Метафорические ассоциативные карты в работе с педагогами по снижению риска «профессионального выгорания»
презентация по психологии
Метафорические ассоциативные карты в работе с педагогами
по снижению риска «профессионального выгорания»
Конспект к презентации
2 слайд
Термин «профессиональное (эмоциональное) выгорание» появился в прошлом веке для описания деморализации, разочарования и крайней усталости у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек» (Г. Фрейденбергер,1974).
Сегодня «Эмоциональное выгорание» определяется как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Эмоционально выгоревшие педагоги отличаются повышенной тревожностью, агрессивностью и категоричностью. Эти проявления мешают в работе и значительно ограничивают их профессиональный рост и развитие.
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
3 слайд
Метафорические ассоциативные карты – это проективный инструмент психологической помощи, основанный на работе с ассоциациями.
Проекционно-ассоциативный механизм, включающийся в ходе работы, позволяет в кратчайшие сроки дойти до сути рассматриваемой ситуации и взглянуть на варианты её разрешения с новых и, порой, весьма неожиданных ракурсов.
Использование карт для обращения к какой-либо конфликтной или психотравмирующей ситуации через метафору, позволяет избежать дополнительной ретравматизации.
Цель работы педагога-психолога в рамках предлагаемой программы: профилактика эмоционального выгорания педагогов, отреагирование негативных эмоциональных переживаний, возникающих в ходе различных сложных профессиональных ситуациях, построение конструктивных стратегий взаимодействия в педагогическом коллективе, развитие положительного профессионального самовосприятия.
4 слайд
Мини-тест «Давние времена»
Цель: диагностика уровня стресса в настоящее время.
Педагог-психолог: Мини-тест: А сейчас давайте перенесемся назад во времена, когда все стиралось руками и вывешивалось сушиться на веревке. Представьте, что у вас скопилось много грязной одежды и вам необходимо заняться стиркой именно сегодня. Однако, посмотрев на небо, Вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в Вашей голове?
1. О нет, это, должно быть, шутка! Это значит, я должна ждать до завтра? Что же мне надеть?
2. Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится.
3. Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать.
4. Я займусь стиркой независимо от того, будет дождь или нет.
1 утверждение, уровень стресса в настоящее время — 80 б. Этот человек дотошен, обращает внимание на мелочи, анализирует их, и любое негативное событие может вызвать его раздражение. Чем можно помочь такому человеку? Сделать его напарником человека оптимистичного, уверенного, организованного.
2 высказывание, то уровень стресса в настоящее время — 50 б. Этот человек не поддается стрессу, и ему удается сохранять позитивное видение проблемы, даже когда происходят незапланированные события. Такие люди относятся к стрессу, как к побуждающему фактору и способны помочь справиться с ним коллегам.
3 вариант ответа, то уровень стресса — 0 б. Этот человек не позволяет мелким проблемам и неурядицам влиять на свою жизнь и в любом негативном событии видит позитивную сторону. Такой человек способен предложить коллеге помощь и поддержку, дать ценный совет. Этот сотрудник может успешно проводить тренинги, передавая другим коллегам оптимистический настрой.
4 утверждение, то уровень стресса в настоящее время — 100 б. Возможно, в его жизни произошли драматические события, может, он переживает оказываемое на него давление из-за стремления сделать «больше и лучше». Чем можно помочь этому человеку? Предоставить отпуск, возможность расслабиться.
5 слайд
МАК - техника «Карта, которая расскажет о Вас»
Цель: сознание своего актуального эмоционального состояния, раскрепощение интуиции, спонтанности; растормозить воображение, стимулировать коммуникацию, снять тревогу. (Используемая мной колода: AVATAR).
Педагог-психолог: и так, перед вами МАК-карты. Сейчас вам нужно отключить логику, и включить интуицию. Выбирайте, не задумываясь, ту карту, которая откликнулась, которая наиболее точно отражает сейчас ваше внутреннее состояние, каким-то образом напоминает вас, ассоциируется с вами и вашим состоянием сейчас.
Вспомогательные вопросы:
▪Что это за животное? ▪ Где оно живет? ▪ Какое оно? ▪ Какие чувства испытывает?
▪ Что может сделать? ▪ Какими качествами обладает? ▪ Как оно ведёт себя в стрессовой ситуации (опасности)? ▪ Есть ли у него семья и друзья? ▪ Чего ему хочется? ▪ А каким животным вы хотели бы быть?
6 слайд
Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Упражнение-игра «Препятствия и возможности»
Используемые мной колоды: «Время чудес», «Всё в твоих руках».
Цель: трансформация негативных переживаний – жизненных трудностей, проработка личностных проблем, поиск ресурса.
Участники выбирают в закрытую от 2 до 7 карт (в зависимости о количества игроков, в моём случае игроков было много и поэтому мы остановились на 2х картах) первая карта – «сложность» (препятствие)… остальные – «решение» (возможности), игроки поочерёдно озвучивают ту карту, которую выбрали в качестве «препятствия»; другие игроки из своих карт (кроме той, что обозначили «препятствием») предлагают «возможности» решения этой «сложности», и т.д. Игра идет до того момента, пока на руках у участников есть карты.
