Программа психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся 6-7 лет "Школа добрых встреч"
методическая разработка по психологии
Актуальность формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на педагогическом уровне обусловлена социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. ФГОС ДО ориентирован на создание ситуации социальной успешности дошкольников, а для этого особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействии с окружающими как залога их благополучного развития. Особенно остро эта проблема стоит в отношении детей с нарушениями речи. По данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределений этих детей затруднен. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития детей с нарушениями в развитии.
В последние годы отмечается тревожная тенденция - все больше детей, которые в силу различных психофизических, социальных и педагогических причин испытывают трудности в организации собственного речевого поведения, в адаптации к социальным условиям.
Неправильная речь и как результат проблемы в обучении, воспитании может отразиться на психическом состоянии ребенка. Дети становятся более замкнутыми, скрытыми, менее общительными и неуверенными в себе. Все это может привести к негативным последствиям и виной всему будет – несвоевременная поддержка, оказание помощи, упущение в речевом развитии ребенка. Именно поэтому одной из главных задач педагога является своевременное обращение внимания на речевое развитие ребенка, чтобы избежать возможных проблем при дальнейшем обучении в начальной школе.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 37» есть дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в речевом развитии, а именно скудный эмоциональный словарь, отсутствие контакта глаз, невнятность речи, отказ от общения, фонетико-фонематические нарушения. В процессе проведения образовательных занятий отмечается, что есть воспитанники старшего дошкольного возраста, которые не умеют связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из своего личного опыта.
Результаты наблюдения и диагностики психического развития воспитанников в дошкольном учреждении свидетельствует о том, что имеющиеся у дошкольников трудности в речевом поведении отрицательно сказываются на их общение с окружающими детьми, взрослыми. Это приводит к тому, что речевые нарушения препятствуют полноценному общению, умению ориентироваться в ситуации общения и формированию целостного позитивного образа ребенка.
Как организовать психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии, направленное на развитие коммуникативных навыков? Ответом на этот вопрос явилась разработка Программы «Школа добрых встреч» для детей 6-7 лет (далее Программа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 61.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся 6-7 лет «Школа добрых встреч»
Автор-составитель:
Ольга Валентиновна Лачугина,
педагог – психолог МБДОУ «Д/С № 37»
г. Усолье-Сибирское Иркутская область
Пояснительная записка
Актуальность программы и ее обоснование
Актуальность формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на педагогическом уровне обусловлена социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. ФГОС ДО ориентирован на создание ситуации социальной успешности дошкольников, а для этого особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействии с окружающими как залога их благополучного развития. Особенно остро эта проблема стоит в отношении детей с нарушениями речи. По данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределений этих детей затруднен. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития детей с нарушениями в развитии.
В последние годы отмечается тревожная тенденция - все больше детей, которые в силу различных психофизических, социальных и педагогических причин испытывают трудности в организации собственного речевого поведения, в адаптации к социальным условиям.
Неправильная речь и как результат проблемы в обучении, воспитании может отразиться на психическом состоянии ребенка. Дети становятся более замкнутыми, скрытыми, менее общительными и неуверенными в себе. Все это может привести к негативным последствиям и виной всему будет – несвоевременная поддержка, оказание помощи, упущение в речевом развитии ребенка. Именно поэтому одной из главных задач педагога является своевременное обращение внимания на речевое развитие ребенка, чтобы избежать возможных проблем при дальнейшем обучении в начальной школе.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 37» есть дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в речевом развитии, а именно скудный эмоциональный словарь, отсутствие контакта глаз, невнятность речи, отказ от общения, фонетико-фонематические нарушения. В процессе проведения образовательных занятий отмечается, что есть воспитанники старшего дошкольного возраста, которые не умеют связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из своего личного опыта.
Результаты наблюдения и диагностики психического развития воспитанников в дошкольном учреждении свидетельствует о том, что имеющиеся у дошкольников трудности в речевом поведении отрицательно сказываются на их общение с окружающими детьми, взрослыми. Это приводит к тому, что речевые нарушения препятствуют полноценному общению, умению ориентироваться в ситуации общения и формированию целостного позитивного образа ребенка.
