"Первый раз в первый класс"
консультация по психологии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Первый раз в первый класс»
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.
Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего, должно быть сформировано желание учится (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:
- Физическое здоровье ребёнка.
- Развитый интеллект ребёнка.
- Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
- Выносливость и работоспособность.
- Умение ребёнка читать и считать.
- Аккуратность и дисциплинированность.
- Хорошая память и внимание
- Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.
Составными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и волевая готовность.
Основным новообразованием дошкольного детства, считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы — в игры с правилами.
И также у ребенка должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности.
В связи с этим в психологии принято выделять 4 типа готовности ребенка к школе:
- Интеллектуальная готовность
- Личностная
- Социально-психологическая готовность
- Волевая готовность ребенка к школе
Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений. Владение этими умениями обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе.
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция
школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Волевая готовность ребенка к школе
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.
Отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное отношение ребенка к трудностям и типичные для него способы их преодоления.
Поэтому, как показывают специальные исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели.
Формирование у детей не боязни трудностей (принятие их), стремление не
«пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большей степени зависит от его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения, правил. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослых, посредством «словесных инструкций, знаковых средств».
Уважаемые родители, помогите первокласснику добиться успеха, особенно на начальном этапе овладения учебными навыками. Обязательно найдите то, за что можно похвалить ребенка. Помните о том, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.
Источники:
1. https://www.pinterest.ru/pin/648940627542217430/
- https://infourok.ru/psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole-v- sootvetstvii-s-fgos-1667248.html
- https://www.pdou.ru/categories/2/articles/2270
Родителям дошкольников для самостоятельного чтения:
Материал подготовила
педагог-психолог 1 квалификационной категории – Соколова Ю.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Первый раз в первый класс"
Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости, которая предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: волевой, мотивационной, умственной, а также соц...
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Что же нужно делать, чтобы первая дорога в школу стала действительно праздником?...
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участникам...
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей....
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Сейчас все уже, наверное, хорошо знают, что основной деятельностью, в которой развивается ребенок дошкольного возраста, является игра. Именно в игре наш малыш учится управлять своим поведением и эмоци...
Презентация для родителей "Первый раз в первый класс"
Консультация для родителей об адаптации первоклассников к школе...