РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ.
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Севостьянова Наталья Викторовна

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – снять возбуждение, сконцентрировать внимание. Специально подобранные игровые приемы, игры и упражнения помогают дошкольникам расслабиться, настроится на общение и занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relaksatsionnye_igry_i_uprazhneniya_dlya_publikatsii.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ.

 

 Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что тревожные дети стараются держать свои проблемы в себе.

 Наше учреждение СП «Детский сад №9» ГБОУ СОШ №9 г.о. Октябрьск посещают как гиперактивные дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). У таких детей, из-за речевых нарушений, проблем с коммуникацией, как со взрослыми, так и со сверстниками, наблюдаются страхи, тревожность, неуверенность в себе.

К основным критериям определения тревожности у ребенка, выявленным с помощью таких методик, как тест тревожности Р. Тэммл,, В. Амен., ,М.Дорки методика «Выбери нужное лицо», цветового тест М. Люшера, методики «Незаконченные предложения», можно отнести: беспокойство; раздражительность; мышечное напряжение; трудность в концентрации на предметах, заданиях и другом; нарушения сна.

Работа с тревожными дошкольниками связана с определенными трудностями, занимает достаточно длительное время и ведется нами в трех направлениях:

 - мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

 - мышечная релаксация по представлению, внушение покоя и расслабленности;

 - внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи. Психологи выделяют две обособленные друг от друга формы реализации игротерапии, которые направлены на коррекцию тревожности дошкольников:

- активная, при которой педагог-психолог (совместно с воспитателем или отдельно) конструирует игровую ситуацию, которая выявляет у детей психологические показатели, требующие коррекции;

- пассивная – которая является процессом наблюдения за игрой дошкольников, без прямого вмешательство в их деятельность.

Наиболее успешной формой работы с детьми мы считаем групповую, которая направлена на активное взаимодействие дошкольников друг с другом и взрослыми.

Желание помочь заставило нас искать и испробовать многое. Итогом этих поисков стала разработанная нами система релаксационных игр и упражнений на снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – снять возбуждение, сконцентрировать внимание. Специально подобранные игровые приемы, игры и упражнения помогают дошкольникам расслабиться, настроится на общение и занятия. Каждому игровому упражнению мы дали образное название, что очень увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая педагогу-психологу и педагогу, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей хорошо расслабляются, правильно воспринимают игры и упражнения. Судить об этом можно по внешнему виду дошкольника, его состоянию: ровное ритмичное дыхание, спокойное выражение его лица, послушные расслабленные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние или сосредоточенное увлеченное выражение лица, но без признаков напряжённости и тревожности (отвлечение от педагога, переминание пальцев рук и т.д.).

Работая с тревожными дошкольниками, мы уделяем большое внимание снятию у них мышечного напряжения. Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Мы согласны с психологами, которые рекомендуют при работе с тревожными дошкольниками использовать игры на телесный контакт. Это необходимо многим детям, так как они не получают этого от родителей. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела. Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд.

Среди игр и упражнений, помогающих избавиться от мышечного напряжения, мы используем несколько групп:

- динамические упражнения (построенные на определенных движениях, таких как потягивание; хлопанье в ладоши, качания из стороны в сторону, вниз-вверх, вперед-назад; трясение; махи руками или ногами и другие);

- упражнения на непроизвольное расслабление (в них сначала максимально усиливается возможное напряжение мышц, после чего тело просто «отпускается», в итоге непроизвольно достигается максимальное расслабление);

- упражнения на произвольное расслабление (расслабление по сознательной установке).

Игры и упражнения используем в порядке усложнения.

Первая группа - динамические упражнения, такие, как например:

- упражнение «Неваляшка» (качание из стороны в сторону). Используется наглядно игрушка-Неваляшка. Суть упражнения заключается в том, что ребенку предлагается встать в полный рост, ноги слега расставлены в стороны на ширину плеч. Руки на поясе, вместе с игрушкой медленно выполняем наклоны из стороны в сторону под звукоподражание «дзынь-дзынь-дзынь» (на каждое качание).

- упражнение «Котёнок отряхивается» (трясение). В этом упражнении мы предлагаем ребенку показать, как отряхивается котёнок (например, после купания), обратить внимание на то, что котёнок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Показываем это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Нужно повторить это упражнение вместе с ребенком.

