Кризисы дошкольного возраста
статья по психологии (младшая, подготовительная группа)

Скрябина Елизавета Владимировна

В статье рассматриваются психологические особенности протекания кризисов дошкольного возраста: первого года жизни, трех и семи лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizisy_doshkolnogo_vozrasta.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Кризисы дошкольного возраста

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойный или стабильный, а есть так называемые критические.

Кризисы открыты опытным путем и путем наблюдений, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

  1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
  2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и трудоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
  3. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

В дошкольном детстве выделяют несколько возрастных кризисов:

  • Кризис первого года жизни;
  • Кризис трех лет;
  • Кризис семи лет.

Кризис первого года жизни связан с началом хождения и формированием зачатков речи.

Кризис трех лет. На подходе к кризису подступает четкая симптоматика:

  • Острый интерес к своему изображению в зеркале;
  • Ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек возникает интерес к нарядам. Мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Выделяются следующие симптомы кризиса:

  1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем- то не потому что хочет, а потому что он этого потребовал, он связан своим первоначальном решением.
  3. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
  4. Своеволие. Стремится все делать сам.
  5. Протест бум. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
  6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
  7. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии эмоциональной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, независимость, самостоятельность. Они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Кризис семи лет. Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным периодом, который описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая- то переходная ступень – уже не дошкольник и ещё не школьник.

Когда дошкольник вступает в кризис, сразу бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая – то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.

Проявления кризиса:

  • Пауза (игнорирование ребенком на какое – то время обращения, просьбы (как будто не слышит)). Это относится только к известным ситуациям;
  • Спор;
  • Непослушание (не выполнение просьбы не потому что не хочется, а потому, что это сказали взрослые);
  • Хитрость (нарушение требований в скрытой форме, а также намеренное создание ситуаций, из которых ребенок может извлечь пользу);
  • «Взрослое поведение» (копирование ребенком поведения взрослых в карикатурной форме, иногда начинает философствовать, резонерство);
  • Упрямство (проявляется не к чему-то конкретному, а просто так);
  • Требовательность (настаивание на своем, напоминание об обещанном);
  • Симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это не показывать).

В этот период базовой потребностью становится потребность в уважении. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»).

В основе всех этих проявлений лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается не внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на неё влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих обязательную, необходимую общественно полезную деятельность. В наших условиях это выражается в стремлении скорее пойти в школу. Здесь ребенок впервые начинает понимать, что принесет ему выполнение  (невыполнение) той или иной деятельности, т.е. появляется ориентация на смысл поступка.

К концу кризиса ребенок научается руководствоваться не тем, что хочется, а тем, что надо. У него появляется интерес к преодолению своих сиюминутных желаний, получает удовольствие от выполнения правил. Но это быстро проходит. Кроме того, у него формируется представление о себе. В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. е него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Личностные кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребенку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребенком (нельзя все позволять или запрещать малышу). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нем. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребенок должен всегда чувствовать поддержку  и одобрение значимого взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.

Когда ребенок станет чуть – чуть старше, важно расширять круг знакомств ребенка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребенка в своих силах. Но надо помнить, что ребенок в своем поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако это все возможно только в том случае, если у ребенка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кризис дошкольного возраста.".

Кризис дошкольного возраста представлен в виде презентации.Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются ...

Кризисы дошкольного возраста

Кризисы дошкольного возраста...

Кризисы дошкольного возраста

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называ...

Кризисы дошкольного возраста.

Я сам!!! Кризис дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Кризисы дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Кризисы дошкольного возраста»...

Родительском собрание. «Кризис дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.Задачи: 1) расширить знания родителей о кризисе семи лет; 2) обучить приемам конструктивного общения с детьми....

Кризисы дошкольного возраста

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка? Какие кризисы дошкольного детства бывают? Как они проявляются и что могут сделать родители? Отве...