Особенности адаптации воспитанников ранних групп к условиям ДОУ.
материал по психологии (младшая группа)
Заседание семейного клуба "Содружество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_sodruzhestvo.docx | 672.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание семейного клуба «Содружество»
Тема: В детский сад без слез: особенности и проблемы адаптации.
Цель: создание условий для расширения психолого-педагогических знаний родителей в вопросах воспитания дошкольников.
Задачи:
- информировать родителей об особенностях адаптации воспитанников младшего дошкольного возраста;
- содействовать осознанию родителями их роли в процессе адаптации дошкольников к условиям ДОУ;
- раскрыть особенности двигательной активности младших дошкольников и ее роли в процессе адаптации;
- способствовать повышению эффективности взаимоотношений между родителями, педагогами и специалистами ДОУ.
Оборудование и материалы: заготовка для ромашек, ветки дерева, заготовки листочков, фломастеры, ножницы, скотч, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас в нашем дошкольном образовательном учреждении!
Меня зовут Мария Александровна, я работаю педагогом-психологом и являюсь руководителем семейного клуба «Содружество». Наш клуб функционирует в течении учебного года, для родителей (законных представителей) всех возрастных групп.
Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастет в теплые дружеские отношения. Для этого я предлагаю, выполнить упражнение «Будем знакомы», правила очень просты - Своё имя назови, Соседу руку протяни, И улыбку подари.
Замечательно, мы познакомились, обменялись положительными эмоциями, а теперь настала пора перейти к теме нашего сегодняшнего заседания.
Начать разговор мне бы хотелось со стихотворения.
Какое счастье!
Ваш малыш подрос!
И многое уже умеет сам:
Играет, ходит, говорит и размышляет.
Пришла пора ребёнка в сад отправить.
Тревожно маме, папе, всей семье,
Переживает даже серый кот-
Малыш сегодня в детский сад идёт!
Вздыхает мама - как он там один?
Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?
Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?
А если плачет – как же быть?
Не хочет больше в сад - но почему?
И что всё это значит?!
Что делать? Как же все исправить?
Всех адаптация переживать заставит!
Уважаемые родители, скажите пожалуйста, какие у Вас возникают ассоциации при слове «адаптация»?
Полностью с Вами согласна! Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, к изменяющимся внешним условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Как же помочь своему ребенку в период адаптации?
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом.
Сейчас я предлагаю подумать над тем, какие изменения происходят в жизни воспитанников.
Упражнение «Ромашка»
(Анализ, обсуждение ответов.)
В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Как протекает адаптационный период?
Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях.
Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
самостоятельно садиться на стул;
самостоятельно пить из чашки;
пользоваться ложкой;
активно участвовать в одевании, умывании.
Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
Неумение занять себя игрушкой.
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от этих привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Как же помочь своему ребенку адаптироваться к условиям ДОУ. Первоначально необходимо поддерживать контакт с специалистами, воспитателями дошкольного учреждения. Делиться, обмениваться друг с другом информацией.
Упражнение «Дерево»
На листочках напишите важную на ваш взгляд информацию о своем ребенке – как вы его дома ласково называете, во что любит играть, есть ли любимая книжка, игрушка, любимый мультфильм, значимый взрослый для ребенка, любит умываться или нет…индивидуальные факты…
У нас с вами получилось замечательное дерево, воспитатели ознакомятся, и я уверена, что будут использовать информацию в своей работе.
Чего нельзя делать ни в коем случае!
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя сбегать с детского сада, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что вы уходите.
Часто мамы видя, что ребенок увлекся игрой, тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. Он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Никогда не уходите незаметно.
У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
- Нельзя демонстрировать ребенку своё волнение и беспокойство. Оно передается вашему малышу. Будьте спокойны.
В период адаптации особую роль педагоги-психологи отводят двигательной активности младших дошкольников, об особенностях которой расскажет вам инструктор по ФК Полина Викторовна.
Уважаемы родители, наше заседание подходит к завершению, есть ли вопросы?
Упражнение «Обмен мнениями»
Закончить наше собрание хочется стихотворением:
Не хочу в детский сад!
Плачет громко Вова.
Не хочу в детский сад!
Плачет громко снова.
Не хочу в детский сад!
Громко он рыдает.
Всё равно его тут
Мама оставляет.
Вот неделя прошла,
А потом другая.
И опять, и опять
Мальчик тот рыдает.
Не хочу я домой!
Как понять такого?
Полюбил детский сад
Очень мальчик Вова.
Хочется пожелать нам всем, чтобы и ваши детки полюбили детский сад и приходили с интересом, а уходили с неохотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (на примере группы «Муравьишки»)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142575","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142576","attributes":{"alt":"","class"...
«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»
laquo;Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»...