взрослый:

  • Сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления    его  самооценки;
  • Помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
  • Помогает ребенку избежать ошибок;
  • Поддерживает ребенка при неудачах.

Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает. Хочу такой сайт

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя, не достигнут самоуважения и уверенности.

Для нормального развития ребенка иногда нужна коррекция всех его семейных взаимоотношений, таких как:

  • Завышенные требования родителей;
  • Соперничество братьев и сестер;
  • Чрезмерные амбиции ребенка.

Оказать ребенку психологическую поддержку взрослый должен теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера в него родителей и педагогов.

Родитель должен показывать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем связанные с ним проблемы, а педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • Опираться на сильные стороны ребенка.
  • Избегать подчеркивания его промахов.
  • Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  • Проводить больше времени с ребенком.
  • Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  • Уметь взаимодействовать с ребенком.
  • Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  • Избегать дисциплинарных наказаний.
  • Принимать индивидуальность ребенка.
  • Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

           Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком в рамках индивидуального консультирования необходимо научить взрослых эффективному, ответственному общению с детьми:

а) беседовать с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне, сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком;

б) быть одновременно и твердым, и добрым;

в) снизить контроль над детьми;

г) поддерживать ребенка, признавая его усилия и вклад;

д) иметь мужество не отчаиваться, если какой-то подход окажется неудачным, остановиться, проанализировать как переживания и поступки ребенка, так и свои;

е) демонстрировать взаимное уважение, уважение к ребенку как к личности, доверие к нему, уверенность в нем.

            В рамках индивидуального консультирования необходимо научить взрослых:

-  отвечать за формирование личности маленького ребенка;

- быть участвующим родителем (знать все, что происходит в школе и других сферах в жизни ребенка, уметь определить возможные проблемы, такие как: драки, проблемы в школе или злоупотребление наркотиками);

- не наказывать ребенка в присутствии других людей;

- признавать правильное поведение ребенка и его достижения, хвалить ребенка за хорошо выполненную работу, концентрироваться больше на позитивном, чем на негативном;

- регулярно разговаривать со своим ребенком о давлении со стороны сверстников, о наркотиках, алкоголе, сексе и т.д., так как благодаря этому ребенок сможет прийти к родителям с любым разговором, с любой проблемой;

- научить своих детей ценить деньги, научить их тому, что в жизни нельзя получить что-то просто так, и что нужно заработать на то, что тебе хочется;

- научить своих детей ответственности, поручая различные задания по дому, соответствующие их возрасту;

- научить детей заботиться самим о себе;

- научить детей ценить независимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное консультирование родителей и других членов семьи ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ

Эффективность консультативной работы определяется степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи....

Индивидуальное консультирование как важный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучени...

Индивидуальное консультирование как важный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучени...

Журнал индивидуального консультирования родителей воспитанников

Консультации по музыкальному воспитанию для родителей детей подготовительной группы....

Индивидуальное консультирование как важный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучени...

Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития

Представление опыта работы участников методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья по создан...