Программа психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся 6-7 лет "Школа добрых встреч"
методическая разработка по психологии

Ольга Лачугина

Актуальность формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на педагогическом уровне обусловлена социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. ФГОС ДО ориентирован на создание ситуации социальной успешности дошкольников, а для этого особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействии с окружающими как залога их благополучного развития. Особенно остро эта проблема стоит в отношении детей с нарушениями речи. По данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределений этих детей затруднен. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия  личностного развития детей с нарушениями в развитии.

В последние  годы отмечается тревожная тенденция -  все больше  детей, которые в силу различных психофизических, социальных и педагогических причин испытывают  трудности в организации собственного речевого поведения, в адаптации к социальным условиям.

Неправильная речь и как результат проблемы в обучении, воспитании может отразиться на психическом состоянии ребенка. Дети становятся более замкнутыми, скрытыми, менее общительными и неуверенными в себе. Все это может привести к негативным последствиям и виной всему будет – несвоевременная поддержка, оказание помощи, упущение в речевом развитии ребенка. Именно поэтому одной из главных задач  педагога является своевременное обращение внимания на речевое развитие ребенка, чтобы избежать возможных проблем при дальнейшем обучении в начальной школе.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 37» есть дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в речевом развитии, а именно скудный   эмоциональный словарь, отсутствие контакта глаз, невнятность речи, отказ от общения, фонетико-фонематические нарушения. В процессе проведения  образовательных занятий отмечается, что  есть воспитанники старшего дошкольного возраста, которые  не умеют связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из своего личного опыта.

Результаты  наблюдения  и диагностики психического развития воспитанников в дошкольном учреждении свидетельствует о том, что имеющиеся у дошкольников трудности в  речевом  поведении отрицательно сказываются на их общение с окружающими детьми, взрослыми. Это приводит к тому, что речевые нарушения препятствуют полноценному общению, умению ориентироваться в ситуации общения и формированию целостного позитивного образа ребенка.

Как организовать психолого-педагогическое  сопровождение  детей старшего дошкольного возраста  с  нарушениями в речевом развитии, направленное  на развитие коммуникативных навыков? Ответом на этот вопрос  явилась разработка Программы   «Школа добрых встреч» для детей 6-7 лет (далее Программа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx61.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся  6-7 лет «Школа добрых встреч»

Автор-составитель:

Ольга Валентиновна Лачугина,

педагог – психолог  МБДОУ «Д/С № 37»  

г. Усолье-Сибирское  Иркутская область

Пояснительная записка

Актуальность программы и ее обоснование

Актуальность формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на педагогическом уровне обусловлена социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. ФГОС ДО ориентирован на создание ситуации социальной успешности дошкольников, а для этого особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействии с окружающими как залога их благополучного развития. Особенно остро эта проблема стоит в отношении детей с нарушениями речи. По данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределений этих детей затруднен. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия  личностного развития детей с нарушениями в развитии.

В последние  годы отмечается тревожная тенденция -  все больше  детей, которые в силу различных психофизических, социальных и педагогических причин испытывают  трудности в организации собственного речевого поведения, в адаптации к социальным условиям.

Неправильная речь и как результат проблемы в обучении, воспитании может отразиться на психическом состоянии ребенка. Дети становятся более замкнутыми, скрытыми, менее общительными и неуверенными в себе. Все это может привести к негативным последствиям и виной всему будет – несвоевременная поддержка, оказание помощи, упущение в речевом развитии ребенка. Именно поэтому одной из главных задач  педагога является своевременное обращение внимания на речевое развитие ребенка, чтобы избежать возможных проблем при дальнейшем обучении в начальной школе.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 37» есть дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в речевом развитии, а именно скудный   эмоциональный словарь, отсутствие контакта глаз, невнятность речи, отказ от общения, фонетико-фонематические нарушения. В процессе проведения  образовательных занятий отмечается, что  есть воспитанники старшего дошкольного возраста, которые  не умеют связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из своего личного опыта.

Результаты  наблюдения  и диагностики психического развития воспитанников в дошкольном учреждении свидетельствует о том, что имеющиеся у дошкольников трудности в  речевом  поведении отрицательно сказываются на их общение с окружающими детьми, взрослыми. Это приводит к тому, что речевые нарушения препятствуют полноценному общению, умению ориентироваться в ситуации общения и формированию целостного позитивного образа ребенка.