Как организовать психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии, направленное на развитие коммуникативных навыков? Ответом на этот вопрос явилась разработка Программы «Школа добрых встреч» для детей 6-7 лет (далее Программа).
Данная Программа разработана с учётом основных требований к организации и содержанию службы практической психологии в образовании, возрастных особенностях детей и реализуется в соответствие со следующими нормативными документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013. №26;
- Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»; а также на основе пособия Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М. «Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция», научной концепции Дзюба О. В. «Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи», программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик».
Место Программы в решении задач психологического сопровождения образовательного процесса.
В решении задач психологического сопровождения образовательного процесса в рамках ФГОС ДО Программа реализует задачи образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие» в части, формируемой участниками образовательных отношений. Она будет способствовать достижению целевых ориентиров, закрепленных во ФГОС ДО, в частности: усвоение норм и ценностей; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование позитивных установок к труду и творчеству.
«Речевое развитие» в части, формируемой участниками образовательных отношений. Она будет способствовать достижению целевых ориентиров, закрепленных во ФГОС ДО, в частности: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря.
«Познавательное развитие» в части, формируемой участниками образовательных отношений. Она будет способствовать достижению целевых ориентиров, закрепленных во ФГОС ДО, в частности: развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Цель Программы: развитие коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Задачи:
- Привлекать внимание детей к другим детям и их различным проявлениям: внешности, настроению, движениям, действиям и поступкам.
- Способствовать проявлению инициативы детей в общении со сверстниками и формирования желания и готовности откликаться на их инициативу.
- Развивать умения взаимодействовать при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов).
- Учить устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, комплимент, контакт глаз и др.).
- Развивать умения согласовывать свои действия с действиями других детей, способности слушать партнера, договариваться с ним.
- Формировать положительное отношение ребенка к себе и к другим детям.
- Развивать логическое, творческое мышление, внимание и мелкую моторику.
- Оказывать консультативную помощь воспитателю, родителям (законным представителям) в вопросах развития коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана на 1 год и включает 15 занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут.
Программа состоит из семи этапов, каждый из которых решает определенные цели и задачи. Внутри каждого этапа используется определенная последовательность игр по развитию коммуникативных навыков и формированию доброжелательных отношений у дошкольников, предложенная Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М. и адаптированная под условия дошкольного учреждения.
Новизна Программы состоит в том, что применяется подход при котором у воспитанников развиваются коммуникативные навыки на основе формирования у них чувства общности и стремления к сотрудничеству; организуется работа по выполнению заданий, направленных на логическое, творческое мышление, внимание и мелкую моторику посредством использования «Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина.
Этапы работы по реализации цели и задач программы
Программа рассчитана на год и осуществляется поэтапно.
1этап: Организационно-подготовительный этап (сентябрь):
- Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
- Разработка Программы;
- Подготовка материально-технической базы.
2 этап: Диагностический (октябрь-ноябрь):
- Проведение диагностических мероприятий;
- Обработка и анализ полученных результатов.
3 этап: Технологический (декабрь-март):
- Практическая реализация Программы.
Предполагается осуществление текущей диагностики (систематические наблюдения за поведением детей в группе, во время режимных моментов, прогулок, на занятиях). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей).
4 этап: заключительный (апрель-май):
- Проведение итоговой диагностики;
- Анализ результатов коррекционно-развивающей работы.
Описание используемых методов, технологий
При реализации данной Программы используются здоровьесберегающие, коррекционные, информационно-коммуникационные и личностно-ориентированные технологии, включающие следующие методы и приемы:
- коммуникативные игры;
- ролевые игры;
- психогимнастические игры, упражнения;
- беседы в кругу;
- релаксация;
- элементы сказкотерапии, игротерапии, арт-терапии;
- презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.
