Консультация для педагогов. «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»
консультация по психологии (старшая группа)
Консультация
для педагогов.
«Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx | 514.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов.
«Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»
Цель: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по формированию умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста. Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе. Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Дети учатся чувствовать, объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре! Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес.
Палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера представляют собой дидактический набор, состоящий из брусочков, окрашенных в 10 различных цветов и имеющих размер от 1 см до 10 см. Общее количество брусочков, входящий в набор, может быть различным.
-помогает развивать мелкую моторику.
-способствует формированию мышления и интеллекта
-стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
- учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя
Блоки Дьенеша.
Данный набор содержит в себе 48 (объемных, неповторяющихся, распространенных) геометрических форм, которые демонстрируют основные характеристики окружающих предметов. Работа с этими понятиями (размер, цвет, толщина, форма) учит ребенка анализировать информацию. Постепенно он узнает, что можно сравнивать, обобщать, классифицировать. Помимо сорока восьми распространенных геометрических форм, в набор входят карточки, наглядно показывающие характеристики предметов и их отрицание.
Главной целью этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников и учеников начальных классов.
Задачи же довольно разнообразны:
- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;
- научить сравнению предметов по признакам;
- развить воображение и творческие задатки;
- сформировать настойчивость и упорство в желании решить задачу;
- развить умение мыслить, строить догадки и предположения;
- научить самостоятельно принимать решения.
Кубики Никитина.
Деревянные или пластиковые кубики по 16 штук в наборе. Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб». Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления.
Квадрат Воскобовича.
Она сделана в форме квадрата, который состоит из 16 равнобедренных треугольников. Между треугольниками, составляющими квадрат, есть пространство шириной 0,5 – 1 см. Стандартные размеры треугольников 4,5*4,5*6 см. В качестве основы игрушки выбирают хорошо гнущийся материал, чаще всего это ткань. Стандартный размер основы квадрата от 14 до 15 см.
Плоскости каждого треугольника окрашены в контрастные цвета. К примеру, с одной стороны все треугольники, составляющие квадрат, красного цвета, а если мы развернем квадрат, то увидим, что они зеленые.
Играя с ним, ребенок будет:
- учиться называть и отличать разные формы геометрических фигур;
- ориентироваться в размерах – большой, средний, маленький;
- формировать первые представления о пространственных отношениях и пространственном моделировании;
- уметь пользоваться предложенными схемами или придумывать свои для конструирования плоскостных и объемных фигур;
- запоминать цвета;
- развивать внимательность, мыслительные процессы, логику, память;
- развивать фантазию, творческие данные, креативность;
- мелкую моторику.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
В. А. Сухомлинский
ВИКТОРИНА «КВАДРАТ ИЛИ КРУГ»
Отвечая на предложенные вопросы, вам нужно сделать выбор между квадратом и кругом (или производными от них).
◘ Назовите самую известную картину Казимира Малевича
(«Чёрный квадрат».)
◘ Что появляется под глазами усталого человека?
(Круги)
◘ Одна из форм публичного обсуждения - это
(Круглый стол.)
◘ Как называют беспрерывное движение чего-либо?
(Круговорот)
◘ Как называют ответственность всех за каждого и каждого за всех?
(Круговая порука)
◘ Как иначе называют секцию в школе?
(Кружок)
◘ Завершать, заканчивать
(Закругляться)
◘ Щипцы с круглыми в сечении концами
(круглогубцы)
◘ В каких метрах измеряется площадь помещения
(В квадратных метрах)
◘ Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки?
(Квадрата)
◘ Какую форму имеют запрещающие дорожные знаки?
(Круга)
◘ Каким бывает и полный дурак, и отличник, и сирота?
(Круглый дурак, круглый отличник, круглый сирота.)
◘ Назовите синоним фразе «Весь год».
(Круглый год.)
◘ Каре - это боевой порядок пехоты в виде ... Чего?
(Квадрата, одного или нескольких.)
◘ Как называют вторую степень числа?
(Квадрат)
◘ Как называется участок для взлёта вертолёта?
(Взлётный квадрат.)
◘ Назовите один из популярных видов уравнений.
(Квадратное уравнение.)
◘ Назовите предмет, который бросают человеку, оказавшемуся за бортом
(Спасательный круг)
◘ Чёрно-белый участок шахматной доски - это ...
(Квадрат)
◘ Как иначе называют юбилейную дату?
(Круглая дата.)
◘ Как ласково называют значительную сумму денег
(Кругленькая сумма.)
◘ Как называется геометрическая фигура, которую представляет собой семья?
(Круг - семейный круг.)
◘ Какая геометрическая фигура дала название некогда популярному танцу кадриль?
(Квадрат. Танец с чётным количеством танцующих пар, располагающихся одна против другой.)
◘ Как движутся танцующие люди в хороводе?
(По кругу.)
◘ Как называют вид математической головоломки в виде таблицы с числами?
(Магический квадрат.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
В консультации предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями)....
Консультация для воспитателей "Использование логических болков Дьенеша для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Актиуальность,значение,описание игр с блоками Дьенеша...
Консультация для родителей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Половина успеха в развитии личности ребенка, его интеллекта, творческих способностей, умения общаться, развития эмоциональной сферы зависит от нас, - взрослых. В первую очередь – от его родителей. Как...
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе. Использование дидактических и математических игр в работе педагога.
Мышление — основной познавательный процесс. Несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал в школе. Поэтому особенно важно в старшем дошкольном...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...