Как организовать психолого-педагогическое  сопровождение  детей старшего дошкольного возраста  с  нарушениями в речевом развитии, направленное  на развитие коммуникативных навыков? Ответом на этот вопрос  явилась разработка Программы   «Школа добрых встреч» для детей 6-7 лет (далее Программа).

Данная Программа разработана с учётом основных требований к организации и содержанию службы практической психологии в образовании, возрастных особенностях детей и реализуется в соответствие со следующими нормативными документами:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013. №26;
  • Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;  а также на основе  пособия Смирновой    Е.О.,    Холмогоровой    В.М.    «Межличностные    отношения  дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция», научной концепции  Дзюба      О.      В.     «Развитие      коммуникативной      компетентности дошкольников    с    общим    недоразвитием    речи», программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик». 

Место         Программы в решении задач психологического сопровождения образовательного процесса.

В решении задач психологического сопровождения образовательного   процесса в рамках ФГОС ДО  Программа   реализует задачи образовательной области:

         «Социально-коммуникативное развитие» в части, формируемой участниками образовательных отношений. Она будет способствовать достижению целевых ориентиров, закрепленных во ФГОС ДО, в частности: усвоение норм и ценностей; общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование позитивных установок к труду и творчеству.

«Речевое развитие» в части, формируемой участниками образовательных отношений. Она будет способствовать достижению целевых ориентиров, закрепленных во ФГОС ДО, в частности: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря.

«Познавательное развитие» в части, формируемой участниками образовательных отношений. Она будет способствовать достижению целевых ориентиров, закрепленных во ФГОС ДО, в частности: развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.

Цель Программы: развитие коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

         Задачи:

  • Привлекать внимание детей к другим детям и их различным проявлениям: внешности, настроению, движениям, действиям и поступкам.
  • Способствовать проявлению инициативы детей в общении со сверстниками и формирования желания и готовности откликаться на их инициативу.
  • Развивать умения взаимодействовать при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов).
  • Учить устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, комплимент, контакт глаз и др.).
  • Развивать умения согласовывать свои действия с действиями других детей, способности слушать партнера, договариваться с ним.
  • Формировать положительное отношение ребенка к себе и к другим детям.
  • Развивать  логическое, творческое  мышление,  внимание и мелкую моторику.
  • Оказывать консультативную помощь воспитателю, родителям (законным представителям)  в вопросах развития коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Программа  рассчитана на 1 год и включает 15 занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут.

Программа состоит из семи этапов, каждый из которых решает определенные цели и задачи. Внутри каждого этапа используется определенная последовательность игр по развитию коммуникативных навыков и формированию доброжелательных отношений у дошкольников, предложенная Смирновой    Е.О.,    Холмогоровой    В.М. и адаптированная под условия дошкольного учреждения.

        Новизна Программы состоит в том, что применяется подход при котором у воспитанников развиваются коммуникативные навыки на основе формирования у них чувства общности  и стремления к сотрудничеству; организуется работа по выполнению заданий, направленных на логическое, творческое  мышление, внимание и мелкую моторику посредством использования «Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина.

Этапы работы по реализации цели и задач программы

Программа рассчитана на год  и осуществляется поэтапно.

1этап: Организационно-подготовительный этап (сентябрь):

  • Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
  • Разработка Программы;
  • Подготовка материально-технической базы.

                2 этап: Диагностический (октябрь-ноябрь):

  • Проведение диагностических мероприятий;
  • Обработка и анализ полученных результатов.

                3 этап: Технологический  (декабрь-март):

  • Практическая реализация Программы.

Предполагается осуществление текущей диагностики (систематические наблюдения за поведением детей в группе, во время режимных моментов, прогулок, на занятиях). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей).

4 этап: заключительный (апрель-май):

  • Проведение итоговой диагностики;
  •  Анализ результатов коррекционно-развивающей работы.

