«Как организовать досуговую деятельность детей с ОВЗ».
консультация по психологии

Ващенко Юлия Сергеевна

Просвещение педагогов работающие с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

 «Как организовать досуговую деятельность детей с ОВЗ».

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?»

Конфуций

Роль досуговой деятельности в воспитательном процессе.

Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы. 
Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что и проводить досуг человек будет так, как проводили родители и окружающие его взрослые. 
Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим:
Ей свойственна целенаправленность и продуманность. Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно. Ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп; 

Она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят; 

Способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка; 

Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность. 

Все выше сказанное относится не только к здоровым детям. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом. 

В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ОВЗ, является его социокультурная досуговая деятельность.
Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие. 

-В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его. 

-Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания. 

-Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах. 

-Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции. 

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, и их можно классифицировать следующим образом:

-Отдых (активный и пассивный); 

-Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети); 

-Праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные); 

-Самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.); 

-Творчество

С уверенностью можно сказать, что такая деятельность выступает важнейшей сферой социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья, способствует преодолению их изолированности и переходу к их интеграции в общество. 
Главной задачей организации социокультурной деятельности является переход досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья из индивидуального в социальное пространство.
«Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.

Игра — это особый вид деятельности, потому что играть приятно, играть легко и весело, в игре человек проживает счастливое состояние .

 Наиболее важными функциями игры являются:

 -        воспитательная функция;

 -        развивающая функция;

 -        функция межнациональной коммуникации;

 -        коммуникативная функция;

 -        диагностическая функция;

 -        игротерапевтическая функция;

 -        функция коррекции в игре;

 -        развлекательная функция игры .

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1)      свободная развивающая деятельность;

2)      творческий, импровизационный характер этой деятельности;

3)      эмоциональная приподнятость деятельности;

4)      наличие прямых или косвенных правил .

1. Физические и психологические игры и тренинги:

а) двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

б) экстатические, экспромтные игры и развлечения;

в) освобождающие игры и забавы;

г) лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры: 

а) предметные забавы;

б) сюжетно-интеллектуальные игры;

в) дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

г) строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные игры, игры-автоматы.

3. Социальные игры:

а) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

б) деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

 4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).
Хочу обратить ваше внимание, что инклюзия на пустом месте не появляется – ее нужно тщательно готовить.

При посещении мероприятий досуговой деятельности у ребенка происходит нормализация взросло-детских отношений, личностный рост, у ребенка развивается воображение, творческие способности, социальная активность, происходит расширение кругозора, нормализация самооценки, расширение круга общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать познавательную деятельность детей дошкольного возраста

памятка воспитателю детского сада по работе с семьей...

«Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей....

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ» по теме: «Как организовать игровую деятельность детей дошкольного возраста.». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

В программе:Дискуссия   «Какие игрушки нужны детям в дошкольном возрасте» - старший воспитатель.Представление  «Возрастные игрушки»  – педагоги.Творческая мастерская – «Игруш...

Консультация для родителей на тему: «Культурно - досуговая деятельность детей»

В консультации предоставлена информация о том, как организовать культурный досуг детей в семье или в свободное время....

Консультация для воспитателей: «Использование театрализованных игр и постановок в музыкально – досуговой деятельности детей дошкольного возраста».

Данный методический материал поможет воспитателям понять, для чего детям необходимы театрализованные игры, как правильно их подобрать, как работать над инсценировкой....

Организация досуговой деятельности детей в старшей_группе по теме «Салют Победа!» Автор конспекта досуговой деятельности (далее – ННОД): (Темербекова А.А., воспитатель, СП детский сад Моховской ООШ)

Для нашего поколения Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летоп...

Сценарий совместной образовательной- досуговой деятельности детей и родителей ко дню матери «Мама первое слово» для детей средней группы

Этот материал позволит провести необходимую часть работы с семьей  при подготовке к празднику " День матери"....