Коррекционно-развивающая работа с детьми в постэкстремальный период
презентация по психологии
Презентация посвещена основным этапам работы с детьми в постэкстремальный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_rabota_s_detmi_v_postekstremalnyy_period.pptx | 535.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самоконтроль и саморегуляция Что стоит за этими понятиями? Возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соотстветствие свои чувства и мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию душевного и физического начал. У ребенка, как и у взрослого, по мере развития повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Сложность жизненных ситуаций провоцирует в родителях желание быстрее увидеть своих детей взрослыми и самостоятельными. В результате не учитываются их возрастные особенности и возможности. Родители читают ребенку нравоучения, внушая чувство неполноценности, дают инструкции, чем делаю его наоборот несамостоятельным. Способствует ли это повышению произвольности, сознательности, самоконтролю?
Если учитывать возрастные особенности ребенка , то работа по стабилизации эмоционального состояния почти целиком зависит от взрослых, которые его окружают. Понимание и приятие дошкольника со всеми его естественными качествами – непроизвольностью, бесконтрольностью и непосредственностью – освобождает его от эмоциональных перегрузок. Взрослый может быть с ребенком на одном уровне, когда он играет с ним в детскую игру. Если психологу удалось донести до родителей эту простую мысль, то проблем с организацией постэкстремального пространства дошкольника не будет. Влияние социального окружения
Не навязывайте себя никому, в том числе и детям. Если по каким-то причинам детям не понравились занятия, значит, отложите их до лучших времен и постарайтесь понять, что вы сделали не так. Если не знаете, как воздействовать – остановитесь! В ходе занятий с детьми (или ребенком) могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получится. Продолжайте вести занятие, как будто ничего не произошло, переключите внимание, успокойтесь. Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка – просто не воспринимайте незрелые формы его реакций. Насильственные методы не только не исправят положение, но и еще больше усилят дефекты личности и поведения ребенка. Принципы проведения коррекционно-развивающей работы
Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции во время занятий с ним. Мы не можем скрыть от детей свои отрицательные состояния: страх, тревогу, раздражение, апатию,- и они невольно будут влиять на состояние детей, заражая аналогичными эмоциями. Наша собственная нервозность может свести на нет положительный эффект от занятия. Настраивайтесь перед контактом с детьми, запасайтесь добрыми чувствами к ним, заражайте их радостью, светом и теплом! Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Вы такой же участник занятия, как и дети: так же ползаете с ним по полу, собираете воображамые грибы, или капризно стучите ногой. Вы – образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражают дети. Не фиксируйте внимание на неудачах. Детям сложно сохранить положительное представление о себе, а без этого не будет психического здоровья. Принципы проведения коррекционно-развивающей работы
Давайте качественные оценки. На занятиях в режиме естественного поведения детей не может быть правильных или неправильных действий: у них все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, дети не должны бояться получить порицание, осуждение. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что главное – не результаты и достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которых неизбежно последует и свобода мыслей, и свобода внешних проявлений в мимике, движениях. Только тогда механизм подражания у детей сработает эффективно. Они сами выберут, кому что придется по душе. Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме. Как не парадоксально, это может навредить. Один может впасть в зависимость от такой формы поведения, другой наоборот страшиться, осознавая свое несоответствие. Принципы проведения коррекционно-развивающей работы
Главная цель первого этапа работы – поддержка естественных способностей и ощущений, которые оказались временно заблокированы. Игры и упражнения в данном случае направленны на активизацию сенсорного опыта в условиях максимального комфорта. Необходимо восстановить нарушенную способность видеть, слышать, ощущать свою жизнь. Важнейший этап работы на начальном этапе – возвращение способности чувствовать различные эмоции, в том числе боль и отчаяние. Если психолог готов встретить эти чувства в ребенке, то в момент возникновения сильных переживаний самым целительным оказывается телесный контакт, ласковые слова и понимание горя. Игры, используемые с этой целью: «Свободная игра», «Освоение комнаты», «Мой дом – моя крепость», «Я вижу, я слышу», «Самый приятный рисунок», «Ощупывание, разглядывание, прислушивание», работа с глиной. Первый этап работы
Основная проблема в это время – появление сильных чувств, которые трудно выразить. Невысказанное отчаяние разрушает, ощущения кажутся непереносимыми. Психологические следствия второго этапа - выражение и проживание различных эмоций ведете к осознанию потребностей. Они побуждают нам искать в окружающем мире то, чего нам не хватает. Стратегия работы на втором этапе: выражение и переживание различных чувств, ребенок на собственном опыте проверяет знания о том, что сильные чувства не так страшны и есть люди, способные их решить. На данном этапе работе наиболее уместен подход недирективной игровой терапии (В. Экслайн , 2000. Г. Лэндрэт , 1998). Основная работа заключается в том, чтобы отражать чувства ребенка, делать проясняющие комментарии, уточнять, что именно во время игры вызывает у него чувства. Такое отражение желательно проводить в невербальной форме с помощью сценок, рисунков, мимики, и только в последнюю очередь словами. Второй этап работы
Суть третий стадии горя у детей заключается в том, что значимые психологические потребности ребенка оказываются долгое время неудовлетворенными, а новые способы удовлетворения не сформированы. Такая ситуация приводит к кризису. Он характеризуется взрывными реакциями, эмоциональной лабильностью, постоянным возбуждениям, гиперактивность и агрессией. Игра ребенка на этой стадии может быть насыщена агрессией, направленной на весь мир. Важная черта третьего этапа, заключается в том, что ребенок начинает направлять свои чувства и ожидания, связанные с его прошлым, на психолога. Ребенок воспроизводит значимые для него отношения «здесь» и «сейчас». На данной стадии становится критически важным осознание своих желаний и потребностей в игровой форме. Используемые техники: «Рисование взрослого под руководством ребенка», «Серийное рисование», «Ты не виноват». Третий этап работы
На этом этапе происходит сознательное отыгрывание событий и переживаний, связанных с утратой. Игра ребенка на этом этапе носит характер миростроительства . Допустимо розыгрывание сцен, завершающие незаконченные отношения с умершим, выражение этому человеку различных чувств. Однако такой контакт в игре вовсе не обязателен. Важна работа по воссозданию нового мира. Основная цель – построение альтернативной картины мира и будущего. Сюжетно-ролевые игры, рисование, создание коллажа, строительство «мира» в песочнице, обсуждение мироустройства – вот наиболее перспективные условия в данном случае. Игра – один из способов помощи ребенку в преодолении страха. Цель психологически игр заключается в снятии избытка торможения и скованности, возникающих в темном, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую ситуацию общения. Четвертый этап работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...