Планируемые результаты освоения Программы
Положительная динамика в развитии коммуникативных навыков у дошкольников:
- дети активно привлекают внимание окружающих детей к своим действиям и предлагают различные варианты взаимодействия;
- с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, инструкцию взрослого, активно подхватывают их идеи и действия;
- используют вербальные и невербальные средства общения для установления контакта и поддержания взаимодействия;
- согласовывают свои действия с действиями других детей, умеют слушать партнера, договариваться с ним;
- с интересом откликаются на инструкцию взрослого и активно ее выполняют.
Положительная динамика в сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, и развитии мелкой моторики.
Психолого-педагогическая диагностика в реализации Программы
С целью выявления эффективности проведения занятий по Программе
проводится первичная и итоговая диагностика.
Диагностическое обследование проводится посредством использования следующих методик:
- Задания для изучения эмоциональной сферы ребенка (В.М. Минаева), изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики; изучение восприятия детьми графического изображения эмоций; изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей;
- Метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой;
- Методика «Рукавички» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
- «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.
Дополнительно диагностическое обследование проводится посредством наблюдения за ребенком в группе, во время режимных моментов, прогулок, игровых сеансов.
Данные обследования дополняются беседой с воспитателями, родителями, возможно, даются родителям «домашние задания» или организуется, дополнительно, индивидуальная консультация.
Тематическое планирование
Примерное тематическое планирование
№ | Темы занятий | Всего часов |
«Давайте познакомимся» | 1 | |
«Превращения» | 1 | |
«Попробуй покажи» | 1 | |
«Угадай по мимике, голосу и жестам» | 1 | |
«Будь внимателен!» | 1 | |
«Учимся играть вместе» | 1 | |
«Поддержи друга» | 1 | |
«Прояви сочувствие» | 1 | |
«Мы вместе, мы рядом» | 1 | |
«Окажи помощь» | 1 | |
«Поможем другу» | 1 | |
«Скажи ласковое слово» | 1 | |
«Похвали друга» | 1 | |
«Мы вместе» | 1 | |
До свидания, друзья! | 1 |
Содержание программы
В основе Программы лежит система игра по формированию доброжелательных отношений у дошкольников, предложенных Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Данная система адаптирована для условий образовательного учреждения.
Программа состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. В каждом этапе - по 2-3 занятия.
Первый этап - «Общение без слов».
Цель: побуждать детей к непосредственному общению без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.
Второй - «Внимание к другому».
Цель: отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе ровесников; обратить внимание на других (на их действия, внешность, мимику, голос, жесты и др.).
Третий этап - «Согласованность действий».
Цель: учить детей согласовывать свои действия с действиями других детей.
Четвертый этап - «Общие переживания».
Цель: дать детям возможность ощутить единение с другими, учить поддерживать друг друга.
Пятый этап - «Взаимопомощь в игре».
Цель: формирование у детей способности к оказанию помощи и поддержки друг друга в трудных игровых ситуациях, к сопереживанию, радости.
Шестой этап - «Добрые слова и пожелания».
Цель: учить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
Седьмой этап - «Помощь в совместной деятельности».
Цель: учить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности. Развивать способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успехам.
Внутри каждого этапа используется определенная последователь игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. С целью создания положительного настроя, снижения психоэмоционального напряжения у детей используются игры, упражнения, этюды К. Фопеля, Е.А. Алябьевой, Г.Б. Мониной, Н.Ю. Куражевой и других; с 6-го занятия проводится работа по выполнению заданий, направленных на развитие логического мышления, внимания и мелкой моторики («Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина).
Занятия имеют следующую структуру:
- Ритуал приветствия;
- Разминка;
- Основное содержание занятия;
- Релаксация;
- Рефлексия прошедшего занятия;
- Ритуал прощания.