Описание используемых методов, технологий

        При реализации данной Программы используются здоровьесберегающие, коррекционные, информационно-коммуникационные и личностно-ориентированные технологии, включающие следующие методы и приемы:

  • коммуникативные игры;
  • ролевые игры;
  • психогимнастические игры, упражнения;
  • беседы в кругу;
  • релаксация;
  • элементы сказкотерапии, игротерапии, арт-терапии;
  • презентации в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

Планируемые  результаты освоения Программы

Положительная динамика в развитии коммуникативных навыков у дошкольников:

  • дети  активно привлекают внимание окружающих детей  к своим действиям и предлагают различные варианты взаимодействия;
  • с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, инструкцию взрослого,  активно подхватывают их идеи и действия;
  • используют вербальные и невербальные средства общения для установления контакта и поддержания взаимодействия;
  • согласовывают свои действия с действиями других детей, умеют слушать партнера, договариваться с ним;
  • с интересом  откликаются на инструкцию взрослого и активно ее выполняют.

Положительная динамика в сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, и развитии мелкой моторики.

Психолого-педагогическая диагностика в реализации Программы

С целью выявления эффективности проведения занятий по Программе

проводится  первичная и итоговая диагностика.

Диагностическое обследование  проводится посредством  использования  следующих  методик:

  • Задания для изучения эмоциональной сферы ребенка (В.М. Минаева), изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики; изучение восприятия детьми графического изображения эмоций; изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей;
  • Метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой;
  • Методика «Рукавички» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);
  •  «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Дополнительно диагностическое обследование  проводится посредством наблюдения за ребенком  в группе, во время режимных моментов, прогулок, игровых сеансов.

Данные обследования  дополняются беседой с воспитателями, родителями, возможно, даются родителям «домашние задания» или организуется, дополнительно,  индивидуальная консультация.  

Тематическое планирование

Примерное тематическое планирование

Темы занятий

Всего часов

«Давайте познакомимся»

1

«Превращения»

1

«Попробуй покажи»

1

«Угадай по мимике, голосу и жестам»

1

«Будь внимателен!»

1

«Учимся играть вместе»

1

«Поддержи друга»

1

«Прояви сочувствие»

1

«Мы вместе, мы рядом»

1

«Окажи помощь»

1

«Поможем другу»

1

«Скажи ласковое слово»

1

«Похвали друга»

1

«Мы вместе»

1

До свидания, друзья!

1

Содержание программы

В основе Программы лежит система игра по формированию доброжелательных отношений у дошкольников, предложенных Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Данная система адаптирована для условий образовательного учреждения.

Программа состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. В каждом этапе - по 2-3 занятия.

Первый этап - «Общение без слов».

Цель: побуждать детей к непосредственному общению без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.

Второй - «Внимание к другому».

Цель: отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе ровесников; обратить внимание на других (на их действия, внешность, мимику, голос, жесты и др.).

Третий этап - «Согласованность действий».

Цель: учить детей согласовывать свои действия с действиями других детей.

Четвертый этап - «Общие переживания».

Цель: дать детям возможность ощутить единение с другими, учить поддерживать друг друга.

Пятый этап - «Взаимопомощь в игре».

Цель: формирование у детей способности к оказанию помощи и поддержки друг друга в трудных игровых ситуациях, к сопереживанию, радости.

Шестой этап - «Добрые слова и пожелания».

Цель: учить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

Седьмой этап - «Помощь в совместной деятельности».

Цель: учить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности. Развивать способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успехам.

Внутри  каждого этапа используется определенная последователь игр, развивающих те или  иные аспекты взаимоотношений  детей. С целью создания положительного настроя, снижения психоэмоционального напряжения у детей  используются игры, упражнения, этюды К. Фопеля, Е.А. Алябьевой, Г.Б. Мониной, Н.Ю. Куражевой и других; с 6-го занятия проводится работа по выполнению заданий, направленных на развитие логического мышления, внимания и мелкой моторики («Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина). 

Занятия имеют следующую структуру:

  • Ритуал приветствия;
  • Разминка;
  • Основное содержание занятия;
  • Релаксация;
  • Рефлексия прошедшего занятия;
  • Ритуал прощания.

Цель

Содержание занятий

1 этап «Общение без слов»

1.

Установление коммуникации в группе, формирование доверительных отношений между детьми и педагогом-психологом, снижение психоэмоционального напряжения, развитие у детей невербальных навыков общения.

