Психологическая готовность к школе
консультация по психологии
Консультация для родителей и педагогов на тему готовности к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx | 63.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к школьному обучению – важный фактор успешности первоначального обучения в школе: от уровня ее сформированности зависит то, как будет относиться ребенок к учению, насколько полноценно он будет развиваться, как будут относиться к нему учитель и одноклассники, как его оценят родители и другие взрослые.
Популярная точка зрения готовности к школе «Дидактическая», основана на наличии у ребенка определенных навыков, умений (читать, писать, считать), этот подход отражает «техническую готовность», но данный комплекс навыков не обеспечивает успешную адаптацию ребенка к новым социальным условиям.
Психологическая готовность предполагает у ребенка необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
В структуру психологической готовности входят:
· личностная готовность
· интеллектуальная готовность
· эмоционально-волевая готовность
Личностная готовность ребенка к школе:
· принятие ребенком новой социальной позиции – статуса школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
· Положительное отношение ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, одноклассникам, самому себе.
· способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми.
· адекватная самооценка и соответствующий уровень притязаний.
· Сформированная учебная мотивация
Личностно готовый к школе ребенок ориентирован не на атрибутивную сторону школьной жизни (форма, портфель, пенал и т.д.), а на новые знания (компетенции), что предполагает развитие познавательных интересов.
Структура учебной мотивации:
- широкие социальные мотивы учения – потребность в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему социальных отношений.
- познавательные мотивы учения – познавательные и учебные интересы, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками.
- мотивы достижения – стремление к достижению определенного результата.
Таким образом, ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе, потому что у него есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. При этом ребенок адекватно оценивает свои возможности, способности, результаты деятельности, поведение.
Интеллектуальная готовность.
· познавательная активность
· владение сенсорными эталонами и перцептивными действиями (форма, величина, цвет, пространственные и временные понятия)
· понятийное мышление
· понимание причинности явлений
· развитие рассуждения, как способа решения мыслительных задач (словесно-логическое мышление)
· овладение мыслительными операциями (анализ синтез, сравнение, обобщение, планирование и контроль)
· совокупность знаний и представлений об окружающей действительности и о себе.
· произвольность, устойчивость и достаточный объем внимания
· произвольность памяти.
· развитое воображение
Примеры заданий, с которым будущий первоклассник должен успешно справляться:
- 4-й лишний
- лишняя фигура
- нарисуй по памяти
- найди такую же
- Продолжи ряд
- Скопируй по точкам
- найди отличия
- нелепицы
- Найди сходства и отличия
- выложи по величине
и многие другие. (часть из этих упражнений представлены на сайте)
Кроме того, первоклассник должен иметь достаточный объем кругозора, включающий в себя элементарные представления о явлениях и предметах окружающего мира, о своей стране, семье.
Эмоционально-волевая готовность.
Это - произвольность и регуляция своего эмоционального состояния и поведения. (умение подчиняться правилам, ставить цель, ориентироваться в системе требований, самостоятельно планировать и реализовывать решение поставленной задачи, преодолевая препятствия, прилагать усилие.)
Произвольная регуляция позволяет выстроить соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Психологическая готовность к школе — это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.
Психологический портрет ребенка, готового к школьному обучению:
Жизнерадостен, активен, любопытен, новые задания не пугают, а вызывают интерес и желание их выполнить достойно, легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми, имеет высокую самооценку, творит, способен подчинить свое «Хочу» ради «Надо», хочет в школу, чтобы узнать что-то новое.
РОДИТЕЛЯМ НОВЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ:
· Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
· Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
· Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
· Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
· Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
· Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
· Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
· С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
· Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра.
Это аванс на весь долгий и трудный день!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»
Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....
Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."
Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...
"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"
Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....