№ | Цель | Содержание занятий |
1 этап «Общение без слов» | ||
1. | Установление коммуникации в группе, формирование доверительных отношений между детьми и педагогом-психологом, снижение психоэмоционального напряжения, развитие у детей невербальных навыков общения. |
|
2. | Учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе, взаимодействовать с использованием невербальных средств коммуникации |
|
2 этап «Внимание к другому» | ||
3. | Развитие у детей интереса друг к другу, развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. |
|
4. | Формировать способность узнавать эмоции по голосу, мимике, жестам, позе, умение оценивать эмоции окружающих людей, развитие коммуникативных навыков |
|
5. | Развитие у детей интереса друг к другу, развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. |
|
3 этап «Согласованность действий» | ||
6. | Учить детей договариваться, достигать согласия в общем деле |
|
7. | Создавать у детей эмоциональный настрой друг на друга, формировать умение подстраиваться под действия сверстника |
|
4 этап «Общие переживания» | ||
8. | Учить детей понимать чувства, переживаемые другими, стимулировать желание оказать помощь, утешить |
|
9. | Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства другого, оказывать поддержку и сопереживание. |
|
5 этап «Взаимопомощь в игре» | ||
10. | Формировать потребность оказывать сверстнику помощь, проявлять сопереживание |
|
11. | Продолжать учить детей понимать и учитывать потребности и желания других, формировать у детей желание предлагать свою помощь |
|
6 этап «Добрые слова и пожелания» | ||
12. | Развитие межличностного доверия и группового сотрудничества, учить детей делать сверстнику комплименты, воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. |
|
13 | Развивать позитивную самооценку у детей через подчеркивание их достоинств сверстниками, повышать уверенность в себе. |
|
7 этап «Помощь в совместной деятельности» | ||
14. | Формирование навыков взаимопомощи в совместной деятельности |
|
15. | Обобщение знаний, умений, приобретенных на занятиях Школы приятных встреч | До свидания, друзья! |
Материально – техническое и кадровое обеспечение программы. Организация системы взаимодействия
Требования к материально-технической оснащенности организации для реализации Программы
Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических норм. Для проведения занятий необходима отдельная просторная комната с рабочей зоной и зоной отдыха. Для каждого участника занятий потребуется набор цветных карандашей, краски и кисти для рисования, клей, простой карандаш, бумага для рисования, пластилин, цветная бумага. С целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях рекомендуется использование аудиозаписей (музыкальные коллекции звуков моря, леса, инструментальная и классическая музыка и т.п.). Также на занятиях используются картинки, игрушки в зависимости от реализуемых задач.
Кадровое обеспечение Программы
Реализация программы обеспечивается педагогом-психологом дошкольного учреждения, на которой реализуется Программа. Педагогический работник, реализующий Программу, должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. Такие условия (в соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО) предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия детей;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей;
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности с взрослым.
Модель организации взаимодействия в реализации Программы
педагог-психолог | ребенок | воспитатель |
родители | специалисты ДОУ (по необходимости) |
Заключение
Анализ работы по развитию коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, с использованием представленной Программы показал следующее:
- В процессе работы по развитию коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста учитывалось три направления работы: работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями, что обеспечило продуктивное взаимодействие детского сада с семьей;
- В работе с детьми применялись эффективные методы, техники, а также современные образовательные технологии, (здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные, игровые технологии); в работе с родителями – индивидуальные, групповые консультации, психологические встречи;
- В ходе диагностического обследования детей в реализации Программы отмечено по:
- Изучению состояния эмоционально-личностной сферы (методика В.М. Минаева) на начало 2022-2023 уч.г., что большинство детей не смогли адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания, испытывали затруднения в ходе оценки и описания своих и эмоциональных состояний других людей. Все это, в свою очередь заметным образом, может негативно отражаться на взаимодействие детей друг с другом в ходе общения, совместной деятельности, игры. К концу 2022-2023 учебного года наметилась положительная динамика в развитии вербальной и невербальной эмоциональной экспрессии дошкольников, в понимании и вербальном обозначении эмоциональных состояний.
- По изучению межличностных отношений у детей (по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой) на начало 2022-2023учебного года по показателю «Инициативность» низкий уровень имели 21,7% что может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти к ним подход (на конец учебного года 4,3%); средний – 56,6% (на конец учебного года 21,7% детей); высокий уровень – 21,7% детей (на конец 2022-2023 учебного года 73,9%.
