Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
консультация
Исследователями было установлено, что около 80% благополучия в социальной и личной сфере жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_otkrytyh_dverey_onlayn_emots_intellekt_20-21.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
М.В. Костенкова
педагог-психолог
МК ДОУ д/с № 507
Добрый день, уважаемые родители.
Сегодня мы бы хотели поговорить с вами о такой актуальной в настоящее время теме, как «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
Исследователями было установлено, что около 80% благополучия в социальной и личной сфере жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.
За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли большие изменения, из-за которых им стало труднее осваивать навыки человеческих взаимоотношений, и это предъявляет дополнительные требования, как к их родителям, так и к другим окружающим их взрослым. Возможно, эмоциональное воспитание никогда еще не было столь необходимым. Давайте посмотрим на статистику.
В среднем дети стали более нервными и раздражительными, более угрюмыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными.
Эти изменения являются результатом значительных изменений,
произошедших в нашем обществе. Новые экономические реалии вынуждают родителей работать всё больше, а значит, остается всё меньше свободного времени, которое можно провести с детьми.
Все большее количество семей проживает вдали от своих родственников, часто в районах, где родители маленьких детей не могут позволить им свободно играть во дворе, не говоря уже о том, чтобы зайти к соседям. Вместо того чтобы играть со сверстниками, многие дети проводят все больше времени перед экраном телевизора, компьютера или телефона.
Но в течение всей долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, близких родственников, соседей и из импровизированных игр с другими детьми. Отсутствие естественной возможности научиться основам эмоционального развития и приводит к крайне неблагоприятным последствиям.
Учитывая современные условия, родителям необходимо максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие, как возможность понять и справиться с беспокоящими их эмоциями, взять под контроль собственные импульсы и постепенно развить адекватные способы взаимодействия с окружающими людьми.
Дети, с которыми родители занимаются эмоциональным воспитанием, становились теми, кого называют «эмоционально развитыми» людьми:
- Они умеют лучше управлять своими эмоциями, быстрее себя успокаивать, когда расстроены.
- Благодаря более высокой эффективности физиологических реакций, отвечающих за успокоение, они меньше болеют инфекционными заболеваниями.
- У них выражена способность к более высокой концентрации внимания.
- У них лучше складываются отношения с другими детьми даже в сложных социальных ситуациях, когда чрезмерная эмоциональность является значительным препятствием (например, когда их дразнят).
- Они лучше понимают людей, у них больше друзей, они лучше учатся в школе.
Иными словами, у них развивается своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств, или эмоциональный интеллект.
Поэтому здесь мы хотим вам рассказать о способах, которые помогут вам развить эмоциональный интеллект вашего ребенка.
Эмоциональное воспитание — это последовательность действий, которая помогает создавать эмоциональные связи.
Когда родители сочувствуют своим детям и помогают справиться с негативными чувствами, такими как гнев, печаль и страх, они создают взаимное доверие и привязанность. И хотя родителям, практикующим эмоциональное воспитание, не чуждо устанавливать некоторые запреты, причиной этого выступает не непослушание детей. Уступчивость, послушание и ответственность рождаются постепенно из чувства любви и связи, которую дети ощущают со своими семьями.
Эмоциональные взаимодействия между родителем и ребенком играют главную роль в развитии эмоционального интеллекта.
Ключ к успешному воспитанию детей не в сложных теориях или запутанных формулах поведения, а в глубоком чувстве любви и привязанности к своему ребенку, которое проявляется через сопереживание и понимание.
Хорошее воспитание начинается в вашем сердце и продолжается именно в те моменты, когда ваши дети переживают сильные эмоции: расстраиваются, злятся или испытывают страх.
Оно заключается в оказании поддержки тогда, когда это действительно важно.
Успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами.
Это качество называют «эмоциональным интеллектом».
Развитие эмоционального интеллекта у детей происходит в несколько этапов:
- Начало эмоционального осознания – сначала собственных чувств, затем эмоций, которые испытывают другие люди.
- После того как ребенок начнет распознавать, идентифицировать и воспринимать эмоции, понимать, что такое чувство, он учится читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей. Он уже способен оценить это состояние, характеризуя человека, как «злой», «веселый», «грустный», «счастливый».
- Описывая чувства, характеризуя эмоции, ребенок расширяет свой эмоциональный словарь, используя его, чтобы передать свои чувства и охарактеризовать состояние окружающих.
- Ребенок начинает проявлять эмпатию – сочувствие. В какой-то период это выражается в чувстве неуверенности, беспокойства из-за того, что кому-то из окружающих плохо или грустно. Он начинает испытывать симпатию к более слабым – детям младшего возраста, животным.
- Маленький человек начинает контролировать и управлять своими эмоциями, применять свои навыки для выбора стратегии поступков и реакций в зависимости от испытываемых чувств. Например, эти чувства можно не сдерживать, если они положительные, и, наоборот, не всегда демонстрировать отрицательное отношение к происходящему.
- Ребенок начинает понимать, что именно вызывает у него и у других людей положительные или отрицательные эмоции.
- Он начинает осознавать взаимосвязь между эмоциями и поведением. Например: «Мама смеется, потому что у нее хорошее настроение; папа надел новую рубашку, потому что радуется встрече с бабушкой».
На всех этапах развития эмоциональной сферы ребёнка вы можете помочь ему, применяя следующую схему развития «эмоционального интеллекта»:
1) понимание, какую эмоцию испытывает ребенок;
2) принятие эмоций ребёнка, как возможности для сближения и обучения;
3) сочувственное выслушивание и признание чувств ребенка;
4) помощь ребенку в нахождении слов для обозначения эмоции, которую он испытывает;
5) вместе с ребенком изучение способов решения проблемы, одновременно устанавливая границы.
Для развития эмоционального интеллекта используют разные технологии и методы. К наиболее эффективным относятся:
- Сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.
- Чтение сказок, произведений детской художественной литературы. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой. Однозначная авторская оценка склоняет ребенка к тому, чтобы сопереживать положительным героям и возмущаться поведением отрицательных персонажей.
- Творческая деятельность. Рисование, лепка. Изготовление поделок формирует эстетическое чувство и чувство вкуса. Ребенок переносит восприятие прекрасного или ужасного, уродливого на поступки и высказывания других людей.
- Специальные игрушки. Это может быть игрушка-рукавичка (крольчонок, лягушонок) с карточками, обозначающими эмоции, – такой набор позволяет придумывать вместе с малышом истории приключений и понимать, что чувствует их герой. Или, например, набор из нескольких овалов лиц и готовых выражений губ, глаз, бровей. Используя фантазию и этот набор, также можно составить множество интересных историй и рассказать о том, что чувствуют и как себя ведут их герои в разных жизненных ситуациях.
- Совместная деятельность. Привлекайте детей к совместным занятиям трудом, творчеством или, например, уходу за домашними питомцами, младшими членами семьи. Дома вместе с родителями или с другими детьми в дошкольном учреждении ребенок учится эмоциональному взаимодействию, которое помогает достигать общих целей, преодолевать трудности и препятствия, добиваться нужного результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...
Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники ча...
Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.
Решение задач развития эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...
Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды
Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...