"Как говорить с ребенком об инвалидности"
консультация по психологии (подготовительная группа)
толерантное взаимодействие с человеком с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovet_ps12.docx | 687.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Говорить с ребенком об инвалидности?
(не испугать и научить толерантному поведению)
Толерантность – терпимость (Толковый словарь Ушакова).
Толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру
(Словарь В. И. Даля).
В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией
№47/3 провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов, с
целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью, как в
общественные структуры, так и процессы развития.
На 1 августа 2022 года в нашей стране насчитывалось 10,5 млн людей с инвалидностью, более 700 тысяч из этих людей — дети.
Люди с ограниченными возможностями здоровья (физическими и ментальными) присутствуют вокруг нас, и рано или поздно ребенок их встретит. Если ребенок никогда не сталкивался с инвалидностью,
встреча с человеком с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), например, на инвалидной коляске или костылях, может вызвать у него вопросы, тогда ребенку можно сказать, что не все дети рождаются здоровыми, и есть заболевания, при которых невозможно самостоятельно передвигаться, но люди уже об этом подумали и придумали много приспособлений, которые помогают нормально жить и развиваться.
К примеру, оборудовали при входе в магазины и дома – пандусы (при возможности показать, что такое пандус), а родители этого мальчика купили ему коляску (или костыли). Если вы уже смотрели вместе мультфильм «Цветик-семицветик», можно вспомнить мальчика Витю, который использовал костыли.
Когда ребенок встретит человека с ОВЗ, только отношение к нему взрослого предоставит ребенку информацию о том, как себя вести правильно, дети ориентируются на поведение родителей, и взрослому, прежде всего, надо разобраться в себе. Если родитель нормально относится к людям с ограниченными возможностями здоровья, он найдет, как объяснить инвалидность ребенку. Если взрослый не боится людей
с инвалидностью, может поддерживать с ними контакт, ребенок не будет испытывать неловкости. Дети не рождаются со страхом непохожести — его взращивают взрослые.
Взрослому человеку необходимо обратить внимание, что ребенка с особенностями развития некорректно называть «больным»,
«ненормальным» или того хуже. А вот сказать, что у него есть серьезное заболевание, правильно. Не стоит рассказывать ребенку о людях с ограниченными возможностями здоровья, когда он еще маленький, так как он не поймет, что с этой информацией делать, но как правило, к 5-7 годам дети уже встречали таких людей или такой человек есть в семье, среди родственников или знакомых, в этом возрасте объяснение такой информации будет ребенку понятным. Детям можно подобрать мультфильмы и сказки, в которых будут необычные герои, особые дети или зверушки. Это поможет ребенку получить информацию в доступной
и безопасной форме. Вот некоторые мультфильмы, которые можно посмотреть и обсудить с детьми:
https://www.youtube.com/watch?v=5WBWWNfnw2Y мультфильм «Про Диму»
https://www.youtube.com/watch?v=6eQllI3C4WI мультфильм «Тамара» https://www.youtube.com/watch?v=MJRE50K8D3E мультфильм «Цветик-семицветик»
Если вы вместе с ребенком смотрите телевизор, то по нему часто показывают социальные ролики. Вместо того чтобы переключать их, можно обратить внимание на сюжет и сказать к примеру: «Очень жаль, когда дети болеют. Этому мальчику предстоит операция, надеюсь, все пройдет благополучно».
Также детям можно почитать книги на тему инвалидности. Из
таких книг ребенок получит знания о разнообразии мира и у таких книг еще есть и терапевтическое значение, так как информация для детей в них подается без излишнего трагизма, что дает ребенку ощущение
спокойствия. Что почитать родителям:
- «Про Диму и других. Как говорить на сложные темы»
Одна из глав (как раз про мальчика, который передвигается с помощью костылей) существует в виде мультфильма:
https://www.youtube.com/watch?v=5WBWWNfnw2Y
(мультфильм «Про Диму»)
Отвечать детям на вопросы о том, почему некоторые люди так сильно отличаются от тех, кто обычно вас окружает конечно не
просто. Например, вот мальчик, который плохо говорит и с трудом передвигается. Почему он такой? С ним можно дружить? А как? А другие говорят, что от него можно заразиться! В предисловии к этой книге основательница фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова пишет, что «ни аутизм, ни синдром Дауна, ни какие-либо другие
нарушения не должны быть помехой игре и дружбе». Предполагается, что эта книга — для совместного чтения.
- Сиси Белл «Супер Ухо» (книга о ребенке, который потерял слух из-за болезни)
- Ибен Акерлие «Ларс Лол» (о ребенке с синдромом Дауна)
Взрослым и воспитанным людям желательно избегать таких слов, которые вызывают негативные эмоции у людей с
ограниченными возможностями здоровья, например, такие как:
Очень распространенное выражение «прикован к коляске» – вызывает ощущение «обреченности»;
- Слова «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта;
- «Больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный»;
- Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» вызывают сочувствие и жалость;
- неприятные для человека с ОВЗ слова «калека», «слабоумный», «даун».
- «Псих», «слабоумный», «ненормальный» связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх.
Воспитанные люди при любых обстоятельствах избегают таких обобщений. А вот выражения «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «слабовидящий» – вызывают вполне нейтральные
ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово
официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.
Материал подготовила педагог-психолог 1 категории Соколова Ю.М. источники:
- https://trends.rbc.ru/trends/social/5e976d389a7947815b5096bf
- https://journal.tinkoff.ru/how-to-speak-about-disabled-person/
- https://rgub.ru/files/add_114_3-970-2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как говорит ваш ребенок
консультация для родителей об этапах становления речи у детей....
Консультация для родителей "Как говорит Ваш ребенок?"
Как развивается речь ребенка. Что необходимо делать родителям. Практический материал по развитию речи ребенка для родителей....
Статья "Как будет говорить ваш ребенок" с советами родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка.
Советы родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка, дает ведущий отечественный специалист по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых, педагог-дефектолог М. Шохор-Троцкая....
Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Прежде чем что-то категорично заявить своему ребенку о последствиях; не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.»
Уважаемые родители! Задумывались ли вы, какие установки дали вам ваши родители не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненна пути?Внимате...
Если ребенок не начинает говорить. Почему ребенок молчит?
роль пальчиковых игр в развитии речи детей...
Статья на тему: Как развить тактильные ощущения у ребенка с инвалидностью
Как развить тактильные ощущения у ребенка с инвалидностью...
Говорите ребенку, говорите с ребенком
Цель: Показать родителям роль полноценного общения с ребёнком для его развития....