Консультация. Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста.
консультация

Хохлова Алена Алексеевна

Важность певческой деятельности для детей определяется сензитивностью детского возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, а также влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом. «В пении, - отмечает А. Катинене, - успешно формируется весь спектр музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма».

Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Правильно поставленное пени организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь». Добавим, что пение представляется для детей наиболее доступным способом исполнительской деятельности, поэтому они поют охотно и с удовольствием, что способствует искреннему выражению своих эмоций и переживаний.

В музыкальном образовании детей дошкольного возраста певческое воспитание является одним из сложных процессов, состоящем из множества слагаемых: физиология, психология, логопедии, музыкальной педагогики. Эта многокомпонентность диктуется совокупностью разных механизмов, обеспечивающих певческий процесс, с одной стороны, и собственно методику вокального воспитания, с другой. Поэтому для постановки правильной работы с детским голосом педагогу необходимы расширенные знания, как теории вокальной работы, так и ее практических приемов.

Во-первых, в процессе певческого воспитания задействуется один из важнейших механизмов – голос, поэтому знания в области строения голосового аппарата, деятельности дыхательной системы, органов слуха и артикуляции, а также всех психофизиологических процессов, объединенных и подчиненных в своей деятельности ЦНС, должны составлять основу вокальной методики. При этом важно понимание индивидуальных особенностей развития ребенка и его голоса в возрастном аспекте. «Вокальный процесс у детей дошкольного возраста следует рассматривать как проявление деятельности психонервной и эндокринной систем, которые в каждом возрастном аспекте имеют свои характерные особенности», - пишет В. Петров.

Во-вторых, работа над развитием певческих навыков должна вестись строгом соответствии со знаниями основ вокальной техники: вокальная установка, певческое дыхание, звукообразование, звуковыведение, артикуляция и дикция, чистота интонирования, ансамбль. «Собственно пение, - обобщает по данному поводу Г. Стулова, - является целостным процессом, состоящим из звуковедения и звуковосприятия, которые в свою очередь, являются результатом взаимодействия целого ряда факторовпевческого дыхания, звукообразования, резонирования, формирования гласных и согласных, эмоционального состояния певца, качества его музыкального и вокального слуха».

Знание физиологических и акустических основ образования и восприятия певческого звука соприкасается с еще одной проблемой. При обилии на сегодняшний день методических пособий по музыкальному воспитанию в детском саду педагог должен иметь навыки правильного выбора практического материала. Здесь равно важны и соответствующие диапазону и тесситуре детского голоса песни, и необходимые для постановки голосов вокальные упражнения. В выборе произведений важно так же учитывать медленный рост легких у детей, что непосредственно диктует продолжительность певческих фраз и, соответствующие голосовым возможностям детей, динамические условия.

 Анализируя значение совместного развития вокальных и слуховых навыков, Е. Алмазов пишет: «Слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, ему, прежде всего, должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосами, а его развитие и воспитание должны идти всегда впереди. Формула для музыканта«вижу, слышу, играю» - с заменой последнего слова «пою» не теряет своего значения и для певца».

Процесс певческого воспитания дошкольников представляется таким образом многокомпонентной скоординированной системой музыкального образования, возможной к рассмотрению лишь в совокупности всех ее частей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Важность певческой деятельности для детей определяется сензитивностью детского возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, а также влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом. «В пении, - отмечает А. Катинене, - успешно формируется весь спектр музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма».

Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Правильно поставленное пени организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь». Добавим, что пение представляется для детей наиболее доступным способом исполнительской деятельности, поэтому они поют охотно и с удовольствием, что способствует искреннему выражению своих эмоций и переживаний.

В музыкальном образовании детей дошкольного возраста певческое воспитание является одним из сложных процессов, состоящем из множества слагаемых: физиология, психология, логопедии, музыкальной педагогики. Эта многокомпонентность диктуется совокупностью разных механизмов, обеспечивающих певческий процесс, с одной стороны, и собственно методику вокального воспитания, с другой. Поэтому для постановки правильной работы с детским голосом педагогу необходимы расширенные знания, как теории вокальной работы, так и ее практических приемов.

Во-первых, в процессе певческого воспитания задействуется один из важнейших механизмов – голос, поэтому знания в области строения голосового аппарата, деятельности дыхательной системы, органов слуха и артикуляции, а также всех психофизиологических процессов, объединенных и подчиненных в своей деятельности ЦНС, должны составлять основу вокальной методики. При этом важно понимание индивидуальных особенностей развития ребенка и его голоса в возрастном аспекте. «Вокальный процесс у детей дошкольного возраста следует рассматривать как проявление деятельности психонервной и эндокринной систем, которые в каждом возрастном аспекте имеют свои характерные особенности», - пишет В. Петров.

Во-вторых, работа над развитием певческих навыков должна вестись строгом соответствии со знаниями основ вокальной техники: вокальная установка, певческое дыхание, звукообразование, звуковыведение, артикуляция и дикция, чистота интонирования, ансамбль. «Собственно пение, - обобщает по данному поводу Г. Стулова, - является целостным процессом, состоящим из звуковедения и звуковосприятия, которые в свою очередь, являются результатом взаимодействия целого ряда факторов: певческого дыхания, звукообразования, резонирования, формирования гласных и согласных, эмоционального состояния певца, качества его музыкального и вокального слуха».

Знание физиологических и акустических основ образования и восприятия певческого звука соприкасается с еще одной проблемой. При обилии на сегодняшний день методических пособий по музыкальному воспитанию в детском саду педагог должен иметь навыки правильного выбора практического материала. Здесь равно важны и соответствующие диапазону и тесситуре детского голоса песни, и необходимые для постановки голосов вокальные упражнения. В выборе произведений важно так же учитывать медленный рост легких у детей, что непосредственно диктует продолжительность певческих фраз и, соответствующие голосовым возможностям детей, динамические условия.

 Анализируя значение совместного развития вокальных и слуховых навыков, Е. Алмазов пишет: «Слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, ему, прежде всего, должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосами, а его развитие и воспитание должны идти всегда впереди. Формула для музыканта: «вижу, слышу, играю» - с заменой последнего слова «пою» не теряет своего значения и для певца».

Процесс певческого воспитания дошкольников представляется таким образом многокомпонентной скоординированной системой музыкального образования, возможной к рассмотрению лишь в совокупности всех ее частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...

"Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Пение –  один из самых любимых видов музыкальной деятельности, который может дать очень многое. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. О необход...

Семинар-практикум "Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум разработан для педагогов дошкольного учреждения: для музыкальных руководителей и воспитателей...

«Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста через игру»

laquo;Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста через игру» Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос (от лат. vox). И уникальность его заклю...

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста

Методический материал выполнен в форме практико-ориентированного проекта с элементами анализа, который заинтересует новыми формами работы по развитию певческих навыков. Предлагаются игры  с пение...