От дошкольника к школьнику
статья по психологии (подготовительная группа)

Мелещенко Светлана Яковлевна

Статья посвящена психологическим компонентам готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_doshkolnika_k_shkolniku.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Сидиропуло Ксения Николаевна,

педагог-психолог,

Мелещенко Светлана Яковлевна,

педагог-психолог,

МАДОУ д/с № 2 г. Белгорода

От дошкольника к школьнику

Аннотация: Статья посвящена психологическим компонентам готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: мотивационная, социальная, волевая, физиологическая готовность к школе, психологический аспект,        

На протяжении длительного времени педагоги и психологи ставят перед собой вопрос — как эффективно выстроить программу сопровождения дошкольника на этапе его подготовки в школьному обучению. Готовность к школе — это некая совокупность психологических свойств, физических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка.

В ученых кругах принято отмечать несколько аспектов школьной зрелости. В их состав входят психологическая и физиологическая сферы. Уровень развития данных сфер отражает общий показатель школьной готовности.

Рассмотрим более подробно психологический аспект школьной готовности. Составными компонентами данного аспекта являются: интеллектуальная готовность, мотивационная готовность; социальная готовность; волевая готовность.

Интеллектуальная готовность означает: 

К окончанию детского сада дошкольник должен иметь запас определенных знаний. Внимание, память, речь, логическое мышление и воображение должны соответствовать возрастным нормам. Перечислим коротко, что же может уметь ребенок по окончанию дошкольного обучения:

Внимание:

- заниматься каким-либо делом сосредоточенно в течение двадцати-тридцати минут;

- находить сходства и отличия между предметами и картинками;

- уметь выполнять работу по образцу;

- легко играть в игры, где требуется скорость реакции.

Память:  запоминать 10-12 картинок; рассказывание по памяти стихов, сказок, пословиц; пересказ текста из 4-5 предложений.

Мышление, логика:  заканчивать предложение; находить лишнее слово из группы слов; определять последовательность событий; складывать пазлы самостоятельно.

Мелкая моторика:  правильно держать карандаш; - уметь пользоваться ножницами; раскрашивать предметы и выполнять штриховку не выходя за контуры.

Речь:  уметь выражать свое мнение аргументировано; составлять связный рассказ по картинке или серии картинок; выразительно рассказывать стихи; различать в словах буквы и звуки.

Мотивационная готовность — это сложное психологическое образование. Психологи выделяют шесть групп факторов, по которым дети проявляют интерес к школьному обучению. Перечислим их: социальный мотивы, учебный мотив, внешний, игровой, позиционный, мотив получения высокой оценки. Для успешного освоения учебной деятельности важную роль играет собственно учебный мотив. Данный мотив проявляется в адекватных задачах в учебной деятельности, которые направляют деятельность ученика и определяют его конструктивное поведение в системе школьных ценностей.

Социальная готовность или иными словами личностная готовность. Можно сказать, что данный вид готовности лучше развит у тех, кто посещал дошкольные образовательные учреждения. Ведь у данной категории детей развито умение выстраивать новые социальные связи, на более высоком уровне умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Именно данным набором качеств и можно дать определение понятию социальная готовность.

Волевая готовность к школьному обучению может быть раскрыта через перечисление основных компонентов: умение ставить перед собой цель, принимать решения самостоятельно, намечать план действий, исполнять намеченный план, уметь оценивать результат своего действия, не боятся трудностей, стремиться преодолевать их, не отказываться от намеченной цели.

Проявление волевого усилия в дошкольном возрасте может служить самостоятельность. А вот критерием самостоятельности является, например, ежедневное выполнение ребенком каких-либо поручений или обязанностей без напоминания взрослым.

Физиологическая готовность к обучению в школе является одним из важнейших аспектов. Успешное освоение образовательной программы напрямую зависит от соматического состояния ребенка. Школьное обучение предполагает большие физические нагрузки: необходимо половину дня провести в школе за уроками без тихого часа, как в саду, при этом внимательно слушать и выполнять задания учителя, веером дома выполнить домашнее задание. На все это требуются колоссальные физические затраты ребенка. Именно поэтому данный вид готовности определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

Полагаясь на все вышеизложенное, можно сказать, что на этапе подготовительной группы детского сада, перед педагогами и родителями стоит общая задача — объединить свои усилия, которые направлены на воспитание будущего школьника. Ведь чем увереннее и эмоционально комфортнее ребенок начнет школьное обучение, тем более высокие и плодотворные результаты будут в будущем в системе обучения.

Список литературы

1. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. В29 Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание, 1994. — 192 с.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2009. – 192 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).

3. Григорьева М.Р., Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками — Волгоград: Учитель, 2009. - 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»

Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психоло...

Здоровый дошкольник – здоровый школьник.

 Особое значение имеет начало школьной жизни. Процесс перехода из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических сист...

Предупреждение детского травматизма, несчастных случаев и суицидов среди дошкольников и школьников.

По данным Минздравсоцразвития за 2012 год, треть погибших детей в России погибает не от болезней, а от внешних причин. Это убийства, гибель в дорожно-транспортных происшествиях, от отравления и утопле...

«Как дошкольник становится школьником?»

Консультация для родителей...

Родительское собрание "Сегодня дошкольник-завтра школьник" в технологии развития критического мышления.

Тема собрания "Сегодня дошкольник-завтра школьник" раскрыта с помощью приёмов  технологии развития критического мышления: синквейн, кластер, корзина идей и понятий, 6 шляп мышлений....

Предупреждение детского травматизма, несчастных случаев и суицидов среди дошкольников и школьников.

По данным Минздравсоцразвития за 2012 год, треть погибших детей в России погибает не от болезней, а от внешних причин. Это убийства, гибель в дорожно-транспортных происшествиях, от отравления и утопле...

Доклад для родителей "Переход от дошкольника к школьнику и кризис семи лет"

Пока мамы и папы с нетерпение ждут 1 сентября, к малышу подкрался очередной психологический кризис. Как же выглядит этот самый кризис и как его преодолеть? Давайте поможем родителям оказать необходиму...