Консультация для педагогов"Метод фокальных объектов как средство развития творческого, активного самостоятельного мышления".
консультация по психологии
В консультации для педагогов дается краткий разбор ТРИЗ технологии - "Метод фокальных обЪектов" в работе с детьми дошкольного возраста. В документе отражены теоритические основы метода, а так же подборка игр для применения в практике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метод фокальных объектов как средство развития творческого, активного самостоятельного мышления.
Одной из стратегий обучения одарённых детей, опирающихся на качественное изменение в содержании образования, является стратегия «обучения мышлению». Данным термином обозначается направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка.
В последнее время существенно активизировалась работа в данном направлении. Многие исследователи и педагоги-практики уделяют особое внимание специальному развитию креативности, интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска. Одной из технологий, разработанной в рамках данного направления, является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) (Р. Альтшуллер и др.).Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Цель использования ТРИЗ – технологии в детском саду - развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Достоинства использования элементов ТРИЗ:
- является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
- позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
- стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
- помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
- стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
- развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности; помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
Одним из таких методов является «Метод фокальных объектов».Это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов.Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно:
- Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
- Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
- Определение и запись в таблицу 6—10 признаков случайных предметов.
- Генерация (выработка) новых технических решений путем соединения признаков случайных предметов с исходным объектом.
- Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
- Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего условиям задачи.
Как результат мы имеем списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
В учебном пособии Т.А. Сидорчук «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников» можно найти следующие рекомендации по использованию данного метода в работе с детьми разного возраста.
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста.
При работе по данному методу рекомендуется фиксировать признаки, свойства предметов, называемые детьми. Эта часть работы требует динамики.Педагог должен демонстрировать уверенность в том, что объект с необычным признаком может быть в реальной жизни. Эмоционально реагировать на парадоксальные сочетания (удивление, восторг, радость, грусть).
При выборе признаков объектов педагог должен исключать типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях «большой – маленький»; признака формы в значениях «круглый – квадратный»; признака цвета в значении «белый – черный». Не употребляются такие определения, как «красивый – некрасивый».
Работа с детьми начинается с 3,5 лет. Педагог делает подборку словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство (например: когда бывает “мыльное дерево” или “клетчатый дом”).
С 4 - 4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.
Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.
В рамках применения данного метода для детей дошкольного возраста существуют различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр, например «Изобретатели», которые подойдут детям старшего дошкольного возраста.
Игры и творческие задания
Название игры, цель | Содержание и методические рекомендации |
"Давай поменяемся" Учить детей наделять объект необычным признаком и с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни. | Воспитатель раздает 3-4 детям картинки с изображением различных объектов (пчелка, шуба, автомобиль и др.) Р.З.: выбери признак, типичный для объекта (пчелка летающая, шуба согревающая, автомобиль скоростной). Подари этот признак другому объекту (пчелка – согревающая, шуба – скоростная, автомобиль – летающий). Объясни, когда объект может быть таким. ПР.: пчелка согревающая, потому что она дает мед, который согревает заболевшего; шуба скоростная, если ее очень быстро сшить; автомобиль быстро едет по дороге, как будто бы летит. Рекомендуется с 5 – летнего возраста. Правило: необычное свойство у объекта может быть в реальной жизни. |
"Путаница" Закрепить умения детей находить типичные свойства объекта. | Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами и просит детей поменяться этими свойствами, чтобы восстановить порядок. ПР.: тигр заостренный, карандаш полосатый, полка морозная, стекло висящее. Рекомендуется с 4 лет. |
"Отгадай секрет" Учить детей строить гипотезы по отношению к объектам с необычными признаками. | Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак. Просит угадать и предложить варианты (построить гипотезы), у какого объекта был взят необычный признак. ПР.: мохнатая книга – признак мохнатости может быть взят от медведя, собачки и т.д. Рекомендуется с 4 лет, ведущий при этом - воспитатель. С 5,5 лет ведущий – ребенок сам составляет словосочетания, которые объясняют другие дети. |
"Объяснялки" Упражнять детей в навыках наделения объектов необычным признаком, с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни или фантастической ситуации | Воспитатель предлагает детям две стопки карточек: предметные картинки и качественные прилагательные. Прилагательные подбираются из пассивного словаря ребёнка. ПР.: навязчивые, расторопный, невероятный, пронырливый и т.д. Ребёнок берёт по одной карточке из каждой стопки, с помощь. Взрослого составляет словосочетание, объясняет, когда объект бывает таким. Рекомендуется с 5 лет. |
«Необычный подарок» Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. | Педагог спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается два ребенка. Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами. Дети меняют признаки местами, а у полученных вариантов объясняют практическое назначение. ПР.: книга и машина – сказочная машина, гоночная книга и т.д. Рекомендуется с 5 – летнего возраста. Правило: необычное свойство у объекта может быть в реальной жизни. |
«Изобретатели» учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.Развивать фантазию, память, воображение. | Воспитатель предлагает детям поиграть в изобретателей и создать, например, новый сорт яблок. Вместе с детьми выбираются 2-3 слова, у которых определятся свойства и признаки. После этого, дети применят полученные свойства к основному предмету, в данном случае, яблоку. Далее полученные варианты развиваем путем ассоциаций: «Как это можно использовать и для чего это нужно?», «Что это может быть?», «Где это можно применить?», «Кому это может пригодиться?» и тд. Можно зарисовать или сконструировать полученные изобретения. ПР.:Основной предмет-яблоко. Дополнительные слова: самовар, кот. Меховое яблоко, кипящее яблоко и тд. Рекомендуется с 5 – летнего возраста. |
«Фантастическое животное» научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик. | Вначале выбирается случайное животное, выделяются его свойства и присоединяются к другому живому объекту. Таким образом, получается «фантастическое животное». Далее ребенок описывает, где оно живет, чем питается, как общается с сородичами, может придумать истории из его жизни. Кроме того, возможен и другой вариант игры. Нужно распечатать рисунки животных с ярко выраженными, характерными признаками, и приклеить их на картон. Далее вырезать изображения по контуру и разрезать на несколько частей. Дети смогут собирать из получившихся частей новых животных, придумывать им названия и рассказывать об их повадках. Рекомендуется с 4 лет, ведущий при этом - воспитатель. |
«Невпопад» учить детей объяснять несвойственные объекту действия | Воспитатель называет предмет и бросает ребенку мяч. Ребенок должен назвать любое действие, несвойственное этому предмету и объяснить для чего может понадобиться такая вещь. ПР.: Расческа - пищит. Эта расческа пищит, если слишком сильно давишь на неё при расчесывании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство развития творческой активности всех субъектов образовательного процесса ДОУ.
В статье раскрывается сущность проектной деятельности, основные этапы работы над проектом, влияние проектов на творческую активность всех участников образовательного процесса ДОУ....
Консультация для воспитателей Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей
У каждого из нас есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой творческий п...
Консультация для педагогов "Метод фокальных объектов в детском саду".
Использование метода фокальных объектов как метода ТРИЗ в детском саду....
Консультация для педагогов: «Театральная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников»
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...
Консультация для педагогов Тема: «ЛЕГО - конструирование как средство развития творческого мышления ребенка»
Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит – играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуально...
Консультация для педагогов «Метод фокальных объектов и метод морфологического анализа в технологии ТРИЗ»
Использование ТРИЗ технологии в развитии речи детей...
Мастер - класс для педагогов "Метод фокальных объектов"
Пример, как можно работать по методу фокальных объектов...