Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста направленная на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Данная программа наиболее оптимальна и рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям детских садов, а также для родителей. Программа учитывает всестороннее развитие ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном. Важным моментом в реализации данной программы является плавный переход игровой мотивации старшего дошкольника на учебную мотивацию, что является предпосылкой для нового социального статуса - школьника. Программа психологического сопровождения старших дошкольников основана на игровом методе обучения. Игровые ситуации, создаваемые в процессе совместной деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в роли школьника и у них формируются предпосылки к учебной деятельности. Это является новизной программы. В процессе взаимодействия с детьми педагог стимулирует коммуникативную активность дошкольника посредством поощрения и инициирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2.docx | 52.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста направленная на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей
Составила: воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №36
Козлова Татьяна Сергеевна
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка3………………………………………………….3
1.2. Цели и задачи программы3…………………………………………...…..5
1.3. Методологические основания и механизмы воздействия……….……6
1.4. Принципы и подходы к формированию программы4………..……7
1.5. Целевая аудитория ………….………………………………………..……8
1.6. Описание сфер ответственности, основных прав участников
программы (специалистов, педагогов)………………………………………8
1.7. Требования к подготовке ведущего…………………………………….8
1.8. Условия работы по программе, количество часов …………………....9
1.9. Перечень оборудования, необходимого для реализации программы……………………………………………………………………...10
2.1. Перспективный план взаимодействия работы педагога – психолога с родителями и воспитателями в рамках реализации программы»……………………………………………………………………..11
2.2. Тематическое планирование программы……………………………..12
2.3. Содержание развивающей деятельности и технология реализации программы……………………………………………………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………22
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Наша страна начала жить в условиях нового закона «Об образовании». Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – первый уровень общего образования. Решение такого вопроса проходит в тесной взаимосвязи со школой, что создает условия для непрерывного образования с целью успешного освоения детьми образовательной программы начальной школы. Такие изменения в системе образования превращает педагогический процесс в целостный и последовательный.
Именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно - потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Тем не менее, на практике мы видим, как родители стараются максимально загружать детей в различных кружках, факультативах, подготовительных к школе курсах и т.п. Они убеждены, что на момент поступления ребенка в школу, автоматически сформируется учебная мотивация, произвольность поведения, внимание, словесно-логического мышление параллельно с интеллектуальными навыками. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой, как для воспитателей, так и учителей. Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.
Развитие и обучение ребенка необходимо осуществлять, учитывая возрастные и психологические новообразования, опираясь на ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте образовательный процесс строится в игровой форме, что соответствует федеральным государственным требованиям. Основные направления развития детей в данной программе являются социально-личностное и познавательно – речевое. Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации, предоставляющие возможность ребенку проверить свои способности. Вследствие чего, у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества. Дошкольник осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социальных отношений. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования великих ученых: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, И.В.Дубровина.
Согласно новым образовательным стандартам дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтоб к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане. Сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформированы способность и желание учиться.
Данная программа наиболее оптимальна и рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям детских садов, а также для родителей. Программа учитывает всестороннее развитие ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном. Важным моментом в реализации данной программы является плавный переход игровой мотивации старшего дошкольника на учебную мотивацию, что является предпосылкой для нового социального статуса - школьника. Программа психологического сопровождения старших дошкольников основана на игровом методе обучения. Игровые ситуации, создаваемые в процессе совместной деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в роли школьника и у них формируются предпосылки к учебной деятельности. Это является новизной программы. В процессе взаимодействия с детьми педагог стимулирует коммуникативную активность дошкольника посредством поощрения и инициирования.
- Цели и задачи программы:
Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.
Задачи программы:
- развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой и личностной сфер;
- развитие произвольности поведения;
- снижение уровня тревожных переживаний;
- развитие навыков общения в коллективе;
- развитие самоконтроля;
- развитие творческого воображения;
- поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
Тип программы: развивающий.
