Статья на тему: "Способы коррекции агрессивного поведения дошкольников"
статья по психологии (средняя группа)

Колдина Лариса Викторовна

Изменения, происходящие в нашем обществе, приводят не только к экогномическим и политическим изменениям, но  и к изменению моральных норм поведения людей, молодежи, детей. Дети дошкольного возраста зачастую становятся тревожными и агрессивными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Способы коррекции агрессивного поведения дошкольников.

Изменения, происходящие в нашем обществе, приводят не только к экономическим и политическим изменениям, но и к изменению моральных норм поведения людей, молодежи, детей.  Дети дошкольного возраста зачастую становятся тревожными и агрессивными.

Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому:  оскорблениях, драках, избиениях и т.д. Общим фактором поведения в современном мире является повышение напряженности, ухудшение отношений между людьми. Враждебность всегда порождает враждебность. Ежедневная жизнь  постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, окружающей действительности, средствах массовой информации, поэтому не стоит удивляться тому, что наши дети стали столь агрессивны: они только воспроизводят то, что видят вокруг.

Психологи считают, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за жизнью взрослых и отмечая последствия этих действий.

Факторы детской агрессивности:

Детскую агрессивность провоцируют несколько факторов:

- врожденная  склонность

- случаи (боль, жара, теснота)

- возбуждение

- массовая культура

- агрессивные игры

- влияние группы

Существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой ребенок осваивает социально- психический опыт родителей и всех, кто окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т.д.)

Возбуждение, переживаемое под влиянием реальной ситуации или мыслей, воспоминаний, также может стать причиной агрессивного поведения. Ребенок плачет, хочет отомстить, вспоминая прошлые обиды, поэтому хорошо, если он может их легко забывать. Некоторые родители требуют, чтобы ребенок  давал  «сдачи» на любое оскорбление, прививая тем самым  драчливое, неадекватное поведение, не пытаются научить ребенка другим способам разрешения конфликтов.

Для устранения нежелательных проявлений детской  агрессивности и в качестве ее профилактики  взрослым  необходимо больше уделять внимания детям, стремиться устанавливать теплые доверительные отношения, в тоже время на определенных этапах развития ребенка проявлять твердость и решительность.

На формирование агрессивного поведения большое влияние оказывает массовая культура, телевидение,  компьютер, длительное пребывание на разнообразных сайтах в соцсетях современных гаджетов. На агрессивное поведение детей значительное влияние оказывают игры с оружием. Получая игрушечный пистолет или нож, ребенок получает и установку по их применению: обезвредь противника, причини ему боль и т.д. агрессивное возбуждение и поведение возрастает в группах. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он сможет сделать.

В минуты гнева следует установить зрительный контакт с ребенком, дать ему возможность выговориться и рассказать, как можно выразить гнев по-другому – в позитивной форме: выразить основную жалобу, общаться вежливо, стремиться найти конструктивное решение. Для того, чтобы добиться положительных результатов, необходимо, чтобы взрослый сам подавал пример зрелого поведения.  Необходимо  перенести чувства на неопасные неодушевленные предметы, объекты, а не на людей, например:  резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну с водой, «стаканчики для крика», кусок мягкого дерева, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и др. Нужно учить ребенка управлять собой и владеть отрицательными эмоциями, учить его расслабляться. Можно говорить агрессивному ребенку о том, что лицо некрасиво, когда человек злится; можно предложить прием обретения самоконтроля (носить в кармане красную карточку со словом «нет») и доставать, когда одолевают плохие мысли. Также, очень эффективны различные упражнения на релаксацию, например:   «Улыбка», « Я на солнышке лежу», «По морям, по волнам» и др.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Для этого можно обсудить с детьми  наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую уже кто-то играет. Одним из приемов может стать ролевая игра. Можно проиграть разные ситуации, используя  разнообразные игрушки, фигурки сказочных персонажей, человечков из «лего», работа с фотографиями взрослых и детей, находящихся в разных эмоциональных состояниях,  смайлики настроения  и др.

В коррекционную работу с  агрессивными детьми  целесообразно включать упражнения, направленные на формирование позитивной самооценки, так как дети нуждаются  в положительном «Я-образе».  

Упражнение «Копилка хороших поступков» помогает детям фиксировать положительные поступки и достижения и забыть свои промахи и ошибки. Нужно попросить ребенка подумать о вчерашнем  дне, вспомнить о хороших поступках, нарисовать их, похвалить себя, показать другим.

Любая коррекционная работа не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями целесообразно проводить в двух направлениях:  информировать и предлагать эффективные способы общения с ребенком.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение взрослых  владеть собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"

Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»

Описание материала:предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный ...

Программа занятий для коррекции агрессивного поведения дошкольников с использованием игротерапии.

Программа позволяет снизить уровень агрессивности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста....

Программа Коррекция агрессивного поведения дошкольников "Злится разрешается"

Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников...

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для педагогов и родителей на тему "Агрессивное поведение дошкольников: профилактика и коррекция" содержит теоретический материал о природе детской агрессивности, возрастные особ...

Материал из опыта работы мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников».

Данный мастер-класс поможет педагогам расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....