Как решать проблемы поведения с помощью сказок: инструкция от сказкотерапевтов
консультация
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_reshat_problemy_povedeniya_s_pomoshchyu_skazok.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как решать проблемы поведения с помощью сказок:
инструкция от сказкотерапевтов
На терапевтическом потенциале сказок основан метод сказкотерапии. В сказочных образах спрятаны ситуации, с которыми сталкивается каждый: выбор пути, преодоление своих страстей. Отождествляя себя с героями, ребёнок учится понимать себя и других людей.
Сказкотерапия может быть гораздо эффективнее нотаций: сказки помогают взглянуть на проблему отстранённо, ведь это история не про ребёнка, а про зайчика или мишку. Не травмируя ребёнка, взрослый может узнать, что волнует малыша, найти подход к его проблеме и вместе поработать над решением.
Правила сказкотерапии
Пространство должно быть безопасным, а ваш тон – ровным и доброжелательным. Даже если вам не нравятся ответы или реакция детей, попробуйте найти игровой момент.
Избегайте назидательного тона, порицательных и гневных высказываний относительно поступков сказочных героев и их прямых проекций на малыша.
Постарайтесь проследить зависимость поступков и последствий. Плохо поступил – результат был печальным. Изменил своё поведение – и сказка закончилась хорошо.
Прочитайте сказку заранее, продумайте реплики, вопросы. Помните «золотое правило сказки»: сюжет призван не уличить маленького хулигана, а показать альтернативу. Почему сказочный персонаж совершал плохие поступки и к чему это привело? Что заставило его измениться и как изменилась ситуация?
Когда поможет сказкотерапия
Детский психолог-сказкотерапевт Ирина Терентьева, основатель портала «Детология», о зонах применения сказок:
- работа с детскими страхами – темноты, смерти, одиночества;
- проживание стресса и негативных эмоций;
- помощь в подготовке к новым событиям – когда ребёнок идёт в садик, школу, в семье появляется младенец;
- коррекция коммуникативных проблем – конфликты с родителями и сверстниками;
- самообслуживание: гигиена, чистка зубов, умение убираться, одеваться, помогать по дому;
- мотивация к учёбе;
- расслабление, настрой на спокойный сон;
- изучение основ безопасности: вместо нотации о том, как опасно убегать от мамы на улице, рассказываем про это сказку.
Если ребёнок кусается
Пригласите послушать сказку вместе с ребёнком его любимые игрушки.
Прочитайте этой компании сказку Григория Остера «Когда начинают кусаться». Рассмотрите иллюстрации Леонида Шварцмана.
Порассуждайте вместе: когда хочется кусаться? Когда обижены и злы или когда грустно?
Поспрашивайте у игрушек, что они думают по этому поводу. Пусть их мнение озвучит ребёнок, или разыграйте сценку сами. Дети охотно включаются в игру и даже в пассивной роли слушателя оказываются под большим впечатлением.
В сюжет можно ввести «пострадавшего»: пусть ребёнок расскажет от его имени, как было больно и обидно.
Если трудно признать вину и сложно просить прощения Расскажите ребёнку сказку Софьи Прокофьевой «Не буду просить прощения» про мальчика Васю и Великие Холода, которые наступают, когда кто-то поссорился с мамой и не извинился.
Рассмотрите эмоции мамы и Васи на иллюстрациях из «Любимой книги сказок с подсказками».
Сказка длинная, чтение можно разделить на 5–6 сеансов, рассуждая после каждого фрагмента.
Обсудите с ребёнком причины ссоры Васи с мамой. Почему ему так трудно было попросить прощения? Вспомните, был ли у ребёнка успешный опыт извинений. Что он чувствовал в тот момент? Расскажите о своём опыте тоже.
Проиграйте несколько вариантов развития событий после наиболее ярких фрагментов. Проиграть можно с помощью игрушек, рисунков, пальчикового театра.
Если ребёнок часто обижается
Прочитайте сказку Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Рассмотрите иллюстрации Владимира Сутеева.
Понаблюдайте вместе с ребёнком за храбрым енотиком. Как вёл себя «тот, кто сидел в пруду», когда енотик грозил ему палкой, и что произошло, когда енотик улыбнулся.