1.3. Методологические основания и механизмы воздействия
Психолого-педагогическое обследование развития личностной и интеллектуальной сфер дошкольника 6-7 лет по формированию предпосылок к учебной деятельности, проводится в октябре и в апреле. В качестве основных методик, позволяющих определить уровень развития детей используются :
- Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Н.Савельева, Р.С. Немов – стартовая; Б.С.Волков, Н.В. Волкова - итоговая)
- Тест «Последовательные картинки» (А.Д.Виноградова)
- Тест «4–й лишний» (А.Д. Виноградова, Л.А.Ясюкова)
- Тест «10 картинок» (А.Д.Виноградова)
- Тест «10 слов» (Л.А.Ясюкова)
- Тест «Найди отличия» (Л.В.Черемошкина)
- Тест Керна – Йерасика (А.Д.Виноградова)
- Рисование мужской фигуры
- Срисовывание прописных букв
- Срисовывание группы точек
- Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
- Методика «Исследование мотивационной готовности ребенка к обучению в школе» (А.Д.Виноградова)
- Методика «Социометрические показатели личностных отношений в дошкольной группе. (Я.Л. Коломинский).
Применение таких методик позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования. Данное обследование учитывает такие компоненты развития дошкольника 6-7 лет как личностная готовность (запас знаний об окружающем мире, мотивация, социальный статус ребенка в группе детского сада); интеллектуальная готовность (мышление, речь, внимание, зрительная и слуховая память); уровень произвольности поведения ребенка, тонкой моторики рук. Каждый компонент оценивается следующим образом: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.
1.4. Методологические основания и механизмы воздействия.
Методы реализации программы:
- сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические, имитационные игры;
- беседа;
- сказкотерапия;
- изотерапия;
- элементы телесно ориентированной терапии;
- психологические этюды;
- релаксационные упражнения;
- психогимнастика;
- проблемные ситуации.
1.5. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы работы с детьми:
- Принцип научности;
- Принцип развивающего обучения;
- Принцип воспитывающего обучения;
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип доступности;
- Принцип осознания процесса обучения.
- Целевая аудитория
Программа рассчитана на детей подготовительной группы, имеющих низкие показатели по результатам первичной психологической диагностики «Психологического обследования уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению».
1.7. Описание сфер ответственности, основных прав участников
программы (специалистов, педагогов)
Педагог-психолог обязан:
- обеспечивать психологическую и физическую безопасность участников
программы адаптационных мероприятий;
- осуществлять методическую и организационную подготовку к
проводимым занятиям;
- проводить занятия на высоком уровне профессиональной компетентности;
- доводить до сведения участников процесса рекомендации по результатам
работы.
Педагог-психолог является ответственным за детей в период
проведения занятий, а также должен отслеживать психоэмоциональное
состояние участников программы и обеспечить психологическую поддержку
в случае необходимости.
Участники программы имеют право:
- отказаться от участия в программе;
- быть информированными о результатах диагностики, проведенной в
рамках реализации программы.
1.8. Требования к подготовке ведущего
Специалисты, реализующие программу, должны иметь опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями, учитывать возрастные особенности детей младшего возраста, владеть игровыми, коррекционными технологиями;
- профессиональная готовность к реализации мероприятий, включенных в
программу.
- Условия работы по программе, количество часов
Вариативность программы. Возможно изменение содержания занятий программы с учетом индивидуального развития и потребностей дошкольников.
Организация программы:
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.
Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25-30 минут.
Общее количество часов реализации программы - 22 часа.
Рекомендуемое количество членов группы – 8 -10 человек.
Вся деятельность имеет единую структуру.
Структура развивающей деятельности с детьми.
- Ритуал приветствия.
- Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
- Основное содержание развивающей деятельности – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение данной деятельности.
- Рефлексия – оценка совместной развивающей деятельности с детьми (беседы).
- Ритуал прощания.
1.10. Перечень оборудования, необходимого для реализации программы
Материальное обеспечение. Кабинет, наглядный материал (картинки, карточки и бланки с заданиями), цветные карандаши или фломастеры, пластилин, набор предметных картинок из разных понятийных групп, наборы счетных палочек (по количеству детей). Компьютер, проектор, музыкальный центр, электронные пособия.
Результативность: программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста по формированию предпосылок учебной деятельности реализуется на протяжении трех лет и подтвердила свою эффективность. Это наблюдается в позитивном отношении детей к познавательной деятельности, отсутствии эмоциональных проблем и выстроенной системы при взаимоотношении с взрослыми и детьми. Эти компоненты психологической зрелости позволяют успешно адаптироваться в новых социальных условиях и успешно осваивать программу школьного обучения.
Для формирования предпосылок учебной деятельности у детей необходимы рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.
2.1. Перспективный план взаимодействия работы педагога – психолога с родителями и воспитателями в рамках реализации программы «Скоро в школу!»