Вторая группа упражнений, используемых в работе – упражнения на непроизвольное расслабление.

Дети хорошо знают, что такое встать, сесть, пробежаться, но, что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу релаксационных игр и упражнений положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление. 

Мы подобрали и используем в работе такие игры, как «Ссора», «Подарок на день рождения», «Свистулька», «Любопытная Варвара», «Космос», «Черепаха» и другие.

Например, в игре «Ссора» мы помогаем дошкольнику представить такую ситуацию, когда они с другом поссорились и он страшно разозлился. Ребенку хочется стукнуть его, поэтому кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки), челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. Важно, что это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы. От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут ребенок, посмотрев на своего друга, вспомнил, как друг делал для него много хорошего и выручал. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое).

Цель данного игрового упражнения является расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии, которую тревожные дети стараются никогда не выплескивать. Вот теперь, выполнив вместе с педагогом это упражнение все вопросы можно решать спокойно.

 В работе мы используем игровое упражнение на расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз «Подарок на день рождения». Предлагаем представить, что скоро день рождения, ребенок мечтал о замечательном подарке. И вот родители (родственники, друзья, в зависимости от ситуации) подходят к нему, просят крепко-крепко зажмурить глаза, сделать глубокий вдох, затаить дыхание. Что же он увидит, когда откроет глаза? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь!

Расслабить мышц лица, особенно вокруг губ помогает игровое упражнение «Свистулька». Используем для наглядности красочную народную игрушку. Мы предлагаем ребенку поиграть на воображаемой свистульке. Нужно неглубоко вдохнуть воздух, поднесите её к губам и начать медленно выдыхать, а на выдохе попытаться вытянуть губы в трубочку, затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный народный оркестр!

Расслабить мышцы шеи можно игровым упражнением «Любопытная Варвара». Педагог- психолог показывает и объясняет: «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть, как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я. Читаю всем знакомое стихотворение и выполняем движения. (Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, а потом вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена,  и т.д.)
        Игровое упражнение «
Космос» мы выполняем лёжа на спине. Оно способствует полному расслаблению туловища и конечностей. Рекомендуем включать спокойную, чуть слышную музыка. Педагог- психолог показывает и объясняет:

Мы друзей хороших на Луне нашли.

Пригласили в космос их и летим.

Мы парим, как ласточки, в вышине.

Звёздами любуемся в тишине.

Ветерок - проказник вскоре прилетел.

Опустив на землю нас, нежно шелестел.

Расслаблению мышц живота способствует упражнение «Черепаха». Показываем и объясняем: «Представьте, что Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам быстро нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние.

Третья группа - упражнений на произвольное расслабление.

Она предполагает использование способности детей к фантазированию. Здесь нам помогает гармония души и тела, когда ребенок представляет себе что-нибудь очень приятное и спокойное, что расслабляет его тело тоже. Однако этот метод хорошо работает только с детьми, достигшими старшего дошкольного возраста. Эти игры используют воображение ребенка. Они учат расслаблять свое тело и получать радость. Навыки этой игры уже более близки к способам релаксации, которыми пользуются взрослые.
Это такие упражнения на расслабление, как 
«Эльфы», «Цветик-семицветик», «Куклы», «Полет высоко в небо», «Капли дождя», «Рисунок на спине» и другие.

Упражнения «Эльфы» и «Цветок» можно применять в любые возрастные периоды. Приведем некоторые примеры упражнений на расслабление, которые используем в своей работе. Все эти упражнения проводятся под спокойную, расслабляющую музыку.

В упражнении «Эльфы» педагог - психолог говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на волшебном лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите красивого сказочного Эльфа, перелетающего с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения его крыльев легки, грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – волшебный Эльф, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением плавного, медленного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

Упражнение «Цветик-семицветик» проводится также под спокойную расслабляющую музыку. Педагог-психолог говорит детям: «Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка появился росток. Из ростка вырос прекрасный цветик - семицветик. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. У цветка семь лепестков: голубой - как чистая вода радует глаз, он освежает; синий лепесток, как чистое небо, возвышает нас и дает свободу; желтый- приносит нам тепло, он согревает нас, как солнышко; оранжевый лепесток, как сочный, сладкий апельсин, дает нам радость; красный лепесток –яркий –дает нам уверенность в себе; зеленый – цвет мягкой лужайки, поможет чувствовать себя лучше; фиолетовый дарит нам творчество. Нежится цветик-семицветик на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда были цветиком-семицветиком».

