Синдром эмоционального выгорания. Работа с педагогами в ДОУ.
методическая разработка по психологии

1. ВОЗМОЖНОСТИ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ СЭВ НА РАЗНЫХУРОВНЯХ.

Действия должны быть, прежде всего, направлены на устранение стрессоров:

  • регулярное обучение (способствует повышению профессионального уровня, можно использовать семинары, курсы повышения квалификации и пр.)
  • правильная организация труда (администрация должна ввести разнообразные поощрения за достижения, также необходимо использовать психологическую разгрузку для персонала)
  • улучшение условий труда (здесь преимущественную роль играют отношения между сотрудниками)

 

Предлагаем следующие пути профилактики и устранения «эмоционального выгорания»:

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, делиться своими чувствами с коллегами и искать у них социальной поддержки.

3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытываете определенный стресс, желательно попытаться сохранить хорошую спортивную форму, что поможет остаться устойчивым и психически.

7. Особое внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у каждого работника. Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренинговых групп, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и ее границ). Каждый должен ответить на вопрос: «Что я делаю?», «Кто я такой?», «Зачем я помогаю?», «Как?».

В качестве мер по профилактики и оказанию помощи социальным работникам, страдающим синдромом профессионального выгорания, нами были разработаны следующие рекомендации:

· оптимизация правильного режима работы и отдыха;

· организация рабочих пауз для необходимой эмоциональной разгрузки;

· развитие навыков конструктивных моделей преодолевающего поведения;

· обучения работников приемам саморегуляции психического состояния и релаксации.

Также в целях противостояния синдрому выгоранию могут быть использованы следующие советы - рекомендованные привычки, которые позволяют заботиться работникам о своем собственном психосоматическом благополучии и здоровье.

1. Привычки правильного питания.

2. Достаточно много физически тренироваться и двигаться, не менее 20-30 минут три раза в неделю. Поскольку регулярные физические упражнения и тренировки способствуют выведению из организма человека химических веществ, которые образуются в результате стресса, они делают релаксацию более глубокой, при этом улучшают сон. Физические упражнения или спорт полезны для организма.

3. Правильное дыхание, которое должно быть ровным и глубоким, диафрагмальным, при этом такое дыхание действует успокаивающим образом на человека.

4. Освоение и регулярное использование приемов релаксации, которая направлена на снижение умственной, физической и эмоциональной напряженности работника. Следует отметить, что при высокой стрессогенности в течении рабочего дня рекомендуется использовать техники релаксации по мере необходимости несколько раз в день.

5. Жить интересно и насыщенно. Необходимо формировать хобби, развивать новые разносторонние предпочтения, не замыкаться на работе, а находить разные интересы в личной и общественной сферах жизни.

6. Делать паузы в работе и проводить их активно, устраивать разгрузочные дни и недели с переменой видов деятельности, прогулками, экскурсиями и поездками на природу, устраивать праздники для себя, своих близких или для сотрудников.

7. Отказаться от вредных привычек.

8. Беспокоиться о позитивном и положительном настрое на весь рабочий день. Необходимо развивать привычки положительного самовнушения и мышления, формировать позитивные пожелания и установки.

9. Общение с живой природой.

10. Общаться с домашними животными и любимцами.

11. Находить время для заботы о себе и для своих хобби: слушать музыку, смотреть любимые фильмы и читать книги.

12. Развивать в себе ощущение покоя. При этом не позволять негативным мыслям и плохому настроению развалить душевное благополучие и равновесие. Использовать в своей жизнедеятельности всевозможные техники для саморегуляции своего психического состояния.

Практические психологи в работе клиентами используют совокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ. Психокоррекционная работа может осуществляться как индивидуально, так и в группе.

Перечислим некоторые виды тренингов:

  • Социально-психологические;
  • Гештальт-терапия;
  • Группы психодраммы;
  • Группы тренинга умений;
  • Группы телесной терапии;
  • Группы встреч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. ВОЗМОЖНОСТИ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРОБЛЕМ СЭВ НА РАЗНЫХУРОВНЯХ.

