Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3-4 лет"
консультация по психологии (младшая группа)
Психологи говорят о «кризисе трех лет», когда ребенок переходит к новому уровню взаимодействия со взрослыми, своими сверстниками и окружающим миром в целом. Родителям и педагогам необходимо знать о возрастных особенностях детей 3-4 лет, чтобы суметь адекватно реагировать на изменения в их поведении, оказать необходимую поддержку и помощь в процессе их развития. В этой статье мы рассмотрим их.
В возрасте 3-4 лет ослабевает неразрывная связь между малышом и матерью и постепенно увеличивается потребность в общении, которая уже не может быть удовлетворена в узком семейном кругу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_detey_3.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Психологи говорят о «кризисе трех лет», когда ребенок переходит к новому уровню взаимодействия со взрослыми, своими сверстниками и окружающим миром в целом. Родителям и педагогам необходимо знать о возрастных особенностях детей 3-4 лет, чтобы суметь адекватно реагировать на изменения в их поведении, оказать необходимую поддержку и помощь в процессе их развития. В этой статье мы рассмотрим их.
В возрасте 3-4 лет ослабевает неразрывная связь между малышом и матерью и постепенно увеличивается потребность в общении, которая уже не может быть удовлетворена в узком семейном кругу.
Анатомо-физиологические характеристики
Рассмотрим основные показатели физического развития:
- рост 96 см + 4 см;
- вес 12 кг + 1 кг;
- количество зубов — 20 шт. (все молочные).
Объем черепа трехлетнего ребенка составляет 4/5 от объема черепной коробки взрослого человека. Позвоночник и кости малыша еще довольно мягкие и при определенных условиях могут поддаться деформации. Поэтому необходимо следить за осанкой ребенка и состоянием суставов.
Определенные особенности заметны в развитии мускулатуры. Более развиты крупные мускулы, поэтому у малыша лучше получается выполнение движений всей рукой. Он постепенно учится владеть всем своим телом (делает наклоны, повороты, поднятие рук, покачивания). Подобные упражнения нужно включать в ход ежедневных занятий физкультурой. Вообще в таком возрасте у детей повышенная потребность в физической активности.
Также в 3-4 года происходит усиленное развитие мелкой моторики и координации движений. Этому способствует лепка, рисование и другие виды изобразительной деятельности, которые являются обязательным компонентом различных дидактических игр и познавательной деятельности младших дошкольников. Таким образом ребенок совершенствует умения управлять движениями пальцев и кисти.
Сердечнососудистая и дыхательная система развиваются соответственно потребностей растущего организма. Существуют определенные проблемы с умением сознательно регулировать дыхание. Поэтому с детьми нужно проводить упражнения с пушинками, воздушными шариками, легкими бумажными изделиями, в ходе которых они должны делать контролируемый усиленный выдох.
Развитие ЦНС
Центральная нервная система трехлетнего ребенка продолжает совершенствоваться. Это выражается в следующем:
- появляется способность к анализу и синтезу информации, которая поступает из окружающей среды;
- развивается речь, увеличивается ее роль в процессе познания (малыш задает вопросы, расспрашивает и уточняет);
- у детей получается ненадолго сосредотачиваться на изучаемом материале, поэтому взрослым необходимо использовать специальные дидактические приемы для удержания их внимания.
Вместе с тем младшим дошкольникам свойственна повышенная возбудимость, что приводит к их быстрой утомляемости. Дети еще не умеют управлять своим поведением и легко переходят от суетливости и активных движений к замкнутости, отрешенности.
Еще одной проблемой в этом возрасте является несовершенство взаимодействия сигнальных систем. Ребенок плохо понимает словесные инструкции, поэтому проще наглядно показать ему, как именно он должен действовать.
Личностное развитие
Главные возрастные особенности детей 3-4 лет, на которые нужно обращать внимание, касаются изменений в личностном развитии ребенка. Прежде всего, они заключаются в осознании им себя как отдельного индивида общества. Малыш начинает стремиться к самостоятельности. Однако эта потребность никак не соотносится с его возможностями.
