Семинар «Когда эмоции берут верх», или Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей
консультация по психологии

Бикбулатова Наталья Сергеевна

Когда педагоги приходят на работу, часто они не могут справиться со своим психологическим состоянием и переключиться. Бытовые трудности, конфликты с семьей, недопонимание с коллегами – все это вызывает негативные эмоции, которые педагоги могут неосознанно срывать на детях. Проведите семинар, чтобы показать им, как важно дистанцироваться от негатива, который плохо влияет на самого педагога, детей и образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Когда эмоции берут верх», или Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей

Когда педагоги приходят на работу, часто они не могут справиться со своим психологическим состоянием и переключиться. Бытовые трудности, конфликты с семьей, недопонимание с коллегами – все это вызывает негативные эмоции, которые педагоги могут неосознанно срывать на детях. Проведите семинар, чтобы показать им, как важно дистанцироваться от негатива, который плохо влияет на самого педагога, детей и образовательный процесс.

Задачи семинара: сформировать у педагогов понимание того, как их эмоции влияют на детей, и научить конструктивно с ними общаться. Когда педагог устал, раздражен или расстроен, он не замечает, как переносит негатив в свою речь: использует деструктивные формулировки, повышает голос на детей. Такие действия только мешают ему добиться поставленной цели, например, наладить дисциплину в группе. Но в этот момент им движут эмоции. Семинар позволит педагогам побыть на месте воспитанника и научиться отделять общение с детьми от собственных эмоций.

Содержание семинара

Сценарий семинара состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Вначале ведущий приветствует педагогов, объясняет им цели и задачи работы, задает тему и настроение при помощи истории-метафоры.

Основная часть включает четыре упражнения, с помощью которых педагоги смогут испытать, что чувствуют дети, когда они слышат речь раздраженного воспитателя и запреты с частицей «не». Также они потренируются заменять типичные негативные фразы на нейтральные.

В качестве заключения необходимо обсудить с педагогами их впечатления и совместно сделать выводы. Предложите коллегам упражнения, чтобы снять эмоциональное напряжение – скачайте памятку в конце статьи. Распечатайте ее и разместите на стенде для педагогов в общем доступе.

Сценарий семинара с воспитателями на тему «Когда эмоции берут верх»

Участники: воспитатели разных возрастных групп.
Цель: обучить педагогов приемам конструктивного общения с детьми.
Задачи:

  • мотивировать воспитателей на уважительные отношения с ребенком;

  • научить развивать конструктивное общение у детей;

  • стимулировать творческую активность педагогов.

Ход мероприятия:

Вступление

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об общении и выполним специальные упражнения. Давайте вспомним известные приемы общения и найдем новые подходы, которые можно использовать и в работе, и в жизни. Позвольте начать мне с байки. На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, те ответили по-разному. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой: «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм». Вы сами выбираете, какую занять позицию и какой выбрать способ общения с детьми. Возможно, сегодня вы просто просите убрать игрушки, подвинуть стул, взять кого-то за руку, но как вы скажете свою просьбу, повлияет на стиль общения ребенка в дальнейшем.

Упражнение «Общение»

Раздайте педагогам карточки с вариантами обращений к детям. Рядом с каждой фразой укажите интонацию, с которой педагоги должны будут их произнести.

Ведущий: Я предлагаю вам разделиться по парам и сказать по очереди друг другу, глядя в глаза, фразы спокойным голосом и на повышенных тонах.

 

Фразы, которые произносят педагоги
Ты играл с этой игрушкой! Отнеси ее на место! (
На повышенных тонах.)
Ты играл с этой игрушкой? Отнеси ее на место. (
Спокойным голосом.)
Зачем ты так сделала? Это просто невыносимо! (
На повышенных тонах.)
Мне неприятно, что ты так сделала, ты хорошая девочка, но поступила плохо. Пожалуйста, будь в следующий раз аккуратнее. (
Спокойным голосом.)

Ведущий: Проследите за своими ощущениями, когда слушаете и когда говорите. Часто сложно говорить спокойно, и в некоторых случаях это не сработает. Но постоянно отдавайте себе отчет, пойдет на пользу повышенный тон или нет. Умение общаться формируется в дошкольном возрасте. Если дети невнимательны и грубы по отношению друг к другу, они испытывают сложности во взаимодействии, не могут поддержать и развить установившийся контакт. Все это приводит к агрессивному поведению, конфликтам, отгороженности, замкнутости. Чтобы помочь дошкольникам, которые испытывают трудности в общении, нужно формировать у них коммуникативные навыки. Обогатить опыт детей и смягчить проблемы вы можете в совместной деятельности с ними. Родители закладывают основы поведения ребенка в семье, но ваша задача – показать другие способы общения.

