Консультация для родителей будущих школьников "Дерево познаний, или путь к ответу на трудный вопрос"
консультация по психологии (подготовительная группа)
Что значит сформировать у учащегося мотивацию к процессу обучения? Это не просто «заложить в голову» младшего школьника готовую цель и мотивы, а создать условия, при которых ему самому захочется учиться, получать удовольствие от выполнения поставленной перед ним задачи. Что необходимо для этого сделать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevo_poznaniy.docx | 13.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дерево познаний, или путь к ответу на трудный вопрос
У младших школьников нередко можно наблюдать отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она так и не появилась с приходом в школу, у других — по разным причинам исчезла со временем. Учителя начальных классов часто отмечают: ребёнок может хорошо учиться, но почему-то не хочет. Отсутствие мотивации к обучению часто ведёт к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности, а неуспеваемость, в свою очередь, — к отклонениям в поведении. Основными факторами отрицательного отношения младших школьников к учёбе являются:
• заниженная мотивация к обучению;
• интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу;
• отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;
• несформированность учебной деятельности.
Что значит сформировать у учащегося мотивацию к процессу обучения? Это не просто «заложить в голову» младшего школьника готовую цель и мотивы, а создать условия, при которых ему самому захочется учиться, получать удовольствие от выполнения поставленной перед ним задачи. Что необходимо для этого сделать? Во-первых, выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитания. Во-вторых, применять в соответствии с причиной коррекционные меры: формировать навыки учебной деятельности либо желание получать новые знания (даже если для этого необходимо преодолевать трудности). Пока у ребёнка не сформирована произвольность поведения, для него очень важно, чтобы в процессе обучения его контролировали, учитывая индивидуальные особенности. Важно создавать для каждого ученика зону ближайшего развития, а не делать за него то, что он может сделать сам.
Например, не надо показывать, как записать словарное слово, как ответить на вопрос («В каких именах существительных после шипящих на конце пишется буква ь?»), лучше создать такую ситуацию, когда ученик решит сам хотя бы часть поставленной перед ним задачи: «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Очень ответственный момент — оценивание выполненной работы. Следует оценивать работу ученика, сравнивая сегодняшние результаты со вчерашними, показывая при этом продвижение в овладении знаниями, умениями и навыками. Адекватная самооценка младшего школьника — важная составляющая его учебной мотивации: ученик с заниженной самооценкой недооценивает свои возможности, с завышенной самооценкой — не видит границы своих способностей, не привык видеть и признавать свои ошибки. Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у младших школьников в тех случаях, когда им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с любовью и пониманием.
В случаях жёсткого надзора либо безразличия у учащихся формируется мотив не достижения успеха, а избегания неудачи, что напрямую ведёт к низкой учебной мотивации. Повышению мотивации младших школьников в процессе обучения способствует применение интерактивного метода «Дерево познания»
Целесообразно к реализации этого метода подготовиться заранее. Для этого на уроках рисования каждый ученик для себя по образцу, предложенному учителем, нарисует и разукрасит «дерево познания» на листе бумаги (формат А1). Учитель может предложить трафарет дерева, который дети обведут и разукрасят. Чтобы «дерево познания», подготовленное учениками, использовалось многократно, в нём на уроках труда или дома (с помощью родителей) ученики делают прорези в виде окошек. На уроке под лист бумаги с изображённым деревом подкладывается ещё один лист, на котором ученики выполняют предложенные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ответы на "трудные" вопросы
Полезная информация для родителей, которые часто задают вопрос: "Как справиться с ребенком, который "не слышит"?"...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...
Консультация для родителей будущих первоклассников с презентацией "Безопасный путь в школу!"
привлечь внимание родителей к проблеме дорожно-транспортного травматизма с участием детей; дать рекомендации родителям, по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге, на улице, повед...
Консультация для родителей, которые решили отдать своего малыша в детский сад, в вопросах и ответах
Статья о том, о чем должны задуматься родители, которые решили, что их ребенку пора в детский сад. В материале раскрываются наиболее часто задаваемые вопросы об адаптации, об особенн...
"Дерево познаний , или путь к ответу на трудный вопрос"
Актуальность данной темы заключается в том , что формирование познавательных способностей следует начинать с дошкольного возраста.Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные с...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»
Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...
Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...