Затем можно предложить участникам поменять карты местами, та карта, которая была проблемой - становится решением, карта "решение" становится "проблемой". Обсуждение.
7 слайд
Упражнение «Портрет педагога»
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога. Работа в группах.
Используемые мной колоды: «Ресурс», «Всё в моих руках».
Инструкция 1: «Метафорически изобразите с помощью карт портрет эмоционально выгоревшего педагога. Расскажите о получившимся образе».
Инструкция 2: «Метафорически изобразите с помощью карт портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите о портрете, который у вас получился».
Инструкция 3: «В группах разработайте и запишите рекомендации, которые помогут предупредить или преодолеть эмоциональное выгорание»
Рефлексия, обсуждение. Ведущий делает акцент на том, что участники сами разработали рекомендации, нашли пути решения проблемы.
8 слайд
Упражнение «Пора изменений»
Цель: актуализация внутренних потребностей и желаний, профилактика эмоционального выгорания.
Используемые мной колоды: «Магические послания богинь»
Дорогие участники хочу предложить вам последнюю «магическую» колоду, которая поможет вам ответить на волнующий вас вопрос. Задумайте вопрос, вытащите в закрытую карту и постарайтесь ответить себе на свой вопрос через ассоциации исходящие от карты.
Вспомогательные вопросы: «Что мне нужно узнать сегодня», «Что является моим ресурсом»….
9 слайд
Рефлексия.
Цель: обсуждение.
Если МАК сегодня помогли кому-то вернуться в ресурсное состояние, если участники почувствовали прилив сил, энергии. А может, кого-то подтолкнули на мысль, что какие-то свои ресурсы в жизни они используют недостаточно, и нужно срочно обратить на это внимание, то можно считать, что цель тренинга достигнута.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения. Термин «профессиональное (эмоциональное) выгорание» появился в прошлом веке для описания деморализации, разочарования и крайней усталости у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек» (Г. Фрейденбергер,1974). Сегодня «эмоциональное выгорание» определяется как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоционально выгоревшие педагоги отличаются повышенной тревожностью, агрессивностью и категоричностью. Эти проявления мешают в работе и значительно ограничивают их профессиональный рост и развитие.
Метафорические ассоциативные карты – это проективный инструмент психологической помощи, основанный на работе с ассоциациями. Проекционно-ассоциативный механизм, включающийся в ходе работы, позволяет в кратчайшие сроки дойти до сути рассматриваемой ситуации и взглянуть на варианты её разрешения с новых и, порой, весьма неожиданных ракурсов. Использование карт для обращения к какой-либо конфликтной или психотравмирующей ситуации через метафору, позволяет избежать дополнительной ретравматизации . Цель работы педагога-психолога в рамках предлагаемой программы: профилактика эмоционального выгорания педагогов, отреагирование негативных эмоциональных переживаний, возникающих в ходе различных сложных профессиональных ситуациях, построение конструктивных стратегий взаимодействия в педагогическом коллективе, развитие положительного профессионального самовосприятия.
Мини-тест «Давние времена» Цель: диагностика уровня стресса в настоящее время
МАК - техника «Карта, которая расскажет о Вас» Цель: сознание своего актуального эмоционального состояния, раскрепощение интуиции, спонтанности; растормозить воображение, стимулировать коммуникацию, снять тревогу.
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания. Упражнение «Откровенно говоря» Упражнение-игра «Препятствия и возможности» Цель: трансформация негативных переживаний – жизненных трудностей, проработка личностных проблем, поиск ресурса.
Упражнение «Портрет педагога» Цель: проработка личностных проблем, поиск ресурса.
Упражнение «Пора изменений» Цель: актуализация внутренних потребностей и желаний, профилактика эмоционального выгорания Рефлексия Если МАК сегодня помогли кому-то вернуться в ресурсное состояние, если участники почувствовали прилив сил, энергии. А может, кого-то подтолкнули на мысль, что какие-то свои ресурсы в жизни они используют не достаточно, и нужно срочно обратить на это внимание, то можно считать, что цель тренинга достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога
Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...
Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста
В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста метафорические ассоциативные карты являются эффективным и незаменимым инструментом. На сегодняшний день с успехом используются целый ряд детских ко...
«Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»
laquo;Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»...
Доклад на педсовете № 3 на тему: «Метафорические ассоциативные карты и работа с ними»
Доклад на педсовете № 3 на тему: «Метафорические ассоциативные карты и работа с ними» ...
Метафорические- ассоциативные карты в работе с детьми с ЗПР
Метафорические- ассоциативные карты в работе с детьми с ЗПР...
Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми
В статье описывается инновационный метод в работе педагога-психолога - метафорические ассоциативные карты...
Мастер-класс "Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ"
В материале представлен конспект мероприятия педагога-психолога с педагогами, педагогами-психологами на тему «Метафорические ассоциативные картыв работе педагога-психолога ДОУ»....