Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ: дети СОП
методическая разработка по психологии

Ольга Лачугина

В настоящее время термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» принято рассматривать и понимать как: медицинский – семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи; социально-административный – семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей; психолого-педагогический – семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.  Основанием    для          организации        учета несовершеннолетних и          их      семей,                  находящихся       в социально опасном    положении,         является  Федеральный        закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ     «Об            основах         системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - ФЗ-120). Своевременно      выявлять   несовершеннолетних,   находящихся       в социально опасном положении, должны различные структуры, органы учреждения, организации в пределах своей компетенции. Симптомами семейного неблагополучия дошкольника являются систематические опоздания в детский сад или школу, ребенка поздно забирают из детского сада, жалобы ребенка на голод, недосыпание, дискомфорт в семье, следы побоев у ребенка,  антисанитарные  жилищные  условия  и другие моменты. Все это не должно остаться без внимания и сотрудников образовательной организации. Необходимо выстроить систему комплексной индивидуальной профилактической работы ребенка СОП  в ДОУ, определить конкретных исполнителейи реализацию системного подхода в работе с семьей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_sop.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37» Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ. Дети СОП Автор-составитель: педагог – психолог Лачугина Ольга Валентиновна Усолье-Сибирское , 2022

Слайд 2

Сопровождение ……….. сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в условиях школьного взаимодействия. …………сопровождение – системный процесс педагогической деятельности, состоящий из социально-педагогических условий, методов и средств, обеспечивающих успешную социализацию субъекта в социуме. ………………………сопровождение – современная образовательная технология, обеспечивающая поддержку и помощь ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Слайд 3

Психолого-педагогическое сопровождение – современная образовательная технология, обеспечивающая поддержку и помощь ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации . Педагогическое сопровождение – системный процесс педагогической деятельности, состоящий из социально-педагогических условий, методов и средств, обеспечивающих успешную социализацию субъекта в социуме. Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка в условиях школьного взаимодействия.

Слайд 4

Задачи: Создавать в сотрудничестве с педагогическими работниками и администрации образовательной организации развивающей, психологически безопасной, здоровьесберегающей образовательной среды; Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. Обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение подготовки ребенка к обучению в школе.

Слайд 5

Направления деятельности Психологическая диагностика. Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое). Развивающая и психокоррекционная работа. Психологическое просвещение и психологическая профилактика. Организационно-методическая работа. Экспертная работа

Слайд 6

Программно-методическое обеспечение Программа по адаптации детей в ДОУ «Встречи без слез!». Программа психолого-педагогических занятий «Цветик- семицветик » для дошкольников «Приключения будущих первоклассников» Н.Ю. Куражева . Программа победитель Всероссийского конкурса программ психолого-педагогического сопровождения. «120 развивающих заданий для дошкольников» Рабочая тетрадь «30 занятий для успешной подготовки к школе». 6 лет. Часть 1. С.Е. Гаврина , Н.Л. Кутявина . Рабочая тетрадь «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» часть 2, С.Е. Гаврина , Н.Л. Кутявина . “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” Арцишевская И.Л. Программа Н.Ю. Куражевой «Цветик- семицветик , 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет». «70 развивающих заданий для дошкольников 4-5 лет». «Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий» Арцишевская И.Л. Методическое пособие «Виды и формы оказания психологической помощи обучающимся в кризисной ситуации. Возрастные особенности.

Слайд 7

Развивающая и психокоррекционная работа Для успешной адаптации к школе в подготовительной к школе группе для детей с низким уровнем подготовки к школе и мотивации к регулярному обучению проводятся занятия по Программе психолого-педагогических занятий «Цветик- семицветик » для дошкольников «Приключения будущих первоклассников» Н.Ю. Куражевой . Занятия - в подгрупповой форме 1 раз в неделю .

