тренинг тяжелые родители
картотека по психологии

Ирина Романовна Соложенцева

тренинг тяжелые родители

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_tyazhelye_roditeli.docx83.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»

Цель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности ( в том числе правой) и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье, и

Ведущие : педагог-психолог, инспектор по правам детства

Педагог-психолог: Здравствуйте! Сегодня мы собрались для того, чтобы попытаться вместе избавиться от своих проблем, стать лучше, научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться общаться. Слово «общение» является одним из важнейших слов в жизни каждого человека, а для развития ребенка оно является более важным. В процессе общения с родителями формируется его личность. Наблюдая за тем, как общаются между собой мать и отец, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача показать вам на собственном примере, какие именно позиции родителей в общении являются наиболее эффективными, а какие - наоборот, заставить задуматься об изменении своего отношения к детям.

1. Игра – приветствие «Волшебный сундучек»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга, закрепить знания о правах ребенка.

Из сундука по очереди достаются предметы, символизирующие знакомы всем права человека. Необходимо объяснить значение каждого предмета с точки зрения прав человека.

Свидетельство о рождении

Что это за документ? О каком праве он напоминает?

(о праве на имя)

Сердечко

Какое право может обозначать сердце?

(о праве на заботу и любовь)

Домик

Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает?

(о праве на имущество)

Конверт

О чем напомнил конверт?

(никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь

О каком праве напоминает эта книга?

(о праве на образование)

Игрушечный утенок и утка

О чем напоминают эти игрушки?

(о праве ребенка быть вместе с мамой)

Медицинский стетоскоп. Право на медицину.

2. Упражнение «Камушки»

Сечас мы перед вами высыпим камушки и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 минута, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его форму размер, дефекты, т. е. запомнили свой камушек, чтобы затем его найти. (в центре круга из мешочка высыпаются камушки по числу участников)

Далее психолог собирает камушки в мешочек, перемешивает и высыпает на пол. Нужно найти свой камушек

Вопросы родителям:

Какой тактикой вы пользовались, чтобы отыскать свой камушек?

Считаете ли Вы что идет перенос Ваших личностных качеств на стиль воспитания детей?

Что хочется изменить в себе после выполнения упражнения?

Ответьте пожалуйста на вопросы:

Какой тактикой вы пользовались, чтобы отыскать свой камушек (запомнил признаки и активно искал, ждал пока все разберут свои камушки)

В итоге: те кто был активным – «Лидер» настойчиво идут по жизни, активно участвую в воспитании детей

Те кто был пассивным, ждал пока все разберут свои орехи – не инициативны на работе и в воспитании своих детей

3. Задача «Цветок»

Ведущий (инспектор  по охране прав детства): Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».

Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.

Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

Рефлексия:

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?

С какими сложностями Вы сталкиваетесь в воспитании и общении с Вашим ребенком?

4. Упражнение «Давление»

Педагог-психолог: Упражнение выполняется в парах. Ладошки на ладошки. Верхняя ладошка давит на нижнюю, потом меняются местами.

Вопросы родителям:

В какой ситуации Вам было находиться комфортнее?

Как Вы думаете, чаще всего, в какой ситуации находится Ваш ребенок и Вы сами? Какие права ребенка нарушаются в этот момент?

Что чувствуют дети, находясь в такой ситуации?

(Вы почувствоватли как мы давим на своих детей и что они при этом чувствуют)

Как это отражается на психоэмоциональном самочувствии детей? Ущемляются ли при этом права ребенка?

  

5. Игровое упражнение «Запрет».

Инспектор по правам детства  выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.

Ведущий: посмотрите пожалуйста на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:

- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

- Не завязывать рта - выслушать ребенка;

Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

Сделав вывод хочу прочитать сказку Дмитрия Соколова «Фиолетовый котенок».

6. Сказкотерапия  «Фиолетовый котенок» ( Приложение № 1)

(чтение сказки сопровождается показом)

Рефлексия:

- О чем сказка?

- Если перевести ее на тему воспитания, то методы прослеживаются?