По показателю «Чувствительности к воздействию сверстника» на начало 2022-2023учебного года 52,2%, соответственно, что свидетельствует о неспособности видеть и слышать другого, средний – 39,1%, высокий уровень – 8,7% детей.
Позитивный эмоциональный фон в начале 2022-2023учебного года наблюдался у 26,1% детей (на конец года 69,5%), соответственно, негативный фон у 13,1% детей (на конец 2022-2023 учебного года 4,3%). Данные в таблицах показывают возрастающую динамику по формированию межличностных отношений.
- По изучению уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничеств (методика «Рукавички» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) на начало 2022-2023 учебного года у большинства детей был выявлен низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества 43,5%. У детей отмечались попытки договориться, но они не принесли желаемого результата. Дети ссорились друг с другом, никак не могли определиться с узором и цветами, так как каждый игнорировал мнение и пожелание сверстника. Наиболее характерными средствами речевого взаимодействия в такой паре были спор и требование. У 27,1% пар детей выявлялся лидер, который брал на себя инициативу придумывать замысел рисунка. Иногда в таких парах возникали разногласия по поводу использованных цветов, узора. После проведения коррекционно-развивающей работы результаты по данной методике качественно улучшились. Большинство пар демонстрировали умение детей прийти к общему решению, способность убеждать сверстника, аргументировать свою точку зрения, оказывали взаимопомощь в процессе рисования, демонстрировали позитивное отношение к совместной деятельности, работали с удовольствием и интересом.
- По изучению уровня сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух; сформированности графической деятельности и особенности тонкой моторики, произвольного внимания (каждое задание оценивалось по пятибалльной шкале по четырем уровням, методика Н.Семаго, М. Семаго) на начало 2022-2023учебного года по показателю «Уровень сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух» 0-1 балл имели 10,7%, что говорит о несформированности (на конец учебного года - 0%); соответственно 3 балла, показатель условно сформирован, – 65,6% (на конец учебного года 59,9% детей); 4-5 баллов, сформирован, – 30,5% детей (на конец 2022-2023 учебного года 43,6%).
По показателю «Уровень сформированности графической деятельности и особенности тонкой моторики, произвольного внимания» на начало 2022-2023учебного года 0-1 балл имели 15,9% детей, соответственно, что свидетельствует о несформированности данного показателя; условно сформирован - у 42,1% на начало учебного года (на конец года 47,2%) и сформирован на начало учебного года у 21,8% (на конец учебного года 40,6%). Полученные данные показывают возрастающую динамику по сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух и по сформированности графической деятельности и особенности тонкой моторики, произвольного внимания.
- После проведения коррекционно-развивающей работы отмечается, что воспитанники стали проявлять большую инициативность, активность в совместной деятельности со сверстником, взрослым; согласовывать свои действия с действиями другого из-за чего меньше возникало конфликтов в процессе игровой деятельности. Выявлена положительная динамика в развитии вербальной и невербальной эмоциональной экспрессии дошкольников, в понимании и вербальном обозначении эмоциональных состояний. Повысился уровень благополучия взаимоотношений, увеличилось количество детей, имеющих статус наиболее привлекательной личности для остальных членов группы.
- Повышен уровень педагогической компетентности воспитателей в организации речевого поведения детей посредством применения коммуникативных игр, упражнений, а также родителей (законных представителей) в решении проблемы.