  • Ритуал приветствия. Упр. «Ладошки»
  • Разминка. Упр. «Атомы и молекулы»
  • Основная часть: Игра «Мое любимое животное»,  «Жизнь в лесу»
  • Релаксация. Упр. «Из росточка в дерево»
  • Рефлексия занятия «Цветик-семицветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из ладошек)

2.

Учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе, взаимодействовать с использованием невербальных средств коммуникации

  • Ритуал приветствия. Упр. «Ладошки»
  • Разминка. Упр. «Море волнуется»
  • Основная часть: Игра «Муравьи», Игра «Добрые эльфы»
  • Релаксация. Упр. «Солнечный зайчик»
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из ладошек)

2 этап «Внимание к другому»

3.

Развитие у детей интереса друг к другу, развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

  • Ритуал приветствия. Упр. «Ладошки»
  • Разминка. Упр. «Катаем мяч»
  • Основная часть: Игра «Испорченный телефон», Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»
  • Релаксация. Упр. «Погодный массаж»
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из кулачков)

4.

Формировать способность узнавать эмоции по голосу, мимике, жестам, позе, умение оценивать эмоции окружающих людей, развитие коммуникативных навыков

  • Ритуал приветствия. Упр. «Разные способы приветствия»
  • Разминка. Упр. «Море волнуется раз»
  •  Основная часть: Игра «Передай настроение», Игра «Найди своего брата или сестру»
  • Релаксация. Упр. «Доброе животное»
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из кулачков)

5.

Развитие у детей интереса друг к другу, развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

  • Ритуал приветствия. Упр. «Я очень рада»
  • Разминка. Упр. «Магнит»
  • Основная часть: Игра «Упрямое зеркало», Игра «Запрещенное движение»
  • Релаксация. Упр. «Пружинки»
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из ладошек)

3 этап «Согласованность действий»

6.

Учить детей договариваться, достигать согласия в общем деле

  • Ритуал приветствия. Упр. «Имя и движение»
  • Разминка. Упр. «Продолжи движение»
  • Основная часть: Игра «Лепим скульптуры», Выполнение заданий на развитие внимания, логического мышления («Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина).
  • Релаксация. Упр. «Солнечный зайчик»
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из ладошек)

7.

Создавать у детей эмоциональный настрой друг на друга, формировать умение подстраиваться под действия сверстника

  • Ритуал приветствия. Упр. «Имя и движение»
  • Разминка. Упр. «Ласковое прикосновение»
  • Основная часть: Игра «Сиамские близнецы», Выполнение заданий на развитие внимания, логического мышления («Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина)
  • Релаксация. Упр. «Дерево зимой»
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из ладошек)

4 этап «Общие переживания»

8.

Учить детей понимать чувства, переживаемые другими, стимулировать желание оказать помощь, утешить

  • Ритуал приветствия. Упр. «Приветствие по кругу»
  • Разминка. «Кто самый веселый, самый грустный»
  • Основная часть: Игра «Курица с цыплятами», Выполнение заданий на развитие внимания, логического мышления («Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина).
  • Релаксация. Упр. «Потянулись – сломались»
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из ладошек)

9.

Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства другого, оказывать поддержку и сопереживание.

  • Ритуал приветствия. Упр. «Мы вместе»
  • Разминка. Упр. «Кто самый веселый, самый грустный»
  • Основная часть: Игра «Продолжи движение», Выполнение заданий на развитие внимания, логического мышления («Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина).
  • Релаксация. Упр. «Воздушный шарик».
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из ладошек)

5 этап «Взаимопомощь в игре»

10.

Формировать потребность оказывать сверстнику помощь, проявлять сопереживание

  • Ритуал приветствия. Упр. «Мы вместе»
  • Разминка. Упр. «Щенок»
  • Основная часть: Игра «Старенькая бабушка», Выполнение заданий на развитие внимания, логического мышления («Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина).
  • Релаксация. Упр. «Подвески»
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из кулачков)

11.

