Дидактическое пособие «Мир эмоций»
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Павлючук Елена Викторовна

Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Колосок»

Дидактическое пособие

«Мир эмоций»

Подготовила:  Павлючук  Елена Викторовна

1.Вступление.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема моего выступления

«Дидактическое пособие -  «Мир эмоций» для развития

эмоциональной сферы дошкольников»

- Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе

с детьми дошкольного возраста. Развивать эмоциональную сферу необходимо как можно раньше.

- Чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в

социум, тем плодотворнее, богаче отношение к окружающим. Ходить, говорить, читать и писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить - этому обучиться сложнее.

- Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Все люди без исключения,

попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль, злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т. д.

- Взрослые люди хорошо владеют своими эмоциями, пряча свои чувства под

маской. А дети? Они естественны и непосредственны в своём поведении. Они не могут скрывать свои чувства и эмоции так, как это делает взрослый человек.

Ребёнок искренне переживает успехи и неудачи, которые происходят в его жизни.

- Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной жизненной

ситуации, в конечном итоге определяют всю жизнь человека. Проблема

заключается в том, что у детей дошкольного возраста эмоциональная сфера слабо выражена.

-  Распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс,

требующий от ребенка определенного уровня развития.

Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет

состояние другого человека и отреагирует на него.

Речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение тесно

связаны с состоянием эмоционально-волевой сферы. Успешному вхождению

ребенка в мир чувств и эмоций способствуют различные игры, упражнения,

мимическая гимнастика, чтение, инсценировки, музыка. А именно, игра

позитивно влияет на эмоциональную сферу дошкольников, благодаря чему может весьма продолжительное время поддерживаться высокая мотивированность детей.

В игре дети инсценируют движения, мимику, интонации, характерные для

эмоционального состояния героя.

2.Практическая част

-А сейчас, вашему вниманию я хотела бы представить варианты использования дидактического пособия «Мир эмоций».

 

Целью и задачами дидактического пособия «Мир эмоций» являются:

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи: - знакомить детей с эмоциями и чувствами,

– способствовать снижению эмоционального напряжения,

– формировать способность управлять своими чувствами,

– развивать умение обозначать свое эмоциональное состояние словом,

соотносить эмоции с явлением,

– развивать умение изображать эмоциональное состояние, полученное путём

тактильного, зрительного, слухового восприятия.

                                               Итак, начнем.

1. Дидактическая игра «Угадай эмоцию»

 Цель:

- учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Задачи:

- обучение способности узнавать определенные положительные и отрицательные эмоции;

- развитие способности по мимике, жестам, интонациям определять эмоциональное состояние человека;

Ход:

На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций.  Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

2. Дидактическая игра: «Составь портрет»

Цель:

 – обучение умению проявлять и различать человеческие чувства, правильно на них реагировать.

Задачи:

- социализация, развитие коммуникабельности, отзывчивости, дружественности;

- улучшение концентрации внимания, пространственной ориентации;

- развитие логического и творческого мышления, речевых навыков, умения строить диалог и монолог;

Для дидактической игры «Собери портрет»  необходимы  заготовки: два изображения головы (женского и мужского пола) без частей лица, наборы частей лица (выражающие разные эмоции).

Ход:

Педагог раскладывает  на столе заготовки с изображением головы, без частей лица. Дети подбирают  разные губы, носы, глаза, пока не получится определенное эмоциональное состояние. Участники объясняют, какую эмоцию им удалось изобразить, показывают ее на своем лице (при желании дополняют жестами, фразами).

Игру можно провести для пары участников. Дети изображают на  лицах определенные чувства, затем придумывают диалог от созданных персонажей, воспроизводят его с соответствующими жестами и интонацией.

3.Дидактическая игра: «Мимическая гимнастика».

   Цель:

- формировать умение определять и различать эмоции.

Задачи:

- обучение способности выражать определенные положительные и отрицательные эмоции.

Для дидактической игры «Мимическая гимнастика» необходимы заготовки: схемы изображения эмоций, (картинки разрезанные на пополам), верхнюю часть лица и нижнюю часть лица.

Ход:

Ребенок выбирает  карточку, с верхней или нижней частью лица и показывает своей мимикой изображенную на ней эмоцию, а другие дети (игроки) должны отгадать ее и назвать.

4.Дидактическая игра: «Нарисуй эмоцию»

Цель:

- формировать умение определять и различать эмоции и чувства, правильно их выражать.

Задачи:

- научить детей приемам рисования человеческих эмоций.

- Закреплять у детей полученные знания об эмоциях.

Для дидактической игры «Нарисуй эмоцию»  необходимы  заготовки: два изображения головы (женского и мужского пола) без частей лица.

Ход:

Педагог предлагает детям:

 Вариант 1.- нарисовать эмоцию (по прочитанному стихотворению).

 Вариант 2.- нарисовать эмоцию, по желанию ребенка и рассказать о ней.

3.Заключение.

Когда ребенок может говорить об эмоциях, то у него речь становится богаче,

он лучше мыслит, тоньше понимает себя, свои переживания. Овладев «языком» эмоций - мимикой, выразительными движениями, интонацией, ребенок учится понимать эмоциональные состояния других людей, что очень важно для продуктивного общения.

Спасибо  за внимание.

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное дидактическое пособие «Калейдоскоп эмоций»

Задачи:•      продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике;•       развивать ум...

Дидактическое пособие «Плащ эмоций»

Дидактическое пособие «Плащ эмоций» будет полезно для детей дошкольного возраста и педагогам.  Пособие многофункциональное. Занятия с таким дидактическим пособием способствует ди...

Дидактическое пособие "Чемодан эмоций"

Авторское дидактическое пособие...

Дидактическое пособие об эмоциях. «Собери лицо Снеговика»

Используйте в работе дидактические игры из серии «Собери лицо», чтобы развивать эмоциональную сферу у детей.Для кого: для детей старшего дошкольного возраста.Зачем: зан...

Дидактическое пособие "Книга эмоций"

Предлагаемое пособие, направлено на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников через различные виды детской деятельности (игровой, художественной, двигательной, речевой)....

Дидактическое пособие «Домик эмоций»

Пособие "Домик эмоций" направлен развитие умений различать внешнее выражение разных эмоциональных состояний.Пособие состоит из разноцветных домиков с окнами (формат А4)  - 4 шт.; карточ...

Дидактическое пособие "Кубик эмоций"

laquo;Кубик эмоций» это дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Данное пособие представляет собой картонный кубик, на гранях которого изображены смайлики, указывающие р...