Вывод: действительно ли это сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона - это методы воспитания, которые используют родители и они не всегда эффективны. В сущности, это вина, угроза и насмешка. А Луна - это символ веры, она не воспитывает котенка, а расширяет его мир, его кругозор. И главное совсем не то, что он научился тому, что от него хотели, а то, что луна нашла правильный подход в воспитании.

Ведущий: во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение другого. Люди собственным примером, поощряют, стимулируют к различным видам деятельности, а могут и манипулировать. Общаясь, люди постепенно меняют друг друга. Загруженные, уставшие после работы родители особенно уязвимы от плохого поведения ребенка на улице, в помещении. Поэтому предлагаю упражнение, которое заставит задуматься об изменении своего отношения к детям.

7. Упражнение «Модели воспитания»

Ведущий: Модели воспитания - это стабильные отношения между старшими и младшими, где воспитательная роль принадлежит старшим. Они иногда осознанные, иногда не полностью. В некоторых случаях бывает, что вы на словах декларируете одну модель воспитания, а на действиях реализуете другую. Достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно.

Воспитание бывает более проблемным, спорным, а бывает достаточно удачным и правильным. Возьмите карточки на которых изображены рисунки которые отражают те или иные модели воспитания. Каждой паре следует проанализировать изображения.

тренинги для родителей сада

тренинги для родителей сада

тренинги для родителей сада

Психолог после анализа каждой модели воспитания предлагает ответить на вопрос.

-На ваш взгляд, какая модель воспитания наиболее способствует формированию личности ребенка и его социально-нравственному развитию.

Обсуждение родителей.

Вывод: надеюсь, что после обсуждения данного вопроса каждый из вас определил для себя, что воспитывая в них смелость, уверенность в себе, честность, трудолюбие и другие социально достойные качества, все это проводит к развитию социально адаптированного и психически здорового малыша в современном обществе.

Ведущий: для того чтобы узнать еще одну тайну в воспитании и общении с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.

8. Упражнение «Стаканы»

Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка

Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

Ведущий: научились, узнали, получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком.

когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.

Ведущий: сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое. Хотелось и мне узнать Ваше мнение о нашей встрече, нужна ли была она Вам, полно ли раскрыт был материал? Запишите свое отношение на цветочках. У каждого из вас они есть. На обратной стороне прошу заполнить предложения и озвучить их, передавая друг другу цветок образуя венок.

9. Упражнение «Венок желаний»

Подведение итогов тренинга.

Я узнала, что____________________________________________________________________

Было интересно _______________________________________________________________

Всегда буду ____________________________________________________________________

Вывод: очень благодарна за нашу встречу, спасибо за активное, продуктивное участие. Напишите пожелания, может быть проблему нашей следующей встречи.

Приложения к тренингу психолога детского сада для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»

Приложение № 1

Сказка о фиолетовом котенке

Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

— Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

—Да что с ним цацкаться? — рычал кабан.—Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!

— Он просто глупый, — каркала ворона.—Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!


Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая, белая, яркая.

— Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?

— А как бывает еще? — удивлялся котенок.

— У меня есть брат, — сказала. Луна, — он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?

— Он похож на тебя? Конечно, хочу.

— Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.


Ранним утром котенок увидел Солнце.


— Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. —А я знаю твою сестру Луну!


— Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.


— Конечно, передам.


Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.

Неправда ли так знакомо...?

Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона —это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир. Пусть ваши ученики каждый день с Вашей помощью открывают удивительный мир.

Сказки о фиолетовом котенке написал талантливый писатель и психотерапевт Дмитрий Соколов. Они учат многому, их хочется читать и перечитывать. И дарить другим :)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинг "Когда в семье "тяжелые" родители"

тренинг "Когда в семье "тяжелые" родители"...

Консультация для родителей воспитанников ДОУ Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»

Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность...

Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»

Цель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механ...

консультация для родителей . Игровой тренинг для родителей и детей . «Школа любящих родителей»

Игровые тренинги для родителей и детей могут  помочь  взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним....

Тренинг для родителей «Когда в семье «тяжелые» родители»

Цель тренинга: помочь родителям найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов ...

Консультация для родителей "Стили семейного воспитания" Тренинг для родителей "Я - успешный родитель"

Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание....

Семейный логопедический тренинг для родителей: «Тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка».

Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители ...