Особенности адаптации воспитанников ранних групп к условиям ДОУ.
материал по психологии (младшая группа)

Заседание семейного клуба "Содружество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_sodruzhestvo.docx672.4 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание семейного клуба «Содружество»

Тема: В детский сад без слез: особенности и проблемы адаптации.

Цель: создание условий для расширения психолого-педагогических знаний родителей в вопросах воспитания дошкольников.

Задачи:

  • информировать родителей об особенностях адаптации воспитанников младшего дошкольного возраста;
  • содействовать осознанию родителями их роли в процессе адаптации дошкольников к условиям ДОУ;
  • раскрыть особенности двигательной активности младших дошкольников и ее роли в процессе адаптации;
  • способствовать повышению эффективности взаимоотношений между родителями, педагогами и специалистами ДОУ.

Оборудование и материалы: заготовка для ромашек, ветки дерева, заготовки листочков, фломастеры, ножницы, скотч, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас в нашем дошкольном образовательном учреждении!

Меня зовут Мария Александровна, я работаю педагогом-психологом и являюсь руководителем семейного клуба «Содружество». Наш клуб функционирует в течении учебного года, для родителей (законных представителей) всех возрастных групп.C:\Users\user\Downloads\1697435807238.jpg

Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастет в теплые дружеские отношения. Для этого я предлагаю, выполнить упражнение «Будем знакомы», правила очень просты - Своё имя назови, Соседу руку протяни, И улыбку подари.

Замечательно, мы познакомились, обменялись положительными эмоциями, а теперь настала пора перейти к теме нашего сегодняшнего заседания.

Начать разговор мне бы хотелось со стихотворения.

Какое счастье!

Ваш малыш подрос!

И многое уже умеет сам:

Играет, ходит, говорит и размышляет.

Пришла пора ребёнка в сад отправить.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот-

Малыш сегодня в детский сад идёт!

Вздыхает мама - как он там один?

Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?

А если плачет – как же быть?

Не хочет больше в сад - но почему?

И что всё это значит?!

Что делать? Как же все исправить?

Всех адаптация переживать заставит!

Уважаемые родители, скажите пожалуйста, какие у Вас возникают ассоциации при слове «адаптация»?

Полностью с Вами согласна! Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, к изменяющимся внешним условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. 

Как же помочь своему ребенку в период адаптации?

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом.C:\Users\user\Downloads\1697435807248.jpg

Сейчас я предлагаю подумать над тем, какие изменения происходят в жизни воспитанников.

Упражнение «Ромашка»

(Анализ, обсуждение ответов.)

В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Как протекает адаптационный период? 

Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение годаC:\Users\user\Downloads\1697435807257.jpg

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях.

Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группыВ детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

самостоятельно садиться на стул;

самостоятельно пить из чашки;

пользоваться ложкой;

активно участвовать в одевании, умывании.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

Неумение занять себя игрушкой.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от этих привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Как же помочь своему ребенку адаптироваться к условиям ДОУ. Первоначально необходимо поддерживать контакт с специалистами, воспитателями дошкольного учреждения. Делиться, обмениваться друг с другом информацией.C:\Users\user\Downloads\1697435807267.jpg

Упражнение «Дерево»

На листочках напишите важную на ваш взгляд информацию о своем ребенке – как вы его дома ласково называете, во что любит играть, есть ли любимая книжка, игрушка, любимый мультфильм, значимый взрослый для ребенка, любит умываться или нет…индивидуальные факты…

У нас с вами получилось замечательное дерево, воспитатели ознакомятся, и я уверена, что будут использовать информацию в своей работе.

Чего нельзя делать ни в коем случае!

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя сбегать с детского сада, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что вы уходите.

 Часто мамы видя, что ребенок увлекся игрой, тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. Он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Никогда не уходите незаметно.

   У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.

  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
  • Нельзя демонстрировать ребенку своё волнение и беспокойство. Оно передается вашему малышу. Будьте спокойны.C:\Users\user\Downloads\1697435807219.jpg

В период адаптации особую роль педагоги-психологи отводят двигательной активности младших дошкольников, об особенностях которой расскажет вам инструктор по ФК Полина Викторовна.

Уважаемы родители, наше заседание подходит к завершению, есть ли вопросы?

Упражнение «Обмен мнениями»

Закончить наше собрание хочется стихотворением:

Не хочу в детский сад!

Плачет громко Вова.

Не хочу в детский сад!

Плачет громко снова.

Не хочу в детский сад!

Громко он рыдает.

Всё равно его тут

Мама оставляет.

Вот неделя прошла,

А потом другая.

И опять, и опять

Мальчик тот рыдает.

Не хочу я домой!

Как понять такого?

Полюбил детский сад

Очень мальчик Вова.

Хочется пожелать нам всем, чтобы и ваши детки полюбили детский сад и приходили с интересом, а уходили с неохотой.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (на примере группы «Муравьишки»)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142575","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142576","attributes":{"alt":"","class"...

«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»

laquo;Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»...