Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».
методическая разработка по психологии
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.
В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.
Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.
В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_prof_vyg.doc | 61.5 КБ |
prezentatsiya_na_temu_emotsionalnoe_vygoranie_pedagogov_.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов».
Цель:
- Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками .
- Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
- Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
- Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста.
- Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.
Ход тренинга
1. Ритуал приветствия: «Поменяйтесь местами те, кто…
2. Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
3. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
- похожие черты,
- противоположные черты
- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
- отсутствие общих черт
- какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
4. Мини-лекция: Три ключевых признака СЭВ.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.
СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.
В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.
Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.
В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.
Выделяются три ключевых признака СЭВ.
- Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
- Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
- Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
5. Упражнение "Список проблем".
Цель: актуализация состояния, с которым участники уходят с работы.
Ход упражнения: Делим участников на микрогруппы по четыре человека и предлагаем сформулировать за 5 минут список основных проблем (стрессогеных факторов), от которых участники испытывают стресс на работе.
Заслушиваем мнение участников. Прописываем на доске проблемы, совместно этот список анализируем и сокращаем число до 7-11 пунктов. Вопросы для обсуждения: что целесообразно сделать, чтобы эти проблемы преодолеть? Что необходимо сделать и как, чтобы они не являлись стрессогенными?
Предлагаем участникам за 5 минут обсудить вопросы в микрогруппах, заслушиваем мнения.
Выводы. Многие стрессы зависят от нашей способности к самоорганизации и саморегуляции. Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса или боятся его. Необходимо управлять стрессом, использовать его полезные функции и исключать негативные. Поэтому каждому необходимо знать свой порог чувствительности к стрессу, чтобы выработать свои индивидуальные способы защиты от его разрушающих последствий.
6. Упражнение "Ловец блага".
Цель: актуализировать представления о ресурсной деятельности, ресурсные состояния. Ход упражнения:
Психолог: Хорошо установлен факт, что со стрессом легче всего справляются те люди, которые во всем стараются видеть не только ограничения и минусы, но и плюсы – возможности… Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всем видеть возможности и ресурсы. Это поможет понять Ваши потребности и найти альтернативные способы их удовлетворения. В народе говорят: "Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше". Мы так устроены, что стараемся устраивать свою жизнь максимально комфортным для нас образом. А если мы длительное время живем в таких условиях, которые раздражают или изматывают нас, значит, нам пришлось найти для себя в этой ситуации какие-то плюсы и адаптироваться к ней… Потренируйтесь в умении находить "плюсы" в течение каждого дня. Например, какие возможности (плюсы) может подарить сильный дождь? Он прибивает пыль, воздух становится чище. Поливает все живое – и растительный мир предстает нам во всей красе. Благодаря дождю Вы можете, наконец-то, заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь хорошо читается, спится и т.д. От дождя растут грибы, лучше клюет рыба. Так во многих вещах и явлениях можно найти свои возможности.
Давайте попробуем перевести каждый из Ваших стрессовых факторов в Ваши ресурсы и "плюсы".
Далее участникам предлагается перевести в позитив стрессогенные факторы, которые были отмечены ранее в упражнении "Список проблем". Прописываем на доске решения стрессовых ситуаций.
Вывод: посмотрите еще раз на этот список, вспомните все, что предлагалось для нейтрализации этих факторов. Возможно, Вы обнаружите в этих списках то, что пригодится именно Вам…. Возможно, что-то осталось и ни одно предложение не подходит к силе Вашего стрессогена… Мы сейчас продолжим работу с отношением к тому, что создает сложности в Вашей жзни.
7. Мини-дискуссия по подгруппам «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?».
- Разделиться на подгруппы по 3-5 человек. Составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности
- Представить их для записи на доске.
- Как можно это исправить?
Притча «Что заказываешь, то и получаешь»
Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: «Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…»
За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам: «1. Пассажиры – хамы и грубияны.
2. Муж – пьяная скотина… » и так далее.
Потом перечитал и задумался:
– И зачем ей это нужно?
Но если заказывает, будем исполнять…
8. Медитация "Встреча с ребенком внутри себя"
Необходимо принять удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку:Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.
Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет.
Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?
Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: "Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив".
После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко - крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: "Я всегда с тобой. Я люблю тебя!". Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.
Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох - выдох, откройте глаза. Скажите себе: "Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью".
9. Ритуал прощания «Ларец желаний»
Цель: снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроения.
Участникам предлагается достать из ларца листы, на которых написано, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Уважаемые коллеги, наш тренинг окончен, благодарю всех за искренность и продуктивную работу! Всем желаю только позитивных мыслей и отличного настроения!
Если хочешь увидеть радугу будь готов(а) попасть под дождь.
Великим победам всегда предшествуют поражения.
Если ты делаешь что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает – не расстраивайся: восход солнца – это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время еще спит.
Освободись от груза прошлого и смело двигайся вперед.
Не сомневайся в себе.
Мало просто говорить, нужно делать.
Все в твоих руках, поэтому их нельзя опускать.
Безвыходных ситуаций не бывает.
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Все великие изобретения стали возможны благодаря пробам и ошибкам.
Ты знаешь, что одинаковых людей не существует, так же, как нет одинаковых снежинок. Ты – удивительный и очень талантливый человек. Даже если этого пока никто не замечает
Не надо стесняться выйти вперед и быть круче всех.
