Рекомендации педагога-психолога родителям «Развиваем слуховую память у детей 6-7 лет»
консультация по психологии (старшая, подготовительная группа)

Валентина Пожидаева

Слуховая память – один из видов памяти,  благодаря  которому  мы запоминаем звуковые образы, храним их и воспроизводим.  Слуховая память имеет большое значение в развитии детей. В школьном возрасте детям приходится постоянно сталкиваться со слуховой информацией. Хорошая слуховая память необходима для овладения навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.

В данной публикации я предлагаю родителям старших дошкольников рекомендации по развитию слуховой памяти, а также интересные и увлекательные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога-психолога родителям

«Развиваем слуховую память у детей 6-7 лет»

Слуховая память – один из видов памяти,  благодаря  которому  мы запоминаем звуковые образы, храним их и воспроизводим.  Слуховая память имеет большое значение в развитии детей. В школьном возрасте детям приходится постоянно сталкиваться со слуховой информацией. Хорошая слуховая память необходима для овладения навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.

Как же развить слуховую память ребенка?

  • Учите с ребенком стихи.
  • Читайте вслух интересные сказки и просите ребенка пересказать, что он запомнил.
  • Слушайте детские песенки и пойте их вместе с ребенком или всей семьей.
  • А так же играйте в интересные и увлекательные игры, развивающие слуховую память.

Некоторые из них я хочу предложить вашему вниманию.

  1. «Запомни - повтори»

Назовите 10 произвольных слов. Произносите их четко,  делая между ними небольшие паузы. Попросите ребенка повторить все, что он запомнил в произвольном порядке.

Повторите эти слова еще раз, а ребенок пусть так же в произвольном порядке повторит все, что запомнил.

Через 15 минут попросите ребенка  вспомнить все, что удалось удержать в памяти за этот период.

Примеры набора слов:

Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом

Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лед, ночь, пень

Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

Можно усложнить задачу.  Вы так же называете 10 слов,  и ребенок повторяет те, что запомнил. Затем вы снова зачитываете весь список слов, в который входят слова, уже названные ранее и новые (теперь 15 слов).

Через 15 минут так же можно проверить, какие слова ребенок запомнил.

  1. «Цифровая цепочка»

Назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если дошкольник отлично справляется с заданием, повышайте уровень сложности:

- Называйте двузначные  числа

- Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.

- Пусть ребенок слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение.

  1. «Повтори цепочку слов»

Данное упражнение поможет расширить объем кратковременной слуховой памяти.

Предложите ребенку повторять слова.  Начинать нужно с одного слова, постепенно увеличивая цепочку.  Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.

Например:

огонь;

дом, молоко;

конь, гриб, игла;

петух, солнце, асфальт, тетрадь;

крыша, пень, вода, свеча, школа;

гора, ворона, часы, стол, снег, картина;

мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, цыпленок  и т. д.

Такую же игру можно проводить с числами.

  1. «Снежный ком»

Взрослый говорит: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

Ребенок должен повторить фразу за взрослым и добавить свое животное: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона». Далее взрослый должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.  Интереснее будет играть, если в игре будут принимать участие все члены семьи.

Для игры можно использовать любые темы. Например, возьмем тему «Фрукты».  Вы говорите: «Я пошел в магазин и купил яблоки». Ребенок продолжает: «Я пошел в магазин и купил яблоки и груши» и т. д.

  1. «Повтори вторую пару»

Подберите пары слов, которые связаны между собой по смыслу.  Например: глаза – лицо,  праздник –подарок, дом – окно, будка – собака, печь – дрова, блины – сковорода, ваза – цветок, лягушка – болото, заяц – морковь. Взрослый зачитывает все слова ребенку 3 раза.  Каждую пару слов подчеркивает интонациями. Через несколько минут повторяет ребенку только первые слова из пар, а он должен вспомнить и произнести недостающие.

  1. «Разноцветные бусы»

Нарисуйте на листе бумаги бусы. Начинайте с малого количества, например с трех бусинок. Положите перед ребенком цветные карандаши. Ребенок должен выслушать инструкцию до конца и только потом приступать к работе.  Пример инструкции: «Левую  бусину раскрась красным цветом,  правую зеленым,  а среднюю желтым.»

Если ребенок справился с заданием, следующий раз можно увеличить количество бусин.

  1. «Цветные истории»

Приготовьте  цветные карандаши и раскраску.  Предложите ребенку внимательно прослушать историю  и запомнить, какой цвет должны иметь предметы, изображенные на картинке.

  1. «Нарисуй по описанию»

Можно немного усложнить предыдущий вид упражнения. Следует заранее подготовить чистые листы белой бумаги и простые карандаши. Ребенок  должен внимательно послушать описание какого-то предмета или героя,  а затем попробовать его изобразить, нарисовав все озвученные детали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации педагога-психолога для родителей и педагогов

Рекомендации для педагогов и родителей   педагога – психолога МДОУ ДС ОВ «Берёзка» п. РудногорскА. В. Брылёвой РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.Рекомендации для развития внима...

Рекомендации педагога – психолога для родителей на тему: «Как поступить, если ребенок не желает возвращаться домой с прогулки»

Как правило, разыгравшегося на прогулке ребенка, очень тяжело уговорить пойти домой.Порадуйтесь этому вместо того, чтобы сердиться на взбунтовавшегося  малыша. Сначала - порадуйтесь тому, какой в...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПЕРИОД КАРАНТИНА

тема "Маленькие исследователи (старший дошкольный возраст) "https://docs.google.com/document/d/1_IdB_falBaBM7H_1U9eyEKS4cSLy7gnpKolc_7JnQuc/edithttps://docs.google.com/document/d...

Рекомендации педагога - психолога для родителей по подготовке детей к школе

Данная памятка содержит информацию для родителей о том, что они могут сделать дома для того, чтобы подготовить детей к школе....

Консультация для родителей «Развиваем внимание, память, мышление детей 6–7 лет с задержкой психического развития»

Предлагаемые в данном материале игры помогут детям научиться рассуждать, обобщать, сравнивать, выносить самостоятельные умозаключения по некоторым вопросам, а, научившись этому, дети научатся самостоя...

Рекомендации педагога - психолога для родителей на тему: Как научить ребёнка делиться (для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Общие рекомендации для родителей детей- дошкольников, как правильно вести себя в ситуациях социального взаимодействия ребенка в детском коллективе, в условиях ограниченой предметной среды....