Сроки проведения | Родители | Воспитатели |
октябрь | Индивидуальные и групповые консультации по результатам обследования детей на начало учебного года. | |
ноябрь | Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 1. «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе» | Ознакомительная экскурсия в школу. |
декабрь | Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 2. «Профилактика школьных страхов» | Памятка «Школьные страхи: почему они появляются и как с ними бороться» |
январь | Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 3. «Роль родителей в пред школьной и школьной жизни» | Групповая консультация: «Роль семьи в подготовке детей к школе» |
февраль | Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 4. «Учимся играя» | Консультация: «Как хорошо уметь читать (Игры по обучению грамоте)» |
март | Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 5. «Будущий первоклассник» | Семинар – практикум: «Влияние сверстников на произвольное поведение детей на разных этапах дошкольного возраста» |
апрель | Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 6. «Занимательные игры» | Буклет «Почему ребёнку важно ошибаться» |
май | Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 7 . «Познавательная викторина» | Индивидуальные и групповые консультации по результатам обследования детей на конец учебного года. |
- Тематическое планирование программы
Тематическое планирование разработано с учетом новых федеральных государственных требований и включает в себя региональный компонент на основе интеграции.
№ п/п | Тема НОД | Количество НОД | Продолжительность |
1 | «Здравствуй – это Я » | 1 | 25-30 минут |
2 | «Школа» | 2 | 50-60 минут |
3 | «Поиграй-ка!» | 3 | 80-90 минут |
4 | «Поразмышляй-ка!» | 3 | 80-90 минут |
5 | «Мой дом, мой город». | 2 | 50-60 минут |
6 | «Весна-красна, с чем ты пришла». | 1 | 25-30 минут |
7 | «Уроки вежливости» | 1 | 25-30 минут |
8 | «Мои друзья» | 2 | 50-60 минут |
9 | «Путешествие по Байкалу» | 2 | 50-60 минут |
10 | «Тренируем внимание, память, воображение» | 2 | 50-60 минут |
11 | «Моя семья» | 2 | 50-60 минут |
12 | «Путешествие в Страну знаний» | 1 | 25-30минут |
Итого | 22 |
|
- Содержание развивающей деятельности и технология реализации программы
№ п/п | Тема и цель совместной развивающей деятельности | Программное содержание | Интеграция образовательных |
областей | |||
1 | «Здравствуй – это Я». Сплочение детского коллектива, развитие произвольного поведения, эмпатии, воображения, внимания, мелкой моторики. | Социализация Познание Коммуникация Физическая культура | «Давайте познакомимся» «Снежный ком». «Люблю, не люблю». Беседа о школе (с использованием загадок, ребусов). Рисунок «Моя будущая учительница». Игра на развитие внимания «Локти, плечи, нос, коленки». Упражнение «Слоненок» на пространственное ориентирование. Рефлексия. Прощание |
2 | «Школа». Становление внутригрупповых контактов, создание доброжелательно-спокойной обстановки в группе; ознакомление детей с правилами поведения на уроке и во время перемены, упражнение в их применении; продолжение развития творческого воображения, тренировка внимания. | Коммуникация Здоровье Социализация Познание Безопасность | Приветствие. Беседа «Что такое урок?». Проигрывание ситуаций. Упражнение «Цветная сказка». Беседа «Что можно сделать за перемену». Пальчиковая гимнастика. Выработка правил поведения на уроке и перемене. Рефлексия. Прощание. |
3 | Коммуникация Здоровье Социализация Познание | Приветствие. Беседа «Какие уроки бывают в школе» Игра «4-й лишний» Упражнение «Собери портфель» Загадки про школьные принадлежности Упражнение «Графический диктант» Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Прощание | |
4 | «Поиграй-ка!» Становление внутригрупповых контактов, создание дружеской обстановки в группе; развитие речи, внимания, памяти, мышления | Коммуникация Здоровье Социализация Познание Музыка | Приветствие. Игра «Вордбол». Игра «Веселое троеборье». Игра «Мигалки». Упражнение «Бусинки». Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Прощание. |
5 | Коммуникация Здоровье Социализация Познание | Приветствие. Игра «Вордбол». Игра «Веретено» Упражнение «Где лежит карандаш?». Упражнение «Да и нет» Пальчиковая гимнастика Рефлексия. Прощание. | |
6. | Коммуникация Здоровье Социализация Познание | Приветствие. Игра «Меняйся местами». Игра «Сверни ленту». Упражнение «Продолжи предложение» Упражнение «Графический диктант» Гимнастика для глаз Рефлексия. Прощание. | |
7. | Познание Коммуникация Здоровье Социализация Музыка | Приветствие. Игра «Снежный ком». Игра «Говори наоборот». Игра: «Нарисуй по образцу»; Упражнение: «Найди отличие» Релаксационное упражнение «Волшебный сон». Рефлексия. Прощание. | |
