Леготерапия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
статья по психологии
ЛЕГО – терапия одна из новых направлений в обучении и развитии дошкольников. В основе которой лежит созидательная конструктивно – игровая деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
С. А. Видякина.
МБДОУ «ДСОВ № 101», г. Братск
Леготерапия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья - формируются в дошкольном возрасте. Детство, ключевой период жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека.
Полноценное физическое здоровье дошкольника и его развитие, неразрывно связано с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей была и остаётся приоритетной задачей в дошкольном образовании. [1]
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, и сохранение и укрепление его здоровья.
ФГОС ДО ставит перед дошкольным образованием ряд задач, и на первом месте стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования установки на безопасный и здоровый образ жизни. [3]
В ФГОС, огромное внимание уделяется вопросам сбережения и сохранения здоровья детей, поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании. Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, получили название здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития и обучения. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здоровья воспитанников и здорового образа жизни. [1]
За последнее время, появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. Меня заинтересовало одно, из новых направлений в обучении и развитии дошкольников ЛЕГО - терапия.
ЛЕГО – терапия одна из новых направлений в обучении и развитии дошкольников. В основе которой лежит созидательная конструктивно – игровая деятельность. Выполнение дидактических заданий с использованием деталей ЛЕГО в игровой форме, развивает у детей познавательный интерес, избавляет их от излишнего переутомления.
Каждый конструктор состоит из разной по форме, величине и цвету элементов. Они приятны на ощупь, изготовлены из экологически чистой пластмассы из яркой цветовой гаммы. Конструктор ЛЕГО удобен тем, что в него можно играть не только на столе, но и на полу. Наборы ЛЕГО многофункциональны и предполагают большой диапазон использования построек. [2]
Я ознакомилась с отзывами зарубежных и отечественных педагогов. Все они однозначно говорят о том, что терапевтическое воздействие конструктора ЛЕГО проявляется в следующем:
- быстро устанавливается контакт между ребёнком и воспитателем;
- у ребёнка формируется чувство уверенности в своих возможностях, так как он видит наглядный результат своего труда;
- улучшается физическое состояние ребёнка (развивается мелкая моторика рук, координация движений, рук, пальцев);
- формируются и корригируются психические процессы (мышление, память, восприятие, внимание, воображение, развивается эмоционально – волевая сфера ребёнка);
- у ребёнка заметно повышается концентрация внимания, появляется целеустремлённость в доведении задуманного до конца, умение работать в коллективе;
- улучшается восприятие цвета, формы, пропорций, развиваются творческие способности, ассоциативное и абстрактное мышление.
Овладев навыками сборки ЛЕГО:
- дети начинают проявлять инициативу и самостоятельность в игре, в общении;
- у них формируются навыки пространственного, абстрактного и логического мышления, развивается умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций;
- развиваются математические способности, формируются сенсорные представления;
- развиваются творческие и креативные способности;
- дети становятся более усидчивыми и самостоятельными, настойчивыми и целеустремлёнными, умеют подчиняться правилам поведения и социальным нормам;
- у детей обогащается и активизируется достаточный словарный запас, формируется слоговая структура слова, грамматически правильная связная речь;
- развивается мелкая моторика пальцев рук, координация движений.
Собирая и разбирая конструктор ЛЕГО, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга и на развитие речи. Помимо этого, ЛЕГО способствует формированию основополагающих качеств личности, как умение концентрироваться, сотрудничать с партнёром, и самое главное – это чувство уверенности в себе.
ЛЕГО - терапия относится к «игровым» методам. Разница между обычной игрой и терапией заключается в том, что Лего - терапия направляется в сторону усовершенствования именно тех качеств ребенка, с которыми есть трудности. Преимущество терапевтической игры в том, что она как обычная игра, но через нее дети узнают о себе и своих отношениях к окружающему миру. Посредством игровой терапии дети учатся общаться с другими детьми, выражать свои чувства, изучать различные способы общения с окружающими, изменять свое поведение и развивать свои навыки решения проблем.
Разной формы разноцветные пластмассовые кирпичики ЛЕГО с маленькими фигурками, очень мотивируют детей к игре, которые позволяют создавать, как простую игрушку, так и целые вселенные. Игры с ЛЕГО могут увлечь детей на целый день. Так устраняются в группе непредсказуемые и постоянно меняющиеся концепции поведения детей, которые возникают во время свободной игры. Игра с ЛЕГО позволяет детям чувствовать себя спокойными, отрегулированными и занятыми во время свободной деятельности. Например, подвижный и неусидчивый ребенок должен попробовать себя в качестве спокойного руководителя, а необщительные дети могут попробовать себя инженером, где нужно много общения. Игра предоставляет безопасную дистанцию между проблемой и ее решением. Ребенок косвенно решает свои проблемы сам, не в упор, не насильственно, а естественно и мягко.
Применяя ЛЕГО – терапию в образовательной деятельности и в режимных моментах, заметила, что дети стали больше играть с ЛЕГО. Играя с конструктором более целеустремлены, усидчивы, и настойчивы, доводят задуманное дело до конца. ЛЕГО используют для сюжетных игр, а также изготавливают из него недостающие предметы для сюжетно-ролевых игр (например, для игры «Дом» конструируют предметы быта). Наблюдается сплочение детского коллектива. Дошкольники стали более спокойными и уверенными в себе. У них сформировались навыки сотрудничества. Сами проявляют инициативу в оказании помощи сверстнику или взрослому. Подчиняются правилам поведения и социальным нормам. Пластины ЛЕГО применяем для массажа тела и стопы ног против плоскостопия.
На занятиях воспитанники стали более внимательны. Лучше запоминают и активно отвечают. Стала более правильная связная речь. Хорошо решаю и считают. Прекрасно ориентируются в пространстве.
Педагогическая практика показала, что современное конструктивно – игровое средство ЛЕГО, позволяет построить образовательный процесс на новом уровне, при котором трудные задачи решаются с помощью весёлой игры, что устраняет негативизм ребёнка к трудности обучения и способствует развитию познавательного интереса.
Лего - терапия является прекрасным средством укрепления психического и физического здоровья в воспитании и обучении детей.
Литература
- Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века: пособие для исследователей и практ. работников / авт. сост.: Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. - 3. изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2018. – С. 75.
- Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2019. – С.78.
- ФГОС ДО // Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 10.01.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»...
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.
Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием) ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «ПОИСКИ ФИКСИКА
Использование современных образовательных технологий...
МЫ ЖИВЕМ НА УРАЛЕ Образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста
Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с де...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста второй младшей группы на тему «Мебель». Образовательная область : «Развитие речи».
Образовательная область : «Развитие речи». Цель: закреплять представления о мебели, её назначении, видах и частях. Коррекционно-образовательные задачи: 1.Закрепление представлений о мебели и её ...
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...