Продолжать учить детей

понимать и учитывать

потребности и желания

других, формировать у детей

желание предлагать свою

помощь

  • Ритуал приветствия. «Разные способы приветствия»
  • Разминка. Упр. «Щенок»
  • Основная часть: Игра «День помощника» Выполнение заданий на развитие внимания, логического мышления («Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина).
  • Релаксация. Упр. «Черепашки»
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из кулачков)

6 этап «Добрые слова и пожелания»

12.

Развитие межличностного доверия и группового сотрудничества, учить детей делать сверстнику комплименты, воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

  • Ритуал приветствия. Упр. «Ласковое имя»
  • Разминка. Упр. «Присядьте те, кто …»
  • Основная часть: Игра «Садовники и цветы», Выполнение заданий на развитие внимания, логического мышления («Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина).
  • Релаксация. Упр. «Ласковый дождик»
  •  Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из ладошек)

13

Развивать позитивную самооценку у детей через подчеркивание их достоинств сверстниками, повышать уверенность в себе.

  • Ритуал приветствия. «Дружба начинается с улыбки»
  • Разминка. Упр. «Джинн»
  • Основная часть: Игра «Комплименты», Выполнение заданий на развитие внимания, логического мышления («Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина).
  • Релаксация. Упр. «Торт»
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из ладошек)

7 этап «Помощь в совместной деятельности»

14.

Формирование навыков взаимопомощи в совместной деятельности

  • Ритуал приветствия. Упр. «Поздоровайся ласково»
  • Разминка. Упр. «Руки здороваются, ссорятся, мирятся»
  • Основная часть: Игра «Актеры», Выполнение заданий на развитие внимания, логического мышления («Рабочая тетрадь дошкольника 6+» С.В. Бурдина).
  • Релаксация. Упр. «Массаж в кругу»
  • Рефлексия прошедшего занятия.
  • Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!» («башенка» из кулачков)

15.

Обобщение знаний, умений, приобретенных на занятиях Школы приятных встреч

До свидания, друзья!

Материально – техническое и кадровое обеспечение программы. Организация системы взаимодействия

Требования к материально-технической оснащенности организации для реализации Программы

Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических норм. Для проведения занятий необходима отдельная просторная комната с рабочей зоной и зоной отдыха.  Для каждого участника занятий потребуется набор цветных карандашей, краски и кисти для рисования, клей, простой карандаш, бумага для рисования, пластилин, цветная бумага. С целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях рекомендуется использование аудиозаписей (музыкальные коллекции звуков моря, леса, инструментальная и классическая музыка и т.п.). Также на занятиях используются картинки, игрушки в зависимости от реализуемых задач.

Кадровое обеспечение Программы

Реализация программы обеспечивается педагогом-психологом дошкольного учреждения,  на которой реализуется Программа. Педагогический работник, реализующий  Программу, должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. Такие условия (в соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО) предполагают:

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • поддержку индивидуальности и инициативы детей;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности с взрослым.

Модель организации  взаимодействия в реализации Программы

педагог-психолог

ребенок

воспитатель

родители

специалисты ДОУ

(по необходимости)

Заключение

Анализ работы по развитию коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, с использованием представленной Программы показал следующее:

 

  • В процессе работы по развитию коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста учитывалось три направления работы: работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями, что обеспечило продуктивное  взаимодействие детского сада с семьей;
  • В работе с детьми применялись эффективные методы, техники, а также  современные образовательные технологии, (здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные, игровые технологии); в работе с родителями – индивидуальные, групповые консультации, психологические встречи; 
  • В ходе диагностического обследования детей  в реализации Программы отмечено по:
  • Изучению состояния эмоционально-личностной сферы  (методика В.М. Минаева) на начало 2022-2023 уч.г., что  большинство детей не смогли адекватно выразить эмоционально-смысловое  содержание  высказывания, испытывали  затруднения  в  ходе  оценки  и  описания  своих    и  эмоциональных  состояний  других  людей.  Все  это,  в  свою  очередь  заметным образом, может  негативно  отражаться  на  взаимодействие   детей   друг   с   другом   в   ходе   общения,   совместной  деятельности, игры.  К концу 2022-2023 учебного года наметилась положительная динамика в развитии вербальной и невербальной эмоциональной экспрессии  дошкольников,  в  понимании  и  вербальном  обозначении  эмоциональных  состояний.
  • По изучению межличностных отношений  у детей     (по     схеме     Е.О.     Смирновой,     В.М.  Холмогоровой)  на  начало  2022-2023учебного года по   показателю   «Инициативность»   низкий уровень имели  21,7% что может говорить о  неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти к ним подход (на конец учебного года  4,3%); средний  –  56,6%  (на конец учебного года  21,7% детей);  высокий  уровень  – 21,7% детей (на конец 2022-2023 учебного года 73,9%. 

