Семинар "Сказкотерапия"
консультация по психологии

Назарова Ольга Владимировна

семинар для педагогов "Сказкотерапия" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_skazkoterapii.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 31 «Алтн Булг»

Семинар-практикум

«Сказкотерапия в работе с дошкольниками»

Подготовила:

педагог-психолог

Назарова О.В.

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми
дошкольного возраста.


«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее»

Ни для кого не секрет, что дошкольные учреждения, идущие в ногу с
современными тенденциями, ищут новые личностно-ориентированные подходы в
образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как
сделать каждое занятие с детьми интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво,
легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его
способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?
Поэтому, обучение детей дошкольного возраста с использованием элементов
сказкотерапии, является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

Что же такое сказкотерапия? Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой».

Сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что
результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда
человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.
Сказка даёт возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка, ведь многие дети стесняются своих страхов, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них, поэтому им трудно рассказывать о своих проблемах. А когда взрослые заводят с ними разговор на эту тему, дети замыкаются. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапии, ведь ребенку легче рассказать о том
, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.

Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же
переживания, как у него, бывают и у других. Пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Кстати, очень интересные выводы можно сделать, просто зная, какая сказка у ребенка самая любимая. Если ребенку нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности. По сути, любимая сказка – это модель жизни человека, вернее, то, какой бы он хотел ее видеть в идеале. Поэтому обязательно надо выяснить, что привлекает ребенка в сюжете его любимой сказки.

В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
• помогает найти выход из проблемной ситуации
(сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает
внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение и развитие речи;
Современному ребенку мало просто прочитать сказку, раскрасить ее героев,
поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки,
вместе искать и находить скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки
никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным созидателем.
Современные методы сказкотерапии:

Работа над уже существующей сказкой. На занятии прорабатывается всем
известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.

Самостоятельное написание сказки. Человек составляет рассказ, который
помогает психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и
отношения с друзьями.

Драматизация или инсценировка написанной сказки. Данный метод позволяет
побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный
смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом
ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.

Работа над окончанием сказки. Это может быть обсуждение известной сказки,
конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее
продолжение.

Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки. Здесь за основу взято
изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или
конструирование по мотивам содержания определенного произведения.

При построении занятия с использованием сказкотерапии важно учитывать
структуру построения занятия:
I этап.
Организационный момент, на котором можно использовать различные
приветствия, с целью настроить детей на совместную работу.
II этап. Выявление проблемы, обычно на этом этапе рассказывают детям сказку, из
которой вытекает какая либо проблема.
III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу.
Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал
помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Ритуал входа и выхода должен быть одинаковым. Желательно каждый раз одним и тем же способом. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.
IV этап. Решение проблемы. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.
V этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку».
VI этап. Рефлексия. Когда мы «возвращаемся» в группу, подводим итог, что у нас всё
получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе,
выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить
настоящие чудеса.

Дальнейшую работу мы построим по принципу игры-путешествия, что
поможет нам в игровой ситуации увидеть структуру занятия, построенного с
использованием элементов сказкотерапии.

Уважаемые коллеги я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

Приветствие: «В кругу друзей»: «Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!» Найдите глазками дружка и подарите ему частичку своей души, одарите его своей самой теплой улыбкой!
– Присаживайтесь поудобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со
мной произошел.

Сегодня ночью в мое окно стучалась бабочка. Странно…Бабочка посреди осени. Она
влетела ко мне в комнату, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную
историю. А я поведаю ее вам, слово в слово.
СКАЗКА
В одном сказочном лесу, на волшебной полянке росли прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.
Подползет Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание…
И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий
нектар.
Прискачет Зайка-Трусишка, на лесную полянку, окутают цветы его своим волшебным
ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.
Но однажды, случилось несчастье!
 Прознала про эти «чудо - цветы» злая колдунья.
И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания.
 Но добрые цветы отказались помогать злой колдунье.
Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.
«Раз вы отказываетесь исполнять мои желания» - сказала она.
«Тогда вы больше не сможете помочь никому» - и она произнесла свое страшное
заклинание…
В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…

- Вот какая произошла грустная история!
- А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь?
(выдвигают гипотезы)

- У меня есть волшебные предметы, с помощью которых мы сможем оживить Чудесные цветы. Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…