- Количественные и качественные показатели проделанной работы, сравнительные данные об уровне развития коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста первичной и итоговой диагностики Программы подтверждают успешность коммуникативных навыков (Таблицы 1-4):
Таблица 1
Изучение состояния эмоционально-личностной сферы воспитанников 2022-2023 учебный год
№ | Исследуемая функция | 2022- 2023 уч.г. | Результаты по уровням (в %) | ||
высокий | средний | низкий | |||
Использование выразительных средств при демонстрации заданной эмоции | начало | 11,6 | 46,5 | 18,6 | |
конец | 26,2 | 47,6 | 16,7 | ||
2. | Выразительность речи при передаче разных эмоциональных состояний | начало | 20,9 | 39,5 | 30,2 |
конец | 40,5 | 47,6 | 11,9 | ||
3. | Восприятие графического изображения эмоций | начало | 18,6 | 27,9 | 18,6 |
конец | 69,1 | 19,1 | 7,1 | ||
4. | Понимание эмоциональных состояний | начало | 27,9 | 16,3 | 34,9 |
конец | 64,3 | 30,9 | 2,4 |
Таблица 2
Изучение межличностных отношений воспитанников
2022-2023 учебный год
Уровень сформированности показателя | Показатели (в %) | ||
Инициативность | Чувствительность к воздействию сверстника | ||
Низкий | Начало | 21,7 | 52,2 |
Конец | 4,3 | 17,4 | |
Средний | Начало | 56,6 | 39,1 |
Конец | 21,7 | 56,5 | |
Высокий | Начало | 21,7 | 8,7 |
конец | 73,9 | 26,1 |
Преобладающий эмоциональный фон | Показатели (в %) | |
Начало года | Конец года | |
Негативный | 13,1 | 4,3 |
Нейтрально-деловой | 60,8 | 30,5 |
Позитивный | 26,1 | 69,5 |
Таблица 3
Изучение уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества воспитанников
2022-2023 учебный год
2022-2023 уч.г. | Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества | ||
Низкий (%) | Средний (%) | Высокий (%) | |
начало | 43,5 | 34,8 | 21,7 |
конец | 10,9 | 54,3 | 34,8 |
Таблица 4
Изучение уровня сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух; сформированности графической деятельности и особенности тонкой моторики, произвольного внимания воспитанников 2022-2023 учебный год
2022-2023 уч.г. | Показатели (в %) | |||
Уровень сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух | Уровень сформированности графической деятельности и особенности тонкой моторики, произвольного внимания | |||
начало | конец | начало | конец | |
Не сформировано (0-1 балл) | 10,7 | - | 15,9 | - |
Условно не сформировано (2 балла) | 24,4 | 16,3 | 20,2 | 12,2 |
Условно сформировано ( 3 балла) | 65,6 | 59,9 | 42,1 | 47,2 |
Сформировано (4-5 баллов) | 30,5 | 43,6 | 21,8 | 40,6 |
Список используемых источников
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.
- Дзюба, О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Дзюба, М. 2009
- //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. – Выпуск 23. – Калининград : Изд-во КГУ, 2009. – С. 56-
60.
- Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском
саду СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. –
М.: АРКТИ, 2000.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей М.: Издательство ГНОМ, 2017.
- Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками М.: Педагогика, 2017.
- Рыбак Е.В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия. Архангельск Изд-во Арханг. обл. ин-та переподгот. и повышения квалификации работников образования, 2021.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003.
- Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб.: Речь, 2021.
- Фопель К. Привет, глазки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010.
- Фопель К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010.
- Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010.
- Фопель К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010.
- Фопель К. С головы до пят! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер.с нем. – М.: Генезис, 2010.
Интернет – ресурсы:
1. http://nsportal.ru
2. http://ped-kopilka.ru
3. http://festival.1september.ru/
4. http://www.anypsy.ru
5. http://pedlib.ru
6. http://uchebnikfree.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Психологические особенности детей с нарушением речевого развития"
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Возникает и развивается речь при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания...
Рабочая программа коррекционного обучения детей с нарушениями речевого развития 6 -7 лет на логопункте
Рабочая программа, составленная в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО...
Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»
Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...
Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в ...
Программа психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся с нарушением зрения «Развиваемся вместе»
Проблема социализации и адаптации ребенка с ОВЗ к постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших на сегодняшний день. Нарушение зрения (косоглазие и амблиопия) оказывает влияние н...
Программа "Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития"
Программа предназначена для коррекции и развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития детей дошкольного возраста с помощью нейропсихологических,...
Куклотерапия как форма психологической коррекции в работе с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
Проблема оказания эффективной коррекционно – реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна, как никогда. А говоря о коррекции раннего детского аутизма, сто...