Именно в этом и состоит суть внутреннего конфликта младшего дошкольника: он хочет все делать сам, но не может справиться без помощи взрослых. Ребенок перестает слушаться родителей и начинает выдвигать им свои собственные требования. Он проявляет негативное отношение к опеке взрослых и старается выйти из-под их влияния.
Для успешного формирования личности взрослые должны умело руководить процессом формирования самостоятельности у их ребенка, а именно:
- выстраивать равноправные отношения с малышом, не относиться к нему с позиции «авторитетного взрослого»;
- предоставить ему больше самостоятельности;
- поддерживать все положительные начинания и стремления;
- если у малыша что-то не получается, можно предложить ему сделать это вместе или подсказать другой способ выполнения;
- не критиковать, а формировать у ребенка понятие, что он хороший.
Отдельно стоить обратить внимание на то, что у младшего дошкольника уже начинает закладываться основы самооценивания. Он может подмечать, как действуют другие, сравнивать их результаты со своими, стремясь, чтобы у него тоже все получилось как можно лучше. У ребенка появляется устойчивая потребность в признании его успехов, он хочет, чтобы его почаще хвалили и уважали.
Социальное становление
В трехлетнем возрасте меняется социальная позиция ребенка. Он ищет общения со своими сверстниками. Малыш готов считаться частью детского коллектива. Он уже способен выстраивать взаимоотношения на основе общепринятых норм и правил поведения. Однако чаще всего на этом этапе дети просто сосуществуют рядом и мало взаимодействуют друг с другом.
В этот период дети эмоционально отзывчивы, умеют сопереживать и утешать, готовы оказать помощь. Они открыты миру, не ощущают опасности. В большинстве случаев действуют ситуативно. Иногда могут контролировать свое поведение, руководствуясь собственными побуждениями. Развивается половая идентификация.
К 3-4 годам ребенок способен овладеть основными навыками самообслуживания и гигиены. Он умеет вести себя за столом, ходить в туалет, одеваться.
Взрослых малыш воспринимает уже не только, как членов семьи, но и как часть общества. Он понимает, что у родителей есть работа, осознает их необходимость выполнять различные социальные роли. Часто подражает взрослым.
Психологические процессы
У детей 3-4 лет также происходит совершенствование психологических процессов.
- Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается только информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти позволяет запоминать 5 названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может выучить небольшой стишок.
- Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы.
- Преобладающий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте — игра. Она дает возможность скопировать поступки взрослых, опробовать разные модели поведения. В основном малышам предлагают сюжетные кратковременные игры, в ходе которых они выполняют несложные действия с игрушками или предметами — заменителями.
- Воображение слабо развито. Дети еще не умеют детализировать предметы, изображают их в примитивном виде. Способны создавать несложные конструкции и простые аппликации по заданному образцу.
- Формируются пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.
- Развивается речь, пополняется словарный запас. Малыш может воспринимать небольшой рассказ. Сам составляет предложения, способен поддерживать несложную беседу, пересказывает короткие тексты.
- Появляется интерес к познанию окружающего мира. Это подталкивает ребенка к поиску различных способов действий для получения информации. Данный этап можно назвать периодом первых открытий. Малыш радуется каждому новому умению или полученным знаниям.
Знание педагогами и родителями возрастных особенностей детей трехлетнего возраста помогут им в полной мере реализовать воспитательные возможности этого периода. Это очень важно, поскольку именно в младшем дошкольном возрасте формируются основы характера и принципов поведения будущей личности, начинает закладываться фундамент физического, интеллектуального, морально-волевого развития малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенные дети. Гиперактивный ребёнок"
Цель консультации: формирование здорового образа жизни. До сих пор медики и психологи ведут дискуссию о причинах возникновения синдрома гиперактивности. Пока учёные выяснили, что у гиперактивных детей...
Консультация для родителей «Особенные дети»
Консультация для родителей «Особенные дети»...
Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"
Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"...
Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»
Данная консультация может быть использована в методической работе по обучению педагогов планированию в контексте ФГОС ДО....
Консультация для родителей: "Особенности детей 5 летнего возраста".
Возростные особенности детей 5 летнего возроста и рекомендации родителям....
Консультация для родителей "особенности детей младшего возраста"
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверст...
Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"
Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"...