Презентация "Причины страхов и работа с «тревожными» детьми".
презентация по психологии
Что такое страхи, их разновидность и способы преодоления тревожности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_strahov_i_rabota_s_trevozhnymi_detmi.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тревога – биологически отрицательная эмоция, возникающая при общей оценке ситуации как неблагоприятной. Находящегося в тревоге узнать довольно легко. Он скован и в то же время суетлив. В результате активность практически равна нулю. При этом стимулируется и симпатическая (активирующая обменные процессы), и парасимпатическая (тормозящая их) нервная система, т. е. в кровь выбрасываются одновременно вещества, и стимулирующие активность, и способствующие отдыху. Человека, находящегося в тревоге, можно уподобить автомобилю, водитель которого давит и на газ, и на тормоз. В результате такую машину может разорвать.
О дновременно !
Ситуационная тревога Возникает перед волнующим событием (экзамен, соревнование , визит к начальнику и т. п.). Эту тревогу человек осознает. Он чувствует, как у него бьется сердце, перехватывает дыхание, его бросает то в дрожь, то в холод, потеют ладони и т. п.
Как снять ситуационную тревожность? Давайте подумаем. Если у машины, стоящей на месте, мотор работает на повышенных оборотах, то лучше уж пусть она едет, а не стоит. Если от волнения бьется сердце, то лучше пробежаться или присесть раз пятнадцать – двадцать, т. е. «подогнать» деятельность всего организма под работу сердца. После прекращения интенсивной нагрузки происходит общее успокоение, и тревога снимается.
Личностная тревожность Это - склонность воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги . В этом случае лучше всего прибегнуть к помощи профессионалов.
Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы : боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Замечено, что интенсивность переживания тревоги , уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном возрасте мальчики более тревожны , чем девочки . Тем не менее, у детей старшего дошкольного возраста тревожность ещё не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого – педагогических мероприятий .
Как помочь тревожному ребенку ? 1. Повышение самооценки. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их . В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. М ожно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях . Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры . Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка . Как помочь тревожному ребенку ?
3. Снятие мышечного напряжения. Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж. Как помочь тревожному ребенку ?
Страх – самая опасная эмоция !!! Если тревога существует достаточно долго, человек начинает искать источник опасности, ликвидирует его и успокаивается. Если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. Таким образом, страх – это результат работы тревоги и мышления.
Страх это защитная реакция организма , продукт нашего мышления, защитный механизм. Если ты, понимаешь ,что - здесь не смертельная опасность , преодолеваешь постепенно свои опасения, ты учишься быть смелым. Если ты не в состоянии справиться со своими страхами , тебе необходима помощь специалиста, потому как само нахождение в состоянии тревоги, наносит вред здоровью.
Различают возрастные и невротические страхи . Возрастным страхам подвержены практически все дети. Такие страхи сопровождают определенный возрастной период развития. Невротические страхи – результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений. Существуют ещё приобретенные страхи . Например, ребенок боится заходить в лифт, потому что раньше в нем застревал .
В настоящее время в работе со страхами детей используются различные методические средства . - Игротерапия . - Куклотерапия . Этот метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или любимой игрушкой. Любимая игрушка используется в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка. По мере развертывания сюжета эмоциональное напряжение ребенка возрастает, а достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими реакциями (плач, смех и т. д.) и снятием напряжения.
- Сказкотерапия . Привлекательность сказок для психологической коррекции страхов состоит в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество. Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами . - Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера.
- Техники терапии рисованием. Рисуя, ребенок проецирует свои переживания на бумагу, дает выход своим чувствам, желаниям и мечтам, а так как он рисовал сам, он имеет власть над этим рисунком – этот факт помогает перестраивать свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасаться с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами и событиями.
- Библиотерапия – это чтение специально подобранных книг. При работе со страхами у детей имеет смысл задействовать юмористические стихотворения или короткие рассказы о том, как герой борется со своими страхами , преодолевает их и становится победителем. Можно использовать следующие произведения : - С. Атронькин . «Как покорять страх » ; - С. Маршак. «Чего боялся Петя» ; - А. Кушнер. «Что в углу» ; - В. Семерин . « Страшный зверь » и другие.
ВЫВОД: Чтобы помочь ребенку избавиться от страха , необходимо сначала найти истинную причину детского страха , а затем выбирать способ воздействия на страх .
Спасибо за внимание !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для работы с тревожными детьми ( рекомендации педагогам)
Представлен систематизированный набор игр для работы с тревожными детьми. Игры могут быть использованы во время режимных моментов в детском саду, или на переменке в школе, а также как релаксация ...
Особенности психолого - педагогической работы с тревожными детьми в детском саду.
В статье рассматриваются особенности работы с тревожными детьми, которые посещают дошкольное учереждение, важный период жизни ребёнка, связанные с этим психологические проблемы. Указывается, что...
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
правила работы с тревожными детьми...
Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста
Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...
Работа с тревожными детьми
В материале отражена работа с тревожными детьми. Описаны методики, коррекционные занятия и нетрадиционные методы...
Рабочие материалы для работы с тревожными детьми.
Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми....
Картотека игр для работы с тревожными детьми и детьми с ОВЗ
Материал содержит правила работы с тревожными детьми, методы снятия детской тревожности, игры на снятия напряжения и повышения уверенности в себе....