Сдаться может каждый. Это легче всего на свете. А вот в том, чтобы продолжать свой путь и не сдаваться – кроется настоящая сила.
Планы у тебя хорошие, пора их реализовывать.
Чтобы получить от жизни то, чего хочешь, нужно определиться с тем, чего именно ты хочешь.
Включай голову и вперѐд бороться.
Если хорошо постараться, то возможно всѐ.
Правильно распределяй время и тогда всѐ успеешь.
Когда закрывается одна дверь в счастье, открывается другая. Главное – замечать эти новые двери.
А ты загадай и поверь, что сбудется.
Первое правило успеха – не сомневайся в себе.
Тот, кто не сталкивался с трудностями, не познает силу. Тому, кто не знавал бедствий, не нужна смелость.
Не стесняйся своих чувств и желаний.
Когда не знаешь, что делать – делай шаг вперед!
Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса: Почему? А почему бы и нет? Почему бы и не я? Почему бы и не прямо сейчас?
Вера в свои силы – это уже половина успеха!
Если не можешь на что-то повлиять – извлеки из этого урок.
Рано или поздно обязательно все получится.
Все победы начинаются с победы над самим собой. С победы над своей ленью, своими страхами и отчаянием.
Поставь цель и иди к ней!
Не бойтесь жизни. Поверьте, она достойна того, чтобы ее прожить.
Искусство быть счастливым заключается в способности находить счастье в простых вещах.
Мечты сбываются, стоит только поверить.
Если ты можешь что-то представить — ты можешь этого достичь!
Если ты не веришь в себя, Окружи себя только теми людьми, кто будет тянуть тебя выше.
Найди то, что будет тебя вдохновлять и радовать и устремляйся в этом направлении.
Неудача – это просто возможность начать снова, но уже более мудро.
Каждая мечта дается нам вместе с силами для ее осуществления.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема эмоционального выгорания педагогов Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты . Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога , его роли в образовательном процессе.
Приветствуется творческий подход к работе , новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как « синдром эмоционального выгорания ».
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия . Педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания , пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Причины напряженности педагога Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций. Загруженность рабочего дня. Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. Чувствительность к имеющимся трудностям. Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе. Требование творческого отношения к профессиональной деятельности. Нестабильность заработной платы.
Стадии эмоционального выгорания: Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Исчезают положительные эмоции . Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности .
На второй стадии возникают недоразумения с воспитанниками. Постепенно неприязнь может проявляться в присутствии воспитанников. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. . Педагог начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них.
На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни . Эмоциональное отношение к миру «уплощается », человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни . По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность , но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было .
Качества , помогающие специалисту избежать профессионального выгорания В первую очередь: -сознательная , целенаправленная забота о своем физическом и психическом здоровье; -высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и в озможностях; - чувство юмора;
Во-вторых , выгорания избегают люди: имеющие , опыт успешного преодоления профессионального стресса ; способные конструктивно меняться в напряженных условиях, отличающиеся высокой подвижностью; открытостью; общительностью; самостоятельностью; стремлением опираться на собственные силы .
В-третьих , важной отличительной чертой этих людей является : способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще .
П рофилактики эмоционального выгорания
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно . Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на Здоровье педагога. - Снижайте значимость с обытий - следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди , не разочарования, не ошибки , а то, как вы к этому относитесь.
- Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для себя и окружающих. Умение рассказать о своих проблемах может помочь наладить контакты с окружающими, понять самого себя. Общайтесь с людьми , с которыми чувствуете себя комфортно . Обозначьте круг людей , общение с которыми вам приносит радость и позволяет получать эмоциональную поддержку в трудных ситуациях.
- Учитывайте баланс «работа-досуг », « выгорание » усиливается всякий раз, когда г раницы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни . Не забывайте о регулярных физических упражнениях. Практикуйте занятия с целью восстановления и укрепления своего здоровья – овладение дыхательной гимнастикой, йогой, бегом, занятия плаванием, теннисом, волейболом и др.
- Так же важен и полноценный сон - о братите внимание, сколько вы обычно спите и сколько вам нужно спать, чтобы просыпаться отдохнувшими. Позволяйте себе погрузиться в любимое , увлекательное занятие - у ход за комнатными растениями, домашними животными и т.д. Приобщение к новым формам п роведение досуга , хобби: рыбалка , охота, бильярд , танцы, туристические походы и др .
- Активная профессиональная позиция обеспечит здоровый эмоциональный фон . Принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. - В трудовом коллективе необходимо создание и поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др.
- Используйте возможность найти положительные моменты в людях и событиях, вызывающих негативные эмоции - это позволит вам иначе посмотреть на ситуацию. Постарайтесь найти как минимум три позитивных последствия или выигрыша , которые можно извлечь из возникшей неприятности .
- Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. - В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ !», « Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ !», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!». - Дарите себе подарочки и милые безделушки . - Чаще балуйте себя любимую (ого)!
Медитация «Встреча с ребенком внутри себя»
ВЫВОДЫ: ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ МИРЕ, БЕРЕГИТЕ ЕГО ! НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО
Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"
Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренинга...
Тренинг: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».
Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики....
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели обр...
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности...
Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Увеличивается не только уче...
Семинар-тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагоговчерез профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его про...