Слайд 8

«Им нужно понимание» Индивидуальная работа по социально-коммуникативному развитию личности ребёнка В качестве практического материала можно взять «Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию средств арт-терапии в познавательном и психоэмоциональном развитии дошкольников» Д.П. Смульского , «Практикум по сказкотерапии » Зинкевича – Евстегнеева Т.Д., «Арт-терапия для дошкольников» Учебно-методическое пособие А.А. Вороновой, персональный сайт психолога-консультанта www . varmine . ru

Слайд 9

«Им нужно понимание» Использование форм, приемов и упражнений при решении эмоциональных проблем детей Содержание занятий с ребёнком по снижению нарушений в эмоционально-волевой сфере (тревожность, страх, апатия, депрессия, агрессия) дополнительно насыщено такими формами, приемами , как психогимнастика , эмоциональные игры, сказочный театр- эспромт , релаксация , этюды, музыкальное сопровождение занятия, музыкально-ритмическая пауза и другие .

Слайд 10

«Им нужно понимание» Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми. Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье она исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога и родителей. Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт семьей . Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.

Слайд 11

Дети СОП... Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП), - это семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Правовым основанием для организации учета несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, является Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - ФЗ-120). Своевременно выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, должны: комиссии по делам несовершеннолетних; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по труду и социальной защите; органы управления здравоохранением; органы внутренних дел; иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции .

Слайд 12

Симптомы семейного неблагополучия дошкольника Наблюдение в учреждении образования Систематические опоздания в детский сад. Ребенка поздно забирают из детского сада. Частое беспричинное отсутствие на занятиях. Неопрятный внешний вид ребенка. Отсутствие у ребенка необходимой сезонной одежды, обуви. Следы побоев у ребенка . Оценка санитарно - гигиенических условий воспитания ребенка в семье З апах в квартире. Общий хронический беспорядок. Плохое состояние квартиры. Антисанитарные условия в кухне, отсутствие необходимых бытовых предметов, тараканы. Оценка условий воспитания, атмосферы семьи Отсутствие игрушек, книг. Отсутствие места для игр ребенка (нет ковра, мебели для хранения игрушек ). Наличие в доме родственников с тяжелыми формами физических и психических заболеваний . Недоброжелательные, конфликтные отношения членов семьи друг к другу.

Слайд 13

Формы работы с семьей СОП Наблюдение. Организация и проведение рейдов по посещению детей и семей на дому, находящихся в социально-опасном положении. Контроль по посещаемости детей СОП. Беседы по профилактике исполнения родительских обязанностей. Консультации. Памятки для родителей. Семинар. Конкурс досуговых программ. Привлечение к работе в группе.

Слайд 14

Оформление документации План индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении на 2022 - 2023 учебный год по МБДОУ «Д/С №37»; Постановление КДНиЗП о постановке на учет; Межведомственный план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении . Карта индивидуального сопровождения воспитанника МБДОУ «Д/С № 37», находящегося в семье на учете в банке данных СОП ; Акты обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи несовершеннолетнего ; Карта по систематическому осмотру и наблюдению воспитанника МБДОУ « Д/С № 37», находящегося в семье на учете в банке данных СОП ; Копии табелей учета посещаемости в группе ДОУ; Психолого-педагогическая характеристика воспитанника; Коррекционно-развивающая работа с воспитанником; Индивидуальная работа с дошкольником (календарно-тематическое планирование НОД ).

Слайд 15

Наши размышления, выводы … Правильно выстроенная система психолого-педагогического сопровождения в нашем образовательном учреждении будет способствовать успешной адаптации воспитанников и психологическому комфорту всех участников образовательного процесса, позитивному развитию ДОУ.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающий психолого-педагогический сеанс «Страна эмоций» для детей 5-6 лет.

Цели:   - развитие умения правильно понимать чувства и настроения; - развитие умения выражать свои чувства и эмоции при помощи слов, музыки, цвета, мимики и жестов; - развитие мелкой ...

Психолого-педагогическая гостиная "Здоровые родители - здоровые дети"

Психолого-педагогическая гостиная для родителей...

Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"

Результаты изучения  гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по  формированию  гендерной принадлежности  дошкольников....

Психолого-педагогические условия обогащения эмоциональной компетентности детей 5-7 лет

Работа посвящена исследованию «эмоционального интеллекта» и определению условий формирования «эмоциональной компетентности» у детей. Эмоциональная компетентность оказывает значимое влияние на способно...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

ПРОЕКТ психолого-педагогического сотрудничества с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Цель проекта: Организация  сотрудничества, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция о...