По  показателю  «Чувствительности  к  воздействию  сверстника»  на  начало 2022-2023учебного года 52,2%,  соответственно,  что  свидетельствует  о  неспособности  видеть  и  слышать  другого, средний – 39,1%, высокий  уровень –  8,7% детей. 

Позитивный   эмоциональный   фон   в   начале   2022-2023учебного года  наблюдался   у   26,1%   детей (на конец года 69,5%), соответственно,  негативный  фон  у  13,1% детей (на конец 2022-2023 учебного года 4,3%). Данные в таблицах показывают возрастающую динамику по формированию межличностных отношений.

  • По изучению уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничеств (методика «Рукавички» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)  на  начало 2022-2023 учебного года у большинства детей был выявлен низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества 43,5%. У детей отмечались попытки договориться, но они не принесли желаемого результата. Дети ссорились друг с другом, никак не могли определиться с узором и цветами, так как каждый игнорировал мнение и пожелание сверстника. Наиболее характерными средствами речевого взаимодействия в такой паре были спор и требование. У 27,1%  пар детей выявлялся лидер, который брал на себя инициативу придумывать замысел рисунка. Иногда в таких парах возникали разногласия по поводу использованных цветов, узора. После проведения коррекционно-развивающей работы результаты по данной методике качественно улучшились. Большинство пар демонстрировали умение детей прийти к общему решению, способность убеждать сверстника, аргументировать свою точку зрения, оказывали взаимопомощь в процессе рисования, демонстрировали позитивное отношение к совместной деятельности, работали с удовольствием и интересом.
  • По  изучению уровня сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух; сформированности графической деятельности и особенности тонкой моторики, произвольного внимания (каждое задание оценивалось по пятибалльной шкале по  четырем уровням, методика  Н.Семаго, М. Семаго)  на  начало  2022-2023учебного года по   показателю   «Уровень сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух»  0-1 балл  имели  10,7%, что говорит  о  несформированности (на конец учебного года - 0%); соответственно 3 балла,  показатель условно сформирован,  –  65,6%  (на конец учебного года  59,9% детей);  4-5 баллов, сформирован,  – 30,5% детей (на конец 2022-2023 учебного года 43,6%).  

По  показателю  «Уровень сформированности графической деятельности и особенности тонкой моторики, произвольного внимания»  на  начало 2022-2023учебного года 0-1 балл имели   15,9% детей,  соответственно,  что  свидетельствует  о несформированности данного показателя; условно сформирован - у 42,1% на начало учебного года (на конец года 47,2%) и сформирован на начало учебного года у 21,8% (на конец учебного года 40,6%). Полученные данные показывают возрастающую динамику по сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух и по сформированности графической деятельности и особенности тонкой моторики, произвольного внимания.

  • После проведения коррекционно-развивающей  работы отмечается, что воспитанники  стали проявлять большую инициативность, активность в совместной деятельности со сверстником, взрослым; согласовывать свои действия с действиями другого из-за чего меньше возникало конфликтов в процессе игровой деятельности. Выявлена положительная динамика в развитии вербальной и невербальной эмоциональной экспрессии дошкольников, в понимании и вербальном обозначении эмоциональных состояний. Повысился уровень благополучия взаимоотношений, увеличилось количество детей, имеющих статус наиболее привлекательной личности для остальных членов группы.
  • Повышен уровень  педагогической  компетентности воспитателей в организации  речевого  поведения детей посредством применения коммуникативных игр, упражнений,  а также родителей (законных представителей) в  решении проблемы.
  • Количественные и качественные показатели проделанной работы, сравнительные данные об уровне развития коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста первичной  и итоговой диагностики Программы  подтверждают  успешность коммуникативных навыков (Таблицы 1-4):

Таблица 1

Изучение состояния эмоционально-личностной сферы воспитанников 2022-2023 учебный год

Исследуемая функция

2022-

2023

уч.г.