Три установки в общении с детьми

Зачитайте вслух три установки в общении с детьми. Каждую установку обсудите с воспитателями.

 

1.Я –образец для подражания
Именно такого отношения к себе вы ждете от детей.


2.Ребенок –личность. Я уважаю мнение ребенка
При разговоре с ребенком присядьте на корточки, чтобы показать ему свое уважение.


3.Я –взрослый человек. Я задаю тон общения
Только вы решаете, может ли ребенок вывести вас из равновесия или нет.

Ведущий: Если взрослый задает тон общения, то давайте задумаемся, как действует на психику ребенка, например, постоянное повторение частицы «не».

Упражнение «Жизнь без частицы не»

Пригласите одного из педагогов по желанию сыграть роль ребенка. Остальным воспитателям раздайте стикеры. Каждый из педагогов подходит к «ребенку», наклеивает на его одежду стикер и говорит фразу с частичкой «не», например: не спорь, не крутись. Делать это нужно без улыбки, без остановок. Затем попросите педагога, который играл роль ребенка, рассказать о своих чувствах и ощущениях. Обсудите упражнение с группой и сделайте вывод.

Ведущий: Теперь давайте попробуем заменить слова с частицей «не» на слова действия. Например, говорите «стой» вместо «не беги», «помолчи» вместо «не болтай».

Упражнение «Измени фразу»

Раздайте воспитателям карточки с предложениями. Попросите их заменить фразу с частицей «не». Скачать

Ведущий: Частицу «не» сложно заменить в конкретной ситуации. Когда Саша бьет Машу, вам нужно сначала остановить действие, а потом комментировать. В таких случаях скажите ребенку: «Стоп!». Затем поясните ему: «Драться запрещено». Говорите ровным, спокойным тоном, как будто предлагаете просто попить. Исключайте агрессию. Давайте потренируемся.

Упражнение «Ситуация – слово педагога»

Ведущий: Дети могут конфликтовать друг с другом. Что делает ребенок, которого обидели? Дошкольник бежит к воспитателю или лезет в драку. Вам нужно научить ребенка решать конфликты самостоятельно, без вашей помощи и кулаков. Давайте потренируемся. Я буду называть ситуации, а вы по очереди отвечать, что должен сказать воспитатель. Например, если ребенок бежит по группе, вы говорите ему: «Стоп! По группе мы ходим шагом». Не забывайте про правило: употреблять фразы без частицы «не».

 

Примеры ситуаций
Ситуация1. Миша отнимает у Даши игрушку.
Ситуация2. Вася и Петя спорят, потому что не поделили один стул.
Ситуация3. Маша и Лена вместе рисуют, Маша кричит, что Лена испортила ее рисунок.
Ситуация 4. Коля ударил Ваню лопаткой.

Ведущий: Теперь представьте ситуацию. Вы разговариваете с другим воспитателем, а ребенок хочет к вам обратиться. Чтобы дать возможность детям обращаться к вам, не перебивая разговор, научите их приему: ребенку, который хочет обратиться к вам, нужно подойти и дотронуться до вашей руки. Вы увидите, что нужны ребенку, закончите разговор и поговорите с дошкольником. Однако все мы люди, поэтому не можем всегда быть на сто процентов уравновешенными. Предлагаю три упражнения, которые помогут вам сохранить нервную систему. Если вы напряжены и не можете расслабиться, выполните одно из упражнений (Упражнения с карточек)

Заключение

Ведущий: Помните: нас научили бережно относиться к вещам, но не научили бережно относиться к людям. Одну и ту же информацию можно донести до ребенка с разным эмоциональным посылом. Уважайте личность в каждом ребенке, не переносите на него свои негативные эмоции. Давайте беречь другу друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема. «Как помочь ребенку справиться с эмоциями?»

Каждому из нас хочется,что бы наш ребенок вырос спокойным и рассудительным,но как этого достичь?...

«Когда эмоции берут верх», или Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей». Семинар для воспитателей.

Семинар состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Основная часть включает четыре упражнения, с помощью которых педагоги смогут испытать, что чувствуют дети, ...

Семинар-практикум "Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей"

Обучение педагогов конструктивным методам общения с детьми....

Семинар-практикум для родителей "Как помочь ребёнку справиться с эмоциями"

Семинар-практикум для родителей ДОУ "Как помочь ребёнку справиться с эмоциями"...

«Как помочь ребенку справиться с трудными эмоциями?»

Большинство авторов, приводя ту или иную классификацию эмоций  отмечают четыре основных, фундаментальных эмоции человека: гнев, страх, печаль, радость. Например, страх – защищает; гнев - ...

Семинар для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей

Семинар для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей...

Тренинг для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей

Тренинг для педагогов «Когда эмоции берут верх», или как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей...