тренинг
материал по психологии

Журбенко Галина Васильевна

для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская, 43

Тренинг

для педагогов

"Хорошее настроение - залог успеха!"

Педагог - психолог:

Галина Васильевна Журбенко

2023 г.

Тренинг "Хорошее настроение - залог успеха!"

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

  • Познакомить педагогов со способами снятия напряжения.
  • Создать в группе атмосферу доверия, сотрудничества.
  • Повышение самооценки.

Оборудование: ватман с нарисованным деревом, самоклеящиеся стикеры в форме листочков, ручки для каждого участника, фломастеры, чистые листы бумаги, вырезки из журналов, клей, мяч, карточки с незаконченными фразами.

Ход тренинга:

  1. Вступительное слово педагога-психолога.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня у нас состоится очередной тренинг, направленный на снятие напряжения. Я рада, что вы нашли время и возможность прийти и принять участие в этом мероприятии.

  1. Упражнение «Меня зовут… Я делаю так…»

Цель: знакомство, снятие тревожности и напряжения.

Описание: Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Меня зовут… Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

  1. Упражнение «Плюс-минус»

Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.

Оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеящиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Описание: Психолог предлагает участникам на одном листочке написать минусы своей работы, а на листочке другого цвета плюсы. После этого листики приклеиваются к дереву и каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

  1. Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Оборудование: карточки с незаконченными фразами.

Описание: Психолог предлагает участникам вытащить карточку с незаконченным предложением и закончить это высказывание.

Фразы для карточек:

  • Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
  • Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…
  • Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…
  • Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
  • Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
  • Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…
  • Откровенно говоря, успехи на работе…
  • Откровенно говоря, я мечтаю … и др.
  1. Упражнение "Мусорная корзина"

Цель: избавление от негативных эмоций.

Оборудование: листочки, ручки

Описание: Психолог раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится мусорная корзина. Психолог обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.

Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки. В конце упражнения корзина убирается в сторону.

  1. Создание коллажа «Моё настроение»

Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.

Оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов, клей.

Описание: Психолог предлагает участникам выбрать по 3 картинке и приклеить их на лист бумаги. После этого участники рассказывают о том, что у них получилось и как это связано с их настроением.

  1. Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Описание: Психолог предлагает участникам устроиться поудобнее, закрыть глаза и представить, что их лицо пытается сесть муха, а их задача согнать её с помощью лицевых мышц. При этом психолог проговаривает на какую часть лица пытается сесть муха.

  1. Упражнение «Ладошка дружбы».

Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Описание: Психолог предлагает участникам обвести свою руку. Цвет необходимо выбрать в соответствии со своим настроением. На одной стороне ладошки необходимо написать своё имя. Затем участники передают ладошки по кругу и пишут на них пожелания, комплименты. Важно, чтобы всё написанное носило дружественный характер.

  1. Упражнение «Слово о прошедшем дне»

Цель: получение обратной связи, отреагирование актуальных эмоций.

Оборудование: мяч.

 

Описание: Психолог кидает мяч одному из участников, а тот, кто его поймал должен сказать с каким чувством он заканчивает тренинг.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края,

 ул. Советская,43

Психологический тренинг для воспитателей

 «Всё в твоих руках»

Составитель:

педагог – психолог

Журбенко Г.В.

2022 г.

Цели:

  1. обеспечение условий для создания у педагогов внутреннего состояния успешного педагога;
  2. оказание педагогам содействия в осознании собственной индивидуальности, развитии навыков самопознания и компетентности.

Задачи:

  1. развитие у педагогов стремления к профессиональному росту;
  2. перевод негативных переживаний у педагогов в положительные эмоциональные состояния.

Оборудование:  мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран), колокольчик, листы с вопросами к упражнению «Представьте, что ваша группа – это книга» (по количеству групп), таблицы «Программа – минимум» (по количеству участников тренинга).


Правила работы на тренинге:

  • доверительный стиль общения;
  • активное участие в происходящем;
  • персонификация высказываний (свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…»);
  • общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • уважение к говорящему;
  • искренность в общении (говорить только то, что на самом деле чувствуем, или молчать);
  • недопустимость непосредственных оценок человека.

План проведения тренинга

I. Вводная часть. Притча «Все в твоих руках» (видеоролик)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».


Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Комментарии.

Смысл этой фразы таков - любой человек сам хозяин своей судьбы, и свою жизнь он творить собственными руками, поступками, словами, мыслями и действиями. Слово «В руках» надо понимать как – «В твоих силах», «В твоих возможностях», «В твоей власти».

Право выбора - то чем мы обладаем, а значит, мы сами и творим свою судьбу – «собственными руками».

  1. Знакомство.

Упражнение 1. «Моя визитная карточка».

Каждый участник тренинга представляется по следующему образцу:

- «Меня зовут…»

- «Я люблю себя за …»

- «Мне в себе не нравится…»

III. Основная часть.

Упражнение 2. «Солнце светит для тех, кто…»

Участники сидят в кругу. Психолог произносит предложения, каждое из которых начинается со слов: «Солнце светит для тех, кто…». Все, к кому относится сказанное, встают со своих мест.

Предложения:

  1. Солнце светит для тех, кто носит шляпку.
  2. Солнце светит для тех, у кого голубые глаза.
  3. Солнце светит для тех, кто родился весной.
  4. Солнце светит для тех, кто любит проводить отпуск на море.
  5. Солнце светит для тех, кто питается вегетарианской пищей.
  6. Солнце светит для тех, кто считает, что педагог должен быть уверен в своих педагогических решениях и поступках.
  7. Солнце светит для тех, кто считает, что педагог должен быть удовлетворен результатами своей деятельности.
  8. Солнце светит для тех, кто считает, что речь педагога должна быть выразительной (содержательной, яркой, образной, убедительной).
  9. Солнце светит для тех, кто считает, что у педагога должно быть развито творческое начало.
  10. Солнце светит для тех, кто считает, что педагог должен быть дисциплинированным и настойчивым.
  11. Солнце светит для тех, кто считает, что у педагога должно быть чувство юмора.

Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены вышеупомянутые качества личности педагога, оказывающие существенное влияние на его педагогическую деятельность.

Упражнение 3. «В чем мне повезло в этой жизни?»

Упражнение 4. «Только хорошее»

Задание. Вспомнить, что хорошее произошло с вами сегодня.

Упражнение 5. «Представьте, что ваша группа – это книга»

Цели: сплочение групп; введение группы и каждого из ее участников в новую проблему.

Задание: представьте, что каждая группа – это книга. Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. Какой заголовок больше всего подходит этой книге?
  2. Как выглядит обложка книги? Что изображено на обложке?
  3. С чего начинается повествование?
  4. К какому жанру относится произведение? (комедия, драма, детектив, фантастика, репортаж с места событий)
  5. Есть ли в этой книге главы, которые тяжело читать?
  6. Есть ли в книге страницы, которые хочется переписать заново? Вычеркнуть?
  7. Захотят ли люди прочитать вашу книгу?
  8. Как бы вы провели рекламную кампанию по продаже книги?

Вопрос по окончании игры: Что объединяет все представленные книги?

IV. Заключительная часть.

Упражнение 6. «Сила вашего рода»

(методика И. Вагина)

Постарайтесь вспомнить максимальное число своих родственников, представить их лица, походку, интонации голоса. А теперь вспомните свое самое любимое место отдыха, где вы чувствует себя комфортно и спокойно. Закройте глаза и представьте, что вместе с вами там же находятся ваши родственники. Вы их видите всех сразу. Все вместе вы действительно похожи на дерево, у которого много сильных раскидистых ветвей. И вы – одна из этих ветвей. В ваших жилах течет кровь многих поколений ваших предков, их гены – ваши гены. А сейчас определите лучшего из вашего рода и слейтесь с ним воедино. Окунитесь в его жизнь. Как он работал? Как он общался с людьми? Как он переживал победы и поражения? О чем мечтал? Почувствуйте силу его духа так, чтобы она стала вашей силой. Теперь попробуйте подойти к другим избранным вами представителям рода. Обратитесь к ним, попросите поддержки и защиты. Когда-то и вы для кого-то станете ангелом-хранителем. И ваши потомки будут вспоминать вас, гордиться вами, просить у вас силы и защиты, как вы у своих предков. Поблагодарите их и попрощайтесь. Сделайте глубокий вдох, выдох – и вернитесь в этот мир.

Упражнение 7. «Программа – минимум» (планирование будущего)

Цель: Выработка активной позиции по отношению к себе и собственной жизни, актуализация внутренних ресурсов.

Задание. Участникам предлагается заполнить таблицу «Программа – минимум», в которой представлены 3 сферы: профессиональная, семейная, досуговая.

Необходимо наметить главные достижения в этих сферах, постараться ставить более или менее реальные цели, планировать реальные события.

В следующей графе отметить, что поможет вам в достижении целей, а далее, что может помешать. Оцените качества вашей личности, которые помогут в достижении целей, а которые помешают.

Желающие высказываются. 
Вот эти таблички пусть станут для вас руководством к действию, не прячьте их далеко, заглядывайте в них и стремитесь достичь этих целей! 

Все в твоих руках. «Программа – минимум»

п/п

Планируемые достижения и условия для их осуществления

Сферы жизни

Профессиональная сфера

Семейная сфера

Досуг

1

Планируемые достижения

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

2

Что поможет осуществиться

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

3

Что может помешать

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Упражнение «Учимся расслабляться»

Примите удобную позу. Под тихую расслабляющую музыку спокойным голосом психолог дает указания:

  1. «Сожмите кулаки … сильнее…еще сильнее…разожмите»
  2. «Втяните живот настолько, насколько возможно, замрите в этом положении. Расслабьтесь»
  3. Сожмите веки так сильно, как только сможете. Расслабьте веки.
  4. «Втяните голову в плечи… глубже. Расслабьтесь»

5. «Вдохните, задержите дыхание. Выдохните»

6. «Вытяните руки и ноги… сильнее. Расслабьтесь»

Теперь попытайтесь все эти действия выполнить одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...