8. | «Поразмышляй-ка!» Сплочение детского коллектива, развитие произвольного внимания, быстроты реакции; обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции; обучение приемам расслабления | Познание Коммуникация Здоровье Социализация Музыка Физическое развитие | Приветствие. Упражнение «Штриховка». Игра «Плечи, локти, нос, коленки». Игра «Будьте внимательны». Упражнение «Кто больше увидит и запомнит». «Графический диктант». Релаксационное упражнение «Волшебный сон». Рефлексия. Прощание. |
9. | Познание Коммуникация Здоровье Социализация Музыка | Приветствие. Упражнение «Собери узор» Игра «Будьте внимательны». Упражнение «Что увидел не скажу…». Графический диктант». Релаксационное упражнение «Волшебный сон». Рефлексия. Прощание. | |
10. | «Мой дом, мой город». Углубление знаний детей о родном крае, городе, в котором живем; развитие внимания, памяти, мелкой моторики. | Познание Коммуникация Здоровье Социализация Чтение художественной литературы | Приветствие. Беседа «Родина моя, иркутская область». Упражнение «Муха» на развитие пространственного воображения, ориентирование на плоскости. Игра «Хвост котенка». Игра «Строим дом из палочек. Пальчиковая гимнастика «Дом» Упражнение «Лишний предмет». Рефлексия. Прощание. |
11. | Познание Коммуникация Социализация Музыка | Приветствие. Беседа «Мой город». Упражнение «Муха» на развитие пространственного воображения, ориентирование на плоскости. Игра «Путаница». Упражнение «Рисуем свой дом» Пальчиковая гимнастика. «Стоим дом» Игра «Кто больше назовет достопримечательностей города». Рефлексия. Прощание. | |
12 | «Весна-красна, с чем ты пришла». Тренировка внимания, памяти, развития мелкой моторики; обучению самостоятельности. | Познание Коммуникация Здоровье Социализация Чтение художественной литературы | Приветствие. Упражнение «Карусели». Беседа (загадки, стихотворения о весне). Упражнение «Кто как ходит». Пальчиковая гимнастика «Весна» Упражнение «Запомни и нарисуй». Игра «Аплодисменты». Рефлексия. Прощание. |
13 | «Уроки вежливости» Закрепление понятия «вежливое слово», тренировка мыслительных процессов, развитие творческого воображения, памяти | Познание Коммуникация Социализация Физическое развитие | Приветствие. Игра «Хвост котенка». Упражнение «Цветные косички» Беседа по теме «Вежливые слова». Упражнение «Есть или нет». Упражнение «Что такое «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игра «Веселые вопросы». Рефлексия. Прощание. |
14. | «Мои друзья». Формирование взаимодействия между людьми; развитие произвольного внимания, эмоциональной выразительности | Познание Коммуникация Здоровье Социализация Музыка Физическое развитие | Приветствие. Релаксационное упражнение «Сова». Беседа по теме «Дружба». Упражнение «Рисуем солнышко». Упражнение «Сосчитай и нарисуй» Физкультминутка. Упражнение «Шнуровка». Упражнение «Я молодец, потому что...». Рефлексия. Прощание. |
15. | Познание Коммуникация Здоровье Социализация Музыка Физическое развитие | Приветствие. Релаксационное упражнение «Сова». Беседа по теме «Мой лучший друг». Упражнение «Люблю – не люблю» Упражнение «Графический диктант». Физкультминутка. Упражнение «Шнуровка». Упражнение «Ты молодец, потому что...». Рефлексия. Прощание. | |
16. | «Путешествие по Байкалу». Активизация познавательной деятельности, воспитание доброты, сострадания к другим людям; развитие коммуникативных способностей, умения выражать эмоциональное состояние | Познание Коммуникация Физическое развитие | Приветствие. Беседа по теме растительный мир Байкала. Пальчиковая гимнастика «Деревья» Игра «Кто кем был». Игра «Зашумленные предметы». Беседа «Что происходит с природой весной». Физкультминутка. Упражнение «Соедини по точкам и разукрась». Рефлексия. Прощание. |
17 | Познание Коммуникация Физическое развитие | Приветствие. Беседа по теме животный мир Байкала. Пальчиковая гимнастика «Животные». Игра «Кто кем был». Игра «Зашумленные предметы». Беседа «Что происходит с животными весной». Физкультминутка. Упражнение «Соедини по точкам и разукрась». Рефлексия. Прощание. | |
18 | «Тренируем внимание, память, воображение». Развитие непосредственной вербальной памяти; пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «правее», «левее»); формирование понятийного внимания | Познание Коммуникация Здоровье Социализация Физическое развитие | Приветствие. Игра «Как это можно использовать?» Игра «Сказочное превращение». «Продолжи предложение». Пальчиковая гимнастика. Игра «Составь рассказ из слов»; Рефлексия. Прощание. |
