Коррекция ДРО в рамках индивидуального консультирования.
консультация по психологии
Исследование детско-родительских отношений строится вокруг изучения роли взрослого во взаимоотношении с детьми. Поэтому тема коррекции ДРО является одной из интереснейших и актуальных тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_dro.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция ДРО в рамках индивидуального консультирования.
Исследование детско-родительских отношений строится вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействий с ребенком. На сегодняшний день существует много методик для диагностики детско-родительских отношений.
Например :
- «Семейная фотография» - применяется для изучения структуры семьи, для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.
- Методики «Семейная скульптура» и «Семейная хореография» относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей.
- «Ролевая карточная игра» - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Эта невербальная методика выявляет те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи.
- Методика «Семейный ритуал» относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях.
- «Экокарта» - метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе. «Экокарта» особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем.
- «Соломенная башня» - это упражнение, адаптированное Пекманом (1984 г.) для использовании в семейной работе.
- «Семейное пространство» - методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций.
Для изучения фактора взаимоотношений в семье необходимо рассматривать следующие факторы:
1. Типовое состояние семьи:
- эмоциональный комфорт;
- тревожность;
- эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.
2. Стиль семейного воспитания:
-либеральный,
-демократический,
-авторитарный,
-неустойчивый.
3. Особенности семейного воспитания:
а) нормальные жилищно-бытовые условия;
б) организуют места для занятий;
в) создают домашнюю библиотеку, игровые уголки;
г) соблюдают санитарно-гигиенический режим.
- Родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радио и смотрят телепередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).
- Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.
- Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.
- Родители видят недостатки в воспитании своих детей.
4. Недостатки семейного воспитания.
Первая часть работы по изучению характера взаимоотношений в семье проводится с помощью следующих методов:
- Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я Варга, В.В. Столин);
- Тест КРС (кинетический рисунок семьи), выполняемый детьми;
- Изучение межличностных отношений в семье. Методика PARJ Е. Шеффер и Р. Белла;
- Наблюдение.
Очень важное персональное качество человека – «тревожность». Это особое эмоциональное состояние, часто возникающее в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми.
Методика «Незаконченные предложения» выявляет систему отношений в семье, взаимоотношений с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Оптимизация детско-родительских отношений. Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка для развития детей. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения воспитателей и родителей является ознакомление их со способами правильного общения, оказания им психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
Приводимые ниже рекомендации показывают, в каком направлении и с помощью каких методов может осуществляться такая работа.
Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. В таких взаимоотношениях взрослый:
- Сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- Помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
- Помогает ребенку избежать ошибок;
- Поддерживает ребенка при неудачах.
Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя, не достигнут самоуважения и уверенности.
Для нормального развития ребенка иногда нужна коррекция всех его семейных взаимоотношений, таких как:
- Завышенные требования родителей;
- Соперничество братьев и сестер;
- Чрезмерные амбиции ребенка.
Оказать ребенку психологическую поддержку взрослый должен теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.
Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера в него родителей и педагогов.
Родитель должен показывать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем связанные с ним проблемы, а педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.
Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Избегать подчеркивания его промахов.
- Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Проводить больше времени с ребенком.
- Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
- Уметь взаимодействовать с ребенком.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных наказаний.
- Принимать индивидуальность ребенка.
- Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком в рамках индивидуального консультирования необходимо научить взрослых эффективному, ответственному общению с детьми:
а) беседовать с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне, сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком;
б) быть одновременно и твердым, и добрым;
в) снизить контроль над детьми;
г) поддерживать ребенка, признавая его усилия и вклад;
д) иметь мужество не отчаиваться, если какой-то подход окажется неудачным, остановиться, проанализировать как переживания и поступки ребенка, так и свои;
е) демонстрировать взаимное уважение, уважение к ребенку как к личности, доверие к нему, уверенность в нем.
В рамках индивидуального консультирования необходимо научить взрослых:
- отвечать за формирование личности маленького ребенка;
- быть участвующим родителем (знать все, что происходит в школе и других сферах в жизни ребенка, уметь определить возможные проблемы, такие как: драки, проблемы в школе или злоупотребление наркотиками);
- не наказывать ребенка в присутствии других людей;
- признавать правильное поведение ребенка и его достижения, хвалить ребенка за хорошо выполненную работу, концентрироваться больше на позитивном, чем на негативном;
- регулярно разговаривать со своим ребенком о давлении со стороны сверстников, о наркотиках, алкоголе, сексе и т.д., так как благодаря этому ребенок сможет прийти к родителям с любым разговором, с любой проблемой;
- научить своих детей ценить деньги, научить их тому, что в жизни нельзя получить что-то просто так, и что нужно заработать на то, что тебе хочется;
- научить своих детей ответственности, поручая различные задания по дому, соответствующие их возрасту;
- научить детей заботиться самим о себе;
- научить детей ценить независимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное консультирование как форма работы с родителями воспитанников ДОУ
консультации психолога логопеда...
Индивидуальное консультирование родителей и других членов семьи ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ
Эффективность консультативной работы определяется степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи....
Индивидуальное консультирование как важный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучени...
Индивидуальное консультирование как важный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучени...
Журнал индивидуального консультирования родителей воспитанников
Консультации по музыкальному воспитанию для родителей детей подготовительной группы....
Индивидуальное консультирование как важный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучени...
Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития
Представление опыта работы участников методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья по создан...