Статья «Дидактическая игра в психолого-педагогическом контексте»
статья по психологии

Черепинова

         Детство-этап подготовки к будущей жизни. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей жизни. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности-игре, речевом общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Дидактическая игра в психолого-педагогическом контексте»

Учитель-логопед

Л.Г.Черепинова

Детство-этап подготовки к будущей жизни. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей жизни. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности-игре, речевом общении.

В отечественной психологии принято определение ведущего вида деятельности, данное А.Н.Леонтьевым: это деятельность, развитие которой обусловливает главные изменения в психических и психологических особенностях личности на данной стадии развития.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - это игра. В отечественной психологии принята концепция игры, разработанная Д.Б. Элькониным. В его работах выделяются следующие этапы развития детской игры: предметная (до 3 лет), ролевая (3-7 лет), игра с правилами (дидактическая) (5-7 лет). Важно отметить утверждение Д.Б.Эльконина о том, что этапы развития игры не обнаруживают жесткой связи с возрастом детей: переход к более сложной игре связан как с возрастным развитием ребенка, так и с его игровым опытом.

Значение игры в развитие ребенка рассматривается в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец) и зарубежных (М.Пиаже, И.Ивиг, Х.Реттер) ученых.

Идею обучения и воспитания детей посредством разнообразных игр широко пропагандировала Н.К.Крупская. Она придавала игре огромное значение. Об этом Н.К. Крупская часто и много писала в своих педагогических трудах, в них она говорила, что игра для дошкольников это - способ познания окружающего, игра есть потребность растущего детского организма, она характеризуется как метод воспитательно-образовательной работы. Надежда Константиновна неоднократно подчеркивала, что для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них – учеба, труд, и серьезная форма воспитания.

Такое же значение игре придавал и А.С. Макаренко, который говорил, что у ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь, а вся его жизнь - это игра.

Ян Амос Коменский – чешский философ, считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям.

Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире. Рассматривая игру как условие радостного детства и как средство всестороннего, гармоничного развития ребенка. Я.А. Каменский советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими.

В ходе развития педагогики игры разрабатывалась их дидактическая направленность. Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерности процесса обучения, то есть общие законы обучения всем предметам.

Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

В работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И.Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.И.Сорокиной, Е.Ф.Иваницкой, Е.А.Удальцовой и др.) представлено много дидактических игр, с помощью которых происходит формирование сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Так как игра-это вид деятельности ребенка, в силу этого ей присущи черты характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи под руководством воспитателя.

Любая дидактическая игра имеет две цели: одна - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Содержание дидактической игры - это всегда осуществление какой-либо умственной задачи, она помогает в усвоении новых знаний и в закреплении пройденного материала.

Задача в игре всегда выражает причину, по которой собственно составлена игра. Каждая дидактическая игра предлагает детям такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачи в игре, ребенок активизирует свое мышление, развивает речь, фонематические процессы, упражняет память. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составлять из букв слова, отрабатываются навыки звукового анализа.

При проведении дидактических игр важно помнить, что задачи в играх в каждом случае должны соответствовать возрастным возможностям детей. Задачи и правила игры одинаково обязательны для каждого ребенка, а игровое действие всегда связано с заранее установленными правилами.

Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Игровые действия - самая существенная часть дидактической игры. Без деятельности осуществление цели игры было бы только сухим дидактизированием, оно скорее отпугивало бы детей, чем привлекало их. Без действия мы вообще не могли бы говорить об игре. Действия в игре - это единственный способ выполнения задачи. В любой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка, привлекает интерес и повышает его эмоциональное отношение к игре. В дидактических играх деятельность точно определена, ясно обозначена и отвечает двум основным условиям:

- обязательно подчиняется задаче и выполняет учебную цель игры;

- должна быть занимательной и увлекательной вплоть до окончания игры.

Мы можем точно определить отношение между задачей и деятельностью в дидактических играх:

- задача выражает общую программу, линию и направление деятельности;

- задача делает игровую деятельность интересной, придает ей содержание и смысл, а деятельность делает более привлекательным и занимательным выполнение задачи.

Мы уже знаем, что необходимой частью дидактической игры являются правила, они занимают в ней такое большое место, что часто дидактические игры по праву называют «игры с правилами». Правила подчиняются задаче игры, они раскрывают и организуют деятельность так, чтобы она наверняка была направлена на выполнение задачи. Правило, следовательно, выступает как организующий фактор. Если ребенок действует в игре по правилам, то это результат воздействия слова на его деятельность: воспитатель объясняет детям правила игры, дети их осознают, запоминают и ведут себя в соответствии с ними. Такое поведение требует не только значительной работы ума, но волевого усилия и сознательной координации первой и второй сигнальных систем. Как утверждает советский педагог А.И.Сорокина, выполнение правил в дидактической игре становится для детей критерием оценки.

Каждая дидактическая игра имеет конец - это результат игры. Результат - это решение задачи и выполнение правил, его нужно оценивать с двух точек зрения: с точки зрения детей и с точки зрения педагога. Если мы их сопоставим, то хороший результат в той игре, которая возбуждает интерес детей, побуждает их к осуществлению деятельности и в полном объеме выполняет предписанную дидактическую задачу. Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться дидактические принципы: научность, доступность, систематичность, повторяемость, последовательность, постепенность выполнения заданий, сознательность и активность усвоения знаний детьми, индивидуальный подход к ним.

Нужно, однако, подчеркнуть, что основным условием развития дидактической игры является умелое руководство педагога. Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

- выразительность проведения игры обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре;

-педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;

- необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность;

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

- между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается большое количество педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:

1)социокультурная функция (у ребенка формируется комплекс «самости» - самовыражение, самоконтроль, самореализация, самореабилитация);

2)коммуникативная функция (общение в игре - основной ее энергетический источник);

3)диагностическая функция (игра способствует определению отклонений в поведении ребенка);

4)развлекательная функция (для игры характерно растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху); 5)игротерапевтическая и коррекционная функции.

Так как характерная особенность дидактической игры - связь учебных элементов с элементами игры, то в хорошо составленной игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся, а всегда чувствовать, что они играют, а не приобретают знания.

Умение вычленять среди разных по содержанию картинок общее свойство требует сложной аналитико-синтетической деятельности. Дидактическая игра и вызывает у ребенка такую деятельность – умение анализировать, соотносить разные свойства, обобщать, организовывать практические действия.

Дидактическая игра позволяет определить, в какой мере ребенок той или иной группы владеет определенными знаниями и способами практических и умственных действий в каждый данный момент.

Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Включая дидактические игры в коррекционный процесс, учитель- логопед отбирает те, которые соответствуют возрастным возможностям, развивают речь, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, способствуют развитию фонематических процессов (восприятия, представления, анализа, синтеза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка....

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

Статья «Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

СТАТЬЯ «Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики»

В данной статье Вы более подробно познакомитесь с  один из основных методов педагогической диагностики – наблюдение.  Метод  наблюдения – главный и наиболее доступный для пе...

Статья «Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...