Проводя упражнение «Капли дождя», педагог-психолог говорит: «В лесу светит солнышко, и все деревья и травинки потянули к нему свои веточки.  Тянутся высоко-высоко, чтобы каждый листочек согрелся. Вдруг подул ветер и стал раскачивать деревья и травинки в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья и травинки устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и стали капать первые нежные капли дождя (дети легкими движениями касаются спины рядом стоящего ребенка). Деревья и травинки стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя. Но вот появилось солнышко. Деревья и травинки почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Упражнение «Рисунок на спине» позволяет расслабится под тихую спокойную музыку, сосредоточится на тактильных ощущениях и включить воображение и интеллектуальную память. Педагог, взрослый на спине ребенка пальцами рисует солнце, дом, зайца, кошку, круг, квадрат, дерево, цветок, снеговика и другое. Ребенку с интеллектуальной недостаточностью трудно отгадать, что нарисовал педагог, поэтому педагог рисует и сам проговаривает, что он нарисовал на спине. Другие дети сидят в кругу рядом и наблюдают. Эта игра очень увлекает детей и зачастую они играют в неё самостоятельно в группе после занятий.

Важно место и условия проведения игр и упражнений в детском саду. Для проведения релаксационных игр и упражнений с тревожными детьми необходимо организовать соответствующие условия. Необходима большая комната для групповой работы или маленькая комната для индивидуальной работы. Обязательно затемняющие шторы, спокойный тонов, цвет стен – синий, зеленый. В комнате нужно добавить яркие места, например, блестящий шар или яркое изображение на стене. Рекомендуется ковровое покрытие пола, умеренная температура, соответствующая санитарным требованиям. Должно быть рабочее освещение и подсветка, например, светильники или торшер, лучше желтого цвета. Мы используем магнитофон, музыкальные записи спокойного, ровного характера.

Тревожность дошкольников является насущной проблемой, требующей решения в рамках, как домашнего воспитания, так и дошкольного учреждения. Поэтому мы провели с родителями воспитанников мастер-класс, показав релаксационные игры и упражнения, которые они могут проводить и дома, чтобы помочь своему ребенку. Проводить мы рекомендуем такие игры в спокойной, доброжелательной обстановке, чтобы получить максимальный результат. Обучив детей некоторым из наиболее эффективных игровых методов, мы помогаем им управлять их ежедневными стрессами.

Опыт работы показывает, что в результате применения системы релаксационных игр и упражнений, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными, повышается степень сосредоточенности и работоспособности на занятиях. Дети становятся более активными в проявлении позитивных эмоций, начинают сострадать тем, кто нуждается в помощи, и активно взаимодействуют друг с другом, проявляют сочувствие и помощь.

Литература:

  1. Болотнюк А. Ю. Снижение тревожности старшего дошкольного возраста средствами игровой коррекции// Моя профессиональная картера. – 2021. – №29. – С. 6-8;
  2. Капустина О. В. Игры и упражнения – как важнейшие средства снижения тревожности и повышения самооценки дошкольников// Наука 21 века: возможности, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 181-187;
  3. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2005;
  4. Шипицына Я. Ю. Кузнецова И. Ю. Игра как средство снижения тревожности у дошкольников// Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 246-250

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксационные игры и упражнения для работы с тревожными детьми.

В детском саду наряду с гиперактивными, агрессивными и конфликтными детьми встречаются и очень тревожные дети. Такие дети отличаются постоянным беспокойством, тревожностью, раздражительностью, нарушен...

Психологические игры и упражнения для работы с агрессивными детьми

Комплекс игр и упражнений для работы с агрессивными детьми...

Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными детьми

Комплекс игр и упражнений для работы с гиперактивными детьми...

релаксационные игры и упражнения в работе с детьми

Релаксационные игры для коррекционно-развивающей работы с детьми...

Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми.

Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "...

Дидактические игры и упражнения для работы с неговорящими детьми

Чтобы не говорящий ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать.Поэтому особенно важно установить с такими ...

Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьим

Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми.Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать с ...