Кризисы дошкольного возраста
статья по психологии (младшая, подготовительная группа)
В статье рассматриваются психологические особенности протекания кризисов дошкольного возраста: первого года жизни, трех и семи лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizisy_doshkolnogo_vozrasta.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Кризисы дошкольного возраста
Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойный или стабильный, а есть так называемые критические.
Кризисы открыты опытным путем и путем наблюдений, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:
- Границы, отделяющие начало и конец кризиса крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
- Трудновоспитуемость детей в критические периоды. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и трудоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
- Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.
Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.
Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
В дошкольном детстве выделяют несколько возрастных кризисов:
- Кризис первого года жизни;
- Кризис трех лет;
- Кризис семи лет.
Кризис первого года жизни связан с началом хождения и формированием зачатков речи.
Кризис трех лет. На подходе к кризису подступает четкая симптоматика:
- Острый интерес к своему изображению в зеркале;
- Ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек возникает интерес к нарядам. Мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Выделяются следующие симптомы кризиса:
- Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.
- Упрямство. Ребенок настаивает на чем- то не потому что хочет, а потому что он этого потребовал, он связан своим первоначальном решением.
- Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
- Своеволие. Стремится все делать сам.
- Протест – бум. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
- Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
- Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии эмоциональной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, независимость, самостоятельность. Они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Кризис семи лет. Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным периодом, который описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая- то переходная ступень – уже не дошкольник и ещё не школьник.
Когда дошкольник вступает в кризис, сразу бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая – то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.
Проявления кризиса:
- Пауза (игнорирование ребенком на какое – то время обращения, просьбы (как будто не слышит)). Это относится только к известным ситуациям;
- Спор;
- Непослушание (не выполнение просьбы не потому что не хочется, а потому, что это сказали взрослые);
- Хитрость (нарушение требований в скрытой форме, а также намеренное создание ситуаций, из которых ребенок может извлечь пользу);
- «Взрослое поведение» (копирование ребенком поведения взрослых в карикатурной форме, иногда начинает философствовать, резонерство);
- Упрямство (проявляется не к чему-то конкретному, а просто так);
- Требовательность (настаивание на своем, напоминание об обещанном);
- Симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это не показывать).
В этот период базовой потребностью становится потребность в уважении. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»).
В основе всех этих проявлений лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается не внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь не безразлична для внешней, она на неё влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих обязательную, необходимую общественно полезную деятельность. В наших условиях это выражается в стремлении скорее пойти в школу. Здесь ребенок впервые начинает понимать, что принесет ему выполнение (невыполнение) той или иной деятельности, т.е. появляется ориентация на смысл поступка.
К концу кризиса ребенок научается руководствоваться не тем, что хочется, а тем, что надо. У него появляется интерес к преодолению своих сиюминутных желаний, получает удовольствие от выполнения правил. Но это быстро проходит. Кроме того, у него формируется представление о себе. В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. е него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Личностные кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребенку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребенком (нельзя все позволять или запрещать малышу). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нем. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребенок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.
Когда ребенок станет чуть – чуть старше, важно расширять круг знакомств ребенка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребенка в своих силах. Но надо помнить, что ребенок в своем поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако это все возможно только в том случае, если у ребенка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кризис дошкольного возраста.".
Кризис дошкольного возраста представлен в виде презентации.Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются ...
Кризисы дошкольного возраста
Кризисы дошкольного возраста...
Кризисы дошкольного возраста
К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называ...
Кризисы дошкольного возраста.
Я сам!!! Кризис дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Кризисы дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Кризисы дошкольного возраста»...
Родительском собрание. «Кризис дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей.Задачи: 1) расширить знания родителей о кризисе семи лет; 2) обучить приемам конструктивного общения с детьми....
Кризисы дошкольного возраста
Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка? Какие кризисы дошкольного детства бывают? Как они проявляются и что могут сделать родители? Отве...