тренинг
материал по психологии
для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_horoshee_nastroenie_zalog_uspeha.docx | 19.6 КБ |
trening_dlya_pedagogov.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская, 43
Тренинг
для педагогов
"Хорошее настроение - залог успеха!"
Педагог - психолог:
Галина Васильевна Журбенко
2023 г.
Тренинг "Хорошее настроение - залог успеха!"
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
- Познакомить педагогов со способами снятия напряжения.
- Создать в группе атмосферу доверия, сотрудничества.
- Повышение самооценки.
Оборудование: ватман с нарисованным деревом, самоклеящиеся стикеры в форме листочков, ручки для каждого участника, фломастеры, чистые листы бумаги, вырезки из журналов, клей, мяч, карточки с незаконченными фразами.
Ход тренинга:
- Вступительное слово педагога-психолога.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня у нас состоится очередной тренинг, направленный на снятие напряжения. Я рада, что вы нашли время и возможность прийти и принять участие в этом мероприятии.
- Упражнение «Меня зовут… Я делаю так…»
Цель: знакомство, снятие тревожности и напряжения.
Описание: Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Меня зовут… Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.
- Упражнение «Плюс-минус»
Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.
Оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеящиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Описание: Психолог предлагает участникам на одном листочке написать минусы своей работы, а на листочке другого цвета плюсы. После этого листики приклеиваются к дереву и каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
- Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Оборудование: карточки с незаконченными фразами.
Описание: Психолог предлагает участникам вытащить карточку с незаконченным предложением и закончить это высказывание.
Фразы для карточек:
- Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
- Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…
- Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…
- Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
- Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
- Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…
- Откровенно говоря, успехи на работе…
- Откровенно говоря, я мечтаю … и др.
- Упражнение "Мусорная корзина"
Цель: избавление от негативных эмоций.
Оборудование: листочки, ручки
Описание: Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится мусорная корзина. Психолог обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.
Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки. В конце упражнения корзина убирается в сторону.
- Создание коллажа «Моё настроение»
Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.
Оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов, клей.
Описание: Психолог предлагает участникам выбрать по 3 картинке и приклеить их на лист бумаги. После этого участники рассказывают о том, что у них получилось и как это связано с их настроением.
- Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Описание: Психолог предлагает участникам устроиться поудобнее, закрыть глаза и представить, что их лицо пытается сесть муха, а их задача согнать её с помощью лицевых мышц. При этом психолог проговаривает на какую часть лица пытается сесть муха.
- Упражнение «Ладошка дружбы».
Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Описание: Психолог предлагает участникам обвести свою руку. Цвет необходимо выбрать в соответствии со своим настроением. На одной стороне ладошки необходимо написать своё имя. Затем участники передают ладошки по кругу и пишут на них пожелания, комплименты. Важно, чтобы всё написанное носило дружественный характер.
- Упражнение «Слово о прошедшем дне»
Цель: получение обратной связи, отреагирование актуальных эмоций.
Оборудование: мяч.
Описание: Психолог кидает мяч одному из участников, а тот, кто его поймал должен сказать с каким чувством он заканчивает тренинг.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края,
ул. Советская,43
Психологический тренинг для воспитателей
«Всё в твоих руках»
Составитель:
педагог – психолог
Журбенко Г.В.
2022 г.
Цели:
- обеспечение условий для создания у педагогов внутреннего состояния успешного педагога;
- оказание педагогам содействия в осознании собственной индивидуальности, развитии навыков самопознания и компетентности.
Задачи:
- развитие у педагогов стремления к профессиональному росту;
- перевод негативных переживаний у педагогов в положительные эмоциональные состояния.
Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран), колокольчик, листы с вопросами к упражнению «Представьте, что ваша группа – это книга» (по количеству групп), таблицы «Программа – минимум» (по количеству участников тренинга).
Правила работы на тренинге:
- доверительный стиль общения;
- активное участие в происходящем;
- персонификация высказываний (свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…»);
- общение по принципу «здесь и сейчас»;
- уважение к говорящему;
- искренность в общении (говорить только то, что на самом деле чувствуем, или молчать);
- недопустимость непосредственных оценок человека.
План проведения тренинга
I. Вводная часть. Притча «Все в твоих руках» (видеоролик)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Комментарии.
Смысл этой фразы таков - любой человек сам хозяин своей судьбы, и свою жизнь он творить собственными руками, поступками, словами, мыслями и действиями. Слово «В руках» надо понимать как – «В твоих силах», «В твоих возможностях», «В твоей власти».
Право выбора - то чем мы обладаем, а значит, мы сами и творим свою судьбу – «собственными руками».
- Знакомство.
Упражнение 1. «Моя визитная карточка».
Каждый участник тренинга представляется по следующему образцу:
- «Меня зовут…»
- «Я люблю себя за …»
- «Мне в себе не нравится…»
III. Основная часть.
Упражнение 2. «Солнце светит для тех, кто…»
Участники сидят в кругу. Психолог произносит предложения, каждое из которых начинается со слов: «Солнце светит для тех, кто…». Все, к кому относится сказанное, встают со своих мест.
Предложения:
- Солнце светит для тех, кто носит шляпку.