Послушайте песенку про улыбку. Поиграйте с зеркалом: понаблюдайте за реакцией на доброжелательное, улыбчивое выражение лица и на хмурое, сердитое.
Если ребёнок боится
Боятся многие дети, это возрастная норма: до семи лет активно развивается воображение и мышление. Дети придумывают чудовищ и сами их пугаются. Ни в коем случае нельзя обесценивать эмоции ребёнка. Отличный способ справиться с монстром – смех: нарисуйте и рассмешите свой страх.
Сказки для борьбы со страхами:
- «Чудище-горынище». Русская народная сказка в пересказе Георгия Науменко;
- «Трусливый Ваня», Константин Ушинский;
- «Прожорливый башмак», Алексей Толстой;
- «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», Самуил Маршак;
- «Приключения муравьишки», Виталий Бианки.
Помогите ребёнку представить себя в образе героя и пройти вместе с ним все испытания. Ребёнок должен увидеть ситуацию страха извне, понять её несостоятельность. Не торопитесь, задавайте вопросы по ходу рассказа.
В минуту сильного страха Вани или Муравьишки попробуйте задуматься от их лица, осмотреться, проанализировать происходящее. Такое поведение со временем станет для ребёнка привычкой и позволит справиться со страхами.
Сегодня издатели выпускают сборники сказок с заранее подготовленными подсказками и вопросами для обсуждения с ребёнком.
Если ребёнок хочет всё знать
Книги серии «Энциклопедия в сказках» от кандидата педагогических наук и мамы троих детей Наталии Немцовой совмещают сказку и энциклопедию. С помощью сказочных образов книги рассказывают о явлениях физики, географии, истории, биологии.
Где находится край света? Почему падают звёзды? Куда уходит лето? Факты представлены в форме волшебной истории, но без потери научной достоверности.
Сказки Натальи Немцовой рассказывают о правилах безопасности, этикете и основах заботы о своем здоровье: почему важно мыть руки, зачем уступать место старшим, как быть, если потерялся.
Наталия Немцова: «Быть хорошим родителем значит не лениться. Надо находиться в постоянном контакте с ребёнком, здесь и сейчас реагировать на потребности малыша. При совместном чтении сказок важно умение не только задавать вопросы, но и слушать ответы, не давить авторитетом, а делиться эмоциями, не требовать правильный ответ, а интересоваться мнением.
Сказки могут рассказать о мире вокруг, научить сопереживанию. В сказках разговаривают существа, которые не могут говорить в жизни – это прекрасная возможность развить у ребёнка чувство сопереживания и уважения ко всему живому. Думаю, ребёнок, который переживает за судьбу муравьишки или ландыша, не будет рвать цветы, мучить насекомых. Сказки делают добрее».
Информацию подготовил: педагог-психолог Леонтьева Д.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Садик в радость! Решаем проблемы адаптации.
Когда приходит время отдавать ребенка в детский сад, родители беспокоятся за него. С этим сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей связано много переживаний и вопросов. Как дол...
"Как мы учим дошкольников решать проблемы"
Для успешной адаптации и самореализации ребёнка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приёмов воспитания. Основная наша задача ...
Консультация для родителей «Всегда ли родители должны решать проблемы детей в саду»?
Дети в саду разные. Есть такие, которые не всегда могут дать отпор или делают это нерешительно. А есть наоборот такие, которые кидаются на всех с кулаками. Их очень быстро начинают считать хулиганами ...
Решаем проблемы легко и весело!
Данный материал отражает алгоритм решения проблемы с помощью технологии ТРИЗ, а также включает авторские методические приемы. Рассчитан на детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей: «Самодельный телевизор решает проблемы с развитием речи у детей».
Цель: Развитие связной речи....
Решаем проблемы, играя с детьми.
От того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребёнка в детском коллективе, и успешность/не успешность его социализации и др....
«Как решается проблема повышения двигательной активности детей в группе»
Игрой надо руководить так, чтобы детям доставляло удовольствие от ее процесса. Дать возможность участникам проявить активность, творческую инициативу и самостоятельность. Воспитатель должен заинтересо...