Действия должны быть, прежде всего, направлены на устранение стрессоров:

  • регулярное обучение (способствует повышению профессионального уровня, можно использовать семинары, курсы повышения квалификации и пр.)
  • правильная организация труда (администрация должна ввести разнообразные поощрения за достижения, также необходимо использовать психологическую разгрузку для персонала)
  • улучшение условий труда (здесь преимущественную роль играют отношения между сотрудниками)

Предлагаем следующие пути профилактики и устранения «эмоционального выгорания»:

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, делиться своими чувствами с коллегами и искать у них социальной поддержки.

3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытываете определенный стресс, желательно попытаться сохранить хорошую спортивную форму, что поможет остаться устойчивым и психически.

7. Особое внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у каждого работника. Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренинговых групп, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и ее границ). Каждый должен ответить на вопрос: «Что я делаю?», «Кто я такой?», «Зачем я помогаю?», «Как?».

В качестве мер по профилактики и оказанию помощи социальным работникам, страдающим синдромом профессионального выгорания, нами были разработаны следующие рекомендации:

 оптимизация правильного режима работы и отдыха;

 организация рабочих пауз для необходимой эмоциональной разгрузки;

 развитие навыков конструктивных моделей преодолевающего поведения;

 обучения работников приемам саморегуляции психического состояния и релаксации.

Также в целях противостояния синдрому выгоранию могут быть использованы следующие советы - рекомендованные привычки, которые позволяют заботиться работникам о своем собственном психосоматическом благополучии и здоровье.

1. Привычки правильного питания.

2. Достаточно много физически тренироваться и двигаться, не менее 20-30 минут три раза в неделю. Поскольку регулярные физические упражнения и тренировки способствуют выведению из организма человека химических веществ, которые образуются в результате стресса, они делают релаксацию более глубокой, при этом улучшают сон. Физические упражнения или спорт полезны для организма.

3. Правильное дыхание, которое должно быть ровным и глубоким, диафрагмальным, при этом такое дыхание действует успокаивающим образом на человека.

4. Освоение и регулярное использование приемов релаксации, которая направлена на снижение умственной, физической и эмоциональной напряженности работника. Следует отметить, что при высокой стрессогенности в течении рабочего дня рекомендуется использовать техники релаксации по мере необходимости несколько раз в день.

5. Жить интересно и насыщенно. Необходимо формировать хобби, развивать новые разносторонние предпочтения, не замыкаться на работе, а находить разные интересы в личной и общественной сферах жизни.

6. Делать паузы в работе и проводить их активно, устраивать разгрузочные дни и недели с переменой видов деятельности, прогулками, экскурсиями и поездками на природу, устраивать праздники для себя, своих близких или для сотрудников.

7. Отказаться от вредных привычек.

8. Беспокоиться о позитивном и положительном настрое на весь рабочий день. Необходимо развивать привычки положительного самовнушения и мышления, формировать позитивные пожелания и установки.

9. Общение с живой природой.

10. Общаться с домашними животными и любимцами.

11. Находить время для заботы о себе и для своих хобби: слушать музыку, смотреть любимые фильмы и читать книги.

12. Развивать в себе ощущение покоя. При этом не позволять негативным мыслям и плохому настроению развалить душевное благополучие и равновесие. Использовать в своей жизнедеятельности всевозможные техники для саморегуляции своего психического состояния.

Практические психологи в работе клиентами используют совокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ. Психокоррекционная работа может осуществляться как индивидуально, так и в группе.

Перечислим некоторые виды тренингов:

  • Социально-психологические;
  • Гештальт-терапия;
  • Группы психодраммы;
  • Группы тренинга умений;
  • Группы телесной терапии;
  • Группы встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Консультация для педагогов: "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»             Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно...

Консультация для педагогов "Синдром эмоционального выгорания - реалии жизни современного педагога"

В настоящее время выгорание входит в топ – 3 корпоративных заболеваний – 76% опрошенных испытывали его хотя бы однажды. Данный материал  даст представление о факторах, влияющих на раз...

Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»

Под синдромом эмоционального выгорания понимают эмоциональное истощение и опустошение, причиненное собственной работой. Он разворачивается на фоне хронического стресса, приводя к истощению...