Сказкотерапия
план-конспект занятия по психологии (средняя, старшая группа)
Сказкотерапия помогает малышам 5-7 лет развить самосознание, улучшает взаимопонимание между сверстниками. Обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствует построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод сказкотерапии в работе с детьми | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие «Я волшебник»
Подготовила педагог-психолог Кобликова Н.Ю.
Сказка о солнышке - для капризных и агрессивных детей
Цель: научить дошкольников правильно действовать в сложной ситуации.
Задачи:
- Снять эмоциональное напряжение, повысить самооценку, уверенность в себе;
- Коррекция поведения;
- Развивать творческое мышление;
План занятия:
- Организационная часть. Пальчиковые игры. (3 мин).
- Практическая часть. Вхождение в сказку, выполнение упражнений различной направленности. (20 мин.)
- Заключительная часть Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин.)
Необходимые материалы:
Ноутбук, кукла-руковичка Заюшка, деревянные палочки (волшебные палочки), цветные карандаши, белая бумага формата А4.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята! Сегодня я вас приглашаю в сказку. А поможет нам Зайчик.
Зайчик:
- Привет! Привет! Ну вот, наконец-то я до вас добрался. И пришел я не просто так. В Волшебном королевстве случилось несчастье. Мне пришло сообщение «SOS». Вы знаете, что это значит? (Дети обсуждают) Правильно! Нас очень просят о помощи. И мы должны срочно отправиться в опасное приключение. Вы готовы? (дети соглашаются)
Сказка о солнышке
В далекой-далекой галактике, за много миллионов световых лет от нас живет семья Солнышек. Большое Солнышко - папа, меньшее Солнышко - мама, небольшое Солнышко - сынок и крошечное Солнышко - дочь. Все они живут дружной семьей. Вместе читают, придумывают странные истории.
Каждый из них с самого рождения имеет свою работу, которую выполняет постоянно без перерывов и отпусков - они освещают и греют планеты, которые вращаются вокруг каждого. И все бы ничего, да Солнышко-сынок славился своей капризностью: капризничает, говорит «не хочу», «не буду» ...
А у тебя такое бывает?
Мама с папой не знают, что делать, как растолковать сыну, что такое поведение не подобает Солнышку, потому что быть Солнышком - это большая честь, но в то же время и большая ответственность-ведь от тебя зависит жизнь на планетах. Там, где есть ответственность, нет места вредности.
Капризничал Солнышко-сынок и сегодня:
- Не хочу светить справа, не хочу стоять на одном месте так долго, не хочу так рано вставать ... Возьму и не буду светить на планету Кипрана, где обитают живые существа. Отвернусь!
И отвернулся Солнышко-сынок от кипрян, и стало там темно-темно. Все жители испугались. Что же с ними будет дальше? Если солнышко не светит, то не растут растения, овощи и фрукты, а когда нет урожая, то нечего и кушать. А без пищи, как известно всем, живое существо умирает. Начали плакать маленькие детки - кипряне, потому что, они очень боялись темноты-казалось, что на них нападут монстры или что-то страшное. Но они не знали, что на самом деле почти все монстры тоже боятся темноты.
Кипряне не стали ждать смерти, собрали всех на совещание и начали рассуждать о том, как им дальше жить и что делать, чтобы Солнышко-сынок снова светило на их планету. Странные существа эти кипряне. На подбородке у них были выпуклые глаза, нос дышал и нюхал на животе, а рот разговаривал и ел на спине. И решить проблему они думали так: надо снять на видеокамеру просьбу к Солнышку. Для этого взяли последние фонари, собрали детей и все вместе рассказали Солнышку-сыну, как им без него тяжело жить. Дети, плача, рассказали о своих страхах. Затем, самые смелые запустили ракету и полетели к Солнышку. Летели несколько дней, чтобы передать просьбу.
Солнышко-сынок просмотрел запись (он любил смотреть мультфильмы), но эта запись оказалась печальной. Солнышку стало стыдно за свое поведение и капризы. Он даже расплакался вместе с детьми - кипрянами, которые так боялись темноты.
С тех пор Солнышко-сынок светил на все планеты в своей системе и не капризничал, а слушался папу и маму.
Какой молодец Солнышко-сынок!
А ты тоже не капризничаешь и слушаешься родителей?
Зайчик: Молодцы, ребята! Первый шаг к освобождению сделан!
А сейчас нам предстоит поработать волшебными палочками.
Упражнение «Волшебная палочка»
Детям раздаются деревянные палочки.
- Ребята, фея вам всем дает на время волшебные палочки. Нам необходимо сделать волшебные движения и сказать заклинание. Все это для того, чтобы мы смогли быть добрее, умнее, чтобы «Злюка» и «Капризка» потеряли свою силу. (Дети в воздухе при помощи палочек «рисуют» круг, спираль, восьмерку сначала одной рукой, затем другой рукой.)
Заклинание:
Эники, беники, бум!
(заклинание повторяется несколько раз, затем доносится страшный звук в записи)
Педагог-психолог:
- Ребята, вы слышали? «Капризка» и «Злюка» начинают терять свою силу. Значит мы на правильном пути.
Зайка:
- А сейчас самое время напугать их. Давайте сами прогоним «Капризку» и «Злюку».
Упражнение «Страшный танец»
Звучит музыка, под которую дети делают резкие движения руками и ногами, сжимают кулаки, топают ногами, мимически выражают злость. После «страшного танца» - расслабление.
Зайка:
- «КаприЗлюка» очень напугана. Давайте её нарисуем в своём домике.
Арт-терапевтическое упражнение «КаприЗлюка в домике»
Детям раздают листы формата А4 и цветные карандаши. Каждый придумывает своих «Капризулю» и «Злюку». Затем каждый ребенок рассказывает, какие они теперь стали и где поселились?
Зайка:
- Какие же вы молодцы!
Упражнение «Расслабление»
- Мы сегодня очень хорошо поработали, и поэтому необходим отдых. (звучит расслабляющая музыка)
Дети медленно поднимают руки – вздох, опускают – выдох. Так несколько раз.
Рефлексия:
- Ребята, где мы сегодня были?
- Что мы делали?
- Что вам понравилось?
- Что не понравилось?
Мы отлично поработали! Я с вами прощаюсь. До свидания!
Список литературы:
- Черняева С.А. «Психологические сказки и игры». – СПб.: Речь, 2003.-168с.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки. - Изд-во: Академический проект, 2016 . – 175 с.
- Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб: Речь, 2008. – 118 с
- Кочанская И.Б. «Полезные сказки. Беседы с детьми о хороших привычках». – М.: ТЦ Сфера,2016. – 96с.
- Интернет источник https://ncuxolog.ru/hrabry-j-krabik
- Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с
- Интернет источник https://teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/lebedeva/lebedeva.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"
Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...
Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии
laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....
Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.
Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...