Психологическая готовность к школе
консультация по психологии

Гнусарева Елена Федоровна

Консультация для родителей и педагогов на тему готовности к школьному обучению 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx63.21 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школьному обучению – важный фактор успешности первоначального обучения в школе: от уровня ее сформированности зависит то, как будет относиться ребенок к учению, насколько полноценно он будет развиваться, как будут относиться к нему учитель и одноклассники, как его оценят родители и другие взрослые.

Популярная точка зрения готовности к школе «Дидактическая», основана на наличии у ребенка определенных навыков, умений (читать, писать, считать), этот подход отражает «техническую готовность», но данный комплекс навыков не обеспечивает успешную адаптацию ребенка к новым социальным условиям.

Психологическая готовность предполагает у ребенка необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

В структуру психологической готовности входят:

· личностная готовность

· интеллектуальная готовность

· эмоционально-волевая готовность

Личностная готовность ребенка к школе:

· принятие ребенком новой социальной позиции – статуса школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

· Положительное отношение ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, одноклассникам, самому себе.

· способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми.

· адекватная самооценка и соответствующий уровень притязаний.

· Сформированная учебная мотивация

Личностно готовый к школе ребенок ориентирован не на атрибутивную сторону школьной жизни (форма, портфель, пенал и т.д.), а на новые знания (компетенции), что предполагает развитие познавательных интересов.

Структура учебной мотивации:

 - широкие социальные мотивы учения – потребность в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему социальных отношений.

 - познавательные мотивы учения – познавательные и учебные интересы, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками.

 - мотивы достижения – стремление к достижению определенного результата.

Таким образом, ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе, потому что у него есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. При этом ребенок адекватно оценивает свои возможности, способности, результаты деятельности, поведение.

Интеллектуальная готовность.

· познавательная активность

· владение сенсорными эталонами и перцептивными действиями (форма, величина, цвет, пространственные и временные понятия)

· понятийное мышление

· понимание причинности явлений

· развитие рассуждения, как способа решения мыслительных задач (словесно-логическое мышление)

· овладение мыслительными операциями (анализ синтез, сравнение, обобщение, планирование и контроль)

· совокупность знаний и представлений об окружающей действительности и о себе.

· произвольность, устойчивость и достаточный объем внимания

· произвольность памяти.

· развитое воображение

Примеры заданий, с которым будущий первоклассник должен успешно справляться:

- 4-й лишний

- лишняя фигура

- нарисуй по памяти

- найди такую же

- Продолжи ряд

- Скопируй по точкам

- найди отличия

- нелепицы

- Найди сходства и отличия

- выложи по величине

и многие другие. (часть из этих упражнений представлены на сайте)

Кроме того, первоклассник должен иметь достаточный объем кругозора, включающий в себя элементарные представления о явлениях и предметах окружающего мира, о своей стране, семье.


Эмоционально-волевая готовность.

Это - произвольность и регуляция своего эмоционального состояния и поведения. (умение подчиняться правилам, ставить цель, ориентироваться в системе требований, самостоятельно планировать и реализовывать решение поставленной задачи, преодолевая препятствия, прилагать усилие.)

Произвольная регуляция позволяет выстроить соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Психологическая готовность к школе — это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.

Психологический портрет ребенка, готового к школьному обучению:

Жизнерадостен, активен, любопытен, новые задания не пугают, а вызывают интерес и желание их выполнить достойно, легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми, имеет высокую самооценку, творит, способен подчинить свое «Хочу» ради «Надо», хочет в школу, чтобы узнать что-то новое.

РОДИТЕЛЯМ НОВЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ:

· Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

· Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

· Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

· Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

· Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

· Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

· Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.

· С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

· Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра.

Это аванс на весь долгий и трудный день!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"

Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....