- Солнце светит для тех, у кого голубые глаза.
- Солнце светит для тех, кто родился весной.
- Солнце светит для тех, кто любит проводить отпуск на море.
- Солнце светит для тех, кто питается вегетарианской пищей.
- Солнце светит для тех, кто считает, что педагог должен быть уверен в своих педагогических решениях и поступках.
- Солнце светит для тех, кто считает, что педагог должен быть удовлетворен результатами своей деятельности.
- Солнце светит для тех, кто считает, что речь педагога должна быть выразительной (содержательной, яркой, образной, убедительной).
- Солнце светит для тех, кто считает, что у педагога должно быть развито творческое начало.
- Солнце светит для тех, кто считает, что педагог должен быть дисциплинированным и настойчивым.
- Солнце светит для тех, кто считает, что у педагога должно быть чувство юмора.
Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены вышеупомянутые качества личности педагога, оказывающие существенное влияние на его педагогическую деятельность.
Упражнение 3. «В чем мне повезло в этой жизни?»
Упражнение 4. «Только хорошее»
Задание. Вспомнить, что хорошее произошло с вами сегодня.
Упражнение 5. «Представьте, что ваша группа – это книга»
Цели: сплочение групп; введение группы и каждого из ее участников в новую проблему.
Задание: представьте, что каждая группа – это книга. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Какой заголовок больше всего подходит этой книге?
- Как выглядит обложка книги? Что изображено на обложке?
- С чего начинается повествование?
- К какому жанру относится произведение? (комедия, драма, детектив, фантастика, репортаж с места событий)
- Есть ли в этой книге главы, которые тяжело читать?
- Есть ли в книге страницы, которые хочется переписать заново? Вычеркнуть?
- Захотят ли люди прочитать вашу книгу?
- Как бы вы провели рекламную кампанию по продаже книги?
Вопрос по окончании игры: Что объединяет все представленные книги?
IV. Заключительная часть.
Упражнение 6. «Сила вашего рода»
(методика И. Вагина)
Постарайтесь вспомнить максимальное число своих родственников, представить их лица, походку, интонации голоса. А теперь вспомните свое самое любимое место отдыха, где вы чувствует себя комфортно и спокойно. Закройте глаза и представьте, что вместе с вами там же находятся ваши родственники. Вы их видите всех сразу. Все вместе вы действительно похожи на дерево, у которого много сильных раскидистых ветвей. И вы – одна из этих ветвей. В ваших жилах течет кровь многих поколений ваших предков, их гены – ваши гены. А сейчас определите лучшего из вашего рода и слейтесь с ним воедино. Окунитесь в его жизнь. Как он работал? Как он общался с людьми? Как он переживал победы и поражения? О чем мечтал? Почувствуйте силу его духа так, чтобы она стала вашей силой. Теперь попробуйте подойти к другим избранным вами представителям рода. Обратитесь к ним, попросите поддержки и защиты. Когда-то и вы для кого-то станете ангелом-хранителем. И ваши потомки будут вспоминать вас, гордиться вами, просить у вас силы и защиты, как вы у своих предков. Поблагодарите их и попрощайтесь. Сделайте глубокий вдох, выдох – и вернитесь в этот мир.
Упражнение 7. «Программа – минимум» (планирование будущего)
Цель: Выработка активной позиции по отношению к себе и собственной жизни, актуализация внутренних ресурсов.
Задание. Участникам предлагается заполнить таблицу «Программа – минимум», в которой представлены 3 сферы: профессиональная, семейная, досуговая.
Необходимо наметить главные достижения в этих сферах, постараться ставить более или менее реальные цели, планировать реальные события.
В следующей графе отметить, что поможет вам в достижении целей, а далее, что может помешать. Оцените качества вашей личности, которые помогут в достижении целей, а которые помешают.
Желающие высказываются.
Вот эти таблички пусть станут для вас руководством к действию, не прячьте их далеко, заглядывайте в них и стремитесь достичь этих целей!
Все в твоих руках. «Программа – минимум»
п/п
Планируемые достижения и условия для их осуществления
Сферы жизни
Профессиональная сфера
Семейная сфера
Досуг
1
Планируемые достижения
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
2
Что поможет осуществиться
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
3
Что может помешать
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
1.
2.
3.
…
Упражнение «Учимся расслабляться»
Примите удобную позу. Под тихую расслабляющую музыку спокойным голосом психолог дает указания:
- «Сожмите кулаки … сильнее…еще сильнее…разожмите»
- «Втяните живот настолько, насколько возможно, замрите в этом положении. Расслабьтесь»
- Сожмите веки так сильно, как только сможете. Расслабьте веки.
- «Втяните голову в плечи… глубже. Расслабьтесь»
5. «Вдохните, задержите дыхание. Выдохните»
6. «Вытяните руки и ноги… сильнее. Расслабьтесь»
Теперь попытайтесь все эти действия выполнить одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...
Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".
Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1. Притча2. Понятие «тренинг»3. Какими бывают тренинги...
Тренинг по тимбилдингу (тренинг командообразования)
Тренинг командообразования...
Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов....
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...