19 | Познание Коммуникация Здоровье Труд | Приветствие. Игра «Что пропало» «Корректурная проба». Упражнение «Собери треугольник». Упражнение «Найди лишнее слово». Упражнение «Нарисуй дорожку». Физкультминутка Рефлексия. Прощание. | |
20 | «Моя семья». Развитие способности к анализу; формирование пространственных представлений; воспитание позитивного отношения к окружающим | Познание Коммуникация Здоровье Социализация Физическое развитие | Приветствие. Беседа по теме. Рисунок «Моя семья». Упражнение «Найди одинаковые». Упражнение «Назови одним словом». Физкультминутка. Игра «Кто наблюдательнее». Упражнение «Автопортрет» Релаксационное упражнение «Штанга». Рефлексия. Прощание. |
21 | Познание Коммуникация Здоровье Социализация Физическое развитие | Приветствие. Беседа по теме. Рисунок «Моя семья». Упражнение «Найди одинаковые». Упражнение «Мой дядя – это..». Физкультминутка. Игра «Кто больше знает имен». Упражнение «Рисуем семью» Релаксационное упражнение «Сосулька». Рефлексия. Прощание. | |
22 | «Путешествие в Страну знаний». Расширение кругозора детей, развитие эмоционально-волевой сферы; формирование пространственных представлений; обучение детей использованию жестов для выражения своих мыслей; развитие познавательной сферы, внимания, мелкой моторики | Познание Коммуникация Здоровье Социализация Физическое развитие Музыка | Приветствие. Упражнение «Самолет» Беседа по теме: «Что такое радуга…?» Игра: «Какого цвета наш цветок?» Пальчиковая гимнастика Беседа о море Обыгрывание ситуации Упражнение «Составь рассказ» Упражнение «Самолет» Рефлексия. Прощание. |
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно - развиващую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьями воспитанников и педагогическим коллективом ДОУ. Только при условии работы в системе ребенок –педагог- взрослый, возможны положительные решения проблем у ребёнка.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в ДОО предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики;
- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
- умение замечать в поведении ребенка признаки утомления, перевозбужения, недомогания, потери интереса.
Психологическое сопровождение рассматривается как участие педагога-психолога в образовательном процессе, направленном на:
- психологическое просвещение и консультирование персонала и родителей;
- гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие , интересы воспитанников;
- адаптацию ребенка к детскому саду;
- организацию разновозрастного общения воспитанников;
- раннее выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребенком при групповой форме работы;
- организации коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
IV. CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4.
2. Ветер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
3. Забрамная Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. —М.: Просвещение, 2002.
4. Синягина Н., Чирковская Е. Школа задолго до первого сентября, или Когда интересно учиться. — Народное образование, 1996, № 4, 5.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Владос, 2001.
7. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1999.
8. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1995.
9. Ильина МЛ., Парамонова Л.А., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Изд-во «ACT», 1999.
10. Шихахмедова Ася Шихахмедовна, Электронный ресурс . http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news6024.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологической помощи ребенку старшего дошкольного возраста с навязчивыми кошмарными снами
Данный материал подойдет как для психологов ДОУ, так и воспитателей. Вторые могут использовать только некоторые компоненты (так как заниматься коррекцией может только человек с профессиональным образо...
Развитие критического мышления как составляющей психологической безопасности ребенка старшего дошкольного возраста
В концепции модернизации российского образования одной из приоритетных задач является формирование личности, способной эффективно адаптироваться в современных условиях, предвидеть трудности, реш...
Программа индивидуального сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с ОВЗ (инвалида) в условиях логопункта
Программа для работы на логопункте с детьми с ОВЗ...
Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...
Музейная педагогика как средство психолого-педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются примеры организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении как средства психолого-педагогического сопровождения дошкольника и формирования культурно-национального ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....