Влияние сказки на личность ребенка
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье рассматривается влияние сказки на формирование личности ребёнка. Сказка для ребенка это особая реальность, которая знакомит и помогает справляться со смногоми явлениями реальной жизни. Сказки доступны для понимания детей разного возраста, поэтому она становятся универсальными инструментами и помощниками в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_skazki_na_lichnost_rebenka.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние сказки на личность ребенка
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка для ребенка раздвигает рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным. Поэтому уроки, которые дает сказка – это ни с чем не сравнимые уроки нравственности для детей, а взрослым она может помочь решить жизненную проблему.
Очень важным в жизни ребенка является то, как родители преподносят ему сказки. Сказка может быть очень веселой, но родители могут прочитать её так, что ребенок, вместо того чтобы смеяться, будет плакать. Когда мама, читая сказку о любви, говорит ей, что в будущем она выйдет замуж за принца, то тем самым она задает своей дочери определенный сценарий на поиск идеального героя. Психологи считают, что каждый сказочный персонаж может играть или даже брать за основу жизненного сценария.
«Сценарий жизни» оказывает на судьбу большое влияние. У каждого человека своя роль. На «Жизненный сценарий» влияет происхождение человека, его воспитание и окружение, и конечно же – сказки, которые ему читают родители в детстве. Именно они заставляют нас особенно переживать за героев, волновать душу и будить фантазию, они несут свой особый эмоциональный, энергетический заряд. Зачастую и наша жизнь складывается по сценарию любимой сказки. Она закладывает в наше сознание определенную программу, задает направление в жизни. Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с главным героем. И уже, будучи взрослым, человек поступает так же, как его любимый герой, совершая его «подвиги» и повторяя его ошибки. Когда любимая сказка передается от родителей по наследству, тогда ребенок берет не свой, а родительский жизненный сценарий. А играя не свою роль, человек обречен терпеть неудачи.
Сказка закладывает судьбу, поведение и характер, ведет человека по жизни. От её влияния избавиться очень нелегко.
Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет думать ребенку о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, сравнить её описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку объяснить окружающую среду. Вот почему именно сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (родители и педагоги читали, рассказывали истории, совместно обсуждали их), то у ребенка на бессознательном уровне формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. Если сказочные истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, то эти знания находятся в пассивном состоянии. Это тоже хорошо, ибо находятся в пассивном состоянии. Это тоже хорошо, ибо ресурсы успешной адаптации в обществе имеются.
Если взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять жизненные уроки, искать параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о мире переходит в активное состояние. То есть, ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно – действенные связи между событиями. Ребенок размышляет о своем предназначении, исследует собственные способности и возможности.
Четыре пять лет – апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Пред ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться позволяет сказка и игра. Например, для ребенка, который чего – то боится, подбирается готовая или составляется новая сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. В этом случае ребенок не только прослушивает сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, отождествляя себя с главным сказочным героем. В процессе этого ребенок не только знакомится со своим страхом, но и научается справляться с ним.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:
- потребность в автономии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои силы.
- потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть неудачи.
- потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда – то идет, кого – то встречает, кому – то помогает, что – то добывает, с кем – то борется, от кого – то убегает и т.д. иногда в начале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:
- автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.
- активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, эмоционально откликаться на состояние партнеров.
- социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
- мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия).
- Когнитивного (умственного), связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения.
- Поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации, способы общения и взаимодействия с другими детьми.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА
Поведение ребенка во вмогом зависит от отношенияк ним родителей. О влияние каждлго родителя мамы и папы на становление личности ребенка отражено в этой статье...
Виды детского труда и их влияние на воспитание личности ребенка
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что «....труд становится великим воспитателем, к...
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.Авторитет – одно из важнейших условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредс...
Статья по теме "Сказкотерапия и ее влияние на развитие личности ребенка"
Сказка – это многогранный материал, который интересно и полезно применять в работе с детьми. Особенности работы со сказкой для психокоррекции и развития личности ребенка в том, что в них отсутст...
Факторы, оказывающие благоприятное влияние на развитие личности ребенка
Памятка для родителей...
Значение авторитета родителей в воспитании и его влияние на развитие личности ребенка.
Авторитет - одно из важнейших условий семейного воспитания....