Результаты по уровням (в %)

высокий

средний

низкий

Использование

выразительных средств

при демонстрации

заданной эмоции

начало

11,6

46,5

18,6

конец

26,2

47,6

16,7

2.

Выразительность речи

при передаче разных

эмоциональных

состояний

начало

20,9

39,5

30,2

конец

40,5

47,6

11,9

3.

Восприятие

графического

изображения эмоций

начало

18,6

27,9

18,6

конец

69,1

19,1

7,1

4.

Понимание

эмоциональных

состояний

начало

27,9

16,3

34,9

конец

64,3

30,9

2,4

Таблица 2

Изучение межличностных отношений воспитанников  

2022-2023 учебный год

Уровень

сформированности

показателя

Показатели (в %)

Инициативность

Чувствительность к

воздействию сверстника

Низкий

Начало

21,7

52,2

Конец

4,3

17,4

Средний

Начало

56,6

39,1

Конец

21,7

56,5

Высокий

Начало

21,7

8,7

конец

73,9

26,1

Преобладающий

эмоциональный фон

Показатели (в %)

Начало года

Конец года

Негативный

13,1

4,3

Нейтрально-деловой

60,8

30,5

Позитивный

26,1

69,5

Таблица 3

Изучение уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества воспитанников

2022-2023 учебный год

2022-2023 уч.г.

Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

Низкий (%)

Средний (%)

Высокий (%)

начало

43,5

34,8

21,7

конец

10,9

54,3

34,8

Таблица 4

Изучение уровня сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух; сформированности графической деятельности и особенности тонкой моторики, произвольного внимания воспитанников 2022-2023 учебный год

2022-2023 уч.г.

Показатели (в %)

Уровень сформированности звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух

Уровень сформированности графической деятельности и особенности тонкой моторики, произвольного внимания

начало

конец

начало

конец

Не сформировано

(0-1 балл)

10,7

-

15,9

-

Условно не сформировано

(2 балла)

24,4

16,3

20,2

12,2

Условно сформировано

( 3 балла)

65,6

59,9

42,1

47,2

Сформировано

(4-5 баллов)

30,5

43,6

21,8

40,6

Список используемых источников

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.
  3. Дзюба, О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Дзюба, М. 2009
  4. //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. – Выпуск 23. – Калининград : Изд-во КГУ, 2009. – С. 56-

60.

  1. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском

саду СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002.
  2. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. –

М.: АРКТИ, 2000.

  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей М.: Издательство ГНОМ, 2017.
  2. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками М.: Педагогика, 2017.
  3. Рыбак Е.В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия. Архангельск Изд-во Арханг. обл. ин-та переподгот. и повышения квалификации работников образования, 2021.
  4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003.
  5. Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб.: Речь, 2021.
  6. Фопель К. Привет, глазки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010.
  7. Фопель К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010.
  8.  Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010.
  9.  Фопель К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010.
  10. Фопель К. С головы до пят! Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер.с нем. – М.: Генезис, 2010.

Интернет – ресурсы:

1. http://nsportal.ru

2. http://ped-kopilka.ru

3. http://festival.1september.ru/

4. http://www.anypsy.ru

5. http://pedlib.ru

6. http://uchebnikfree.com

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Психологические особенности детей с нарушением речевого развития"

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.  Возникает и развивается речь при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания...

Рабочая программа коррекционного обучения детей с нарушениями речевого развития 6 -7 лет на логопункте

Рабочая программа, составленная в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО...

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

Программа "Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема страхов у детей дошкольного возраста  приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в ...

Программа психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся с нарушением зрения «Развиваемся вместе»

Проблема социализации и адаптации ребенка с ОВЗ к постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших на сегодняшний день. Нарушение зрения (косоглазие и амблиопия) оказывает влияние н...

Программа "Нейропсихологическая коррекция детей с задержкой психического развития"

Программа предназначена для коррекции и развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития детей дошкольного возраста с помощью нейропсихологических,...

Куклотерапия как форма психологической коррекции в работе с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

Проблема оказания эффективной коррекционно – реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна, как никогда.  А говоря о коррекции раннего детского аутизма, сто...