Теперь я вам продемонстрирую ритуал «входа» в сказку, который используется с
целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку
Вы не побоитесь отправиться вместе со мной в сказку?
- Ну! Тогда вперед!
А проводит нас туда вот эта бабочка. (В руках держу бабочку)
- Как? Спросите вы!
Очень просто. Надо закрыть глаза и мысленно представить, как вы летите на крыльях
этой бабочки в страну своей мечты. (Звучит музыка «Полёт бабочки», ритуал «входа» в
сказку)
- Вот мы и в сказке...
- Но как же здесь грустно и уныло…
Глазам не верю, что раньше здесь была цветущая поляна.
Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть поляне прежнюю красоту.
Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача -
расколдовать волшебные цветы.
(На столах – краска, кисти, листы с нарисованными воском цветами).
- Колдунья спрятала чудесные цветы на этих листах бумаги. Но когда волшебная краска попадет на цветок, он оживет…(выполняют задание, наносят краску на лист бумаги.)
Задание «Сотворим сказку»

«В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на
отдельном листочке. Необходимо по очереди доставать слова и сочинять сказку».
Например, первое слово
«волк». Начинаем сказку: «Жил-был волк». Следующее
слово
«лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т. д.
Не забываем, что мы сочиняем одну сказку, поэтому каждое придуманное Вами
предложение должно дополнять предыдущее по смыслу.
Задание «Шиворот-навыворот»

Это можно сказать «древний» прием психологов, который позволяет ребенку
развить воображение. Для игры нужно участникам выбрать одну простую и известную
всем сказку, у которой есть четкий сюжет. В итоге либо каждый в отдельности, либо
сообща придумывают сказку наоборот. Например, всем известная «Красная шапочка» в данном случае может выглядеть так: Жил волчонок с папой в лесочке. Однажды посылает сынок своего папу в город, чтобы проведать здорового дедушку, который планирует уже в шестой раз жениться, но в городе живет одна особа по кличке «Красная шапочка», с которой нельзя общаться. И т.д.» Предложить участникам самостоятельно рассказать сказку предложенным способом.

На экране тайная комната
- Я хочу продемонстрировать вам один из приёмов - разгадывание сказочных загадок.
- Колдунья заперла их в тайной комнате, если мы отгадаем загадки, найдем ключ.
Задание Сказочная шкатулка.

  • Задание – по описанию предмета отгадать, что находится в шкатулке:
    С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских сказок. (Игла).
  • Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького
    зверька? Они успокоились только, когда получили такой же предмет взамен, но
    другого качества. (Яйцо.«Курочка Ряба»).
  • С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье – мудрую
    жену, которая была заколдована. (Стрела. «Царевна- лягушка»).
  • Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала
    со стола. Кто это? (Чебурашка.Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».)
  • В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы
    угодить мачехе с её дочкой. (Цветы. «12 месяцев» С.Я. Маршак.).
  • В него смотрелся тролль, царица, сердцем злая…Принёс осколок боль и холод в
    сердце Кая!
    (зеркало)
  • В старых сказках он, как компас!С ним никто не пропадёт,Бросишь сразу на
    тропинку, и беги за ним вперёд!
    (клубочек)
  • Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как
    называется сказка, кто её автор. (Мочалка.Чуковский «Мойдодыр».

- Замечательно! Ключ найден, откроем замок и выпустим пленников.
- Какая красота получилась…
на экране – цветущая поляна 
- Цветы просыпаются. Они робко протягивают лепестки навстречу лёгкому ветерку.
Солнце озарило всё вокруг ярким светом. Пробуждается жизнь на сказочной полянке.
Какие мы молодцы! Мы настоящие добрые волшебники.
- Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу
«несказочную» реальность…

- Я вам предлагаю напоследок побывать на сказочной полянке, послушать, как весело
стрекочут кузнечики и переговариваются пчелки, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание
(на ЭКРАНЕ слайды и звучит мелодия «Вальс цветов»)
Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку.
Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!
Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!
- Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!
И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам
понравилось, с чем познакомились.
- Волшебная бабочка прилетела за нами. Закроем глаза и представим, что бабочка на
своих крыльях уносит нас обратно, но сказка не исчезнет, она останется навсегда в наших сердцах.

- Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили
поставленную перед нами цель?

Я верю, что все Вы творческие люди, и можете сами придумать массу интересных заданий по сказкам для своих детей. Я предлагаю попробовать свои силы прямо сейчас. Командам дается сказка, они должны к ней придумать игры для развития ребенка.

Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются – на языке детской фантазии и воображения.

Как сказал Джордж Мартин «Сказки, как старые друзья, их надо навещать
время от времени. Давайте не будем их забывать».
Вывод: сегодня на семинаре вы познакомились с новыми техниками сказкотерапии, узнали о типах и функциях сказок, научились применять их на практике.
Сейчас мы будем передавать бабочку и расскажем, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить.
( передаем бабочку по кругу)