Развивающая программа "К школе готов!"
рабочая программа по психологии (подготовительная группа)

Саар Юлия Николаевна

Развитие и подготовка познавательной и эмоционально-волевой сферы для перехода в школу  старших дошкольников. После реализации программы дети готовы к школьному обучению, имеют сформированную мотивацию к обучению, умеют определять и управлять своими эмоциями, развивают уровень самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_programma.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая программа для подготовки к школе старших дошкольников

«К школе – готов!»

Автор составитель: педагог-психолог МБДОУ д/с №10

 Саар Ю.Н.

                                                      г. Грязи

                                                    2022-2023г.

Пояснительная записка

Цель: развитие и подготовка познавательной и эмоционально-волевой сферы для перехода в школу  старших дошкольников

Задачи:

  1. Диагностировать уровень готовности к школьному обучению;
  2. Выявить мотивацию дошкольников;
  3. Диагностировать и развить эмоционально-волевую сферу.
  4. Развить уровень самоконтроля;
  5. Развить концентрацию внимания;

Ожидаемые результаты:

После реализации программы дети готовы к школьному обучению, имеют сформированную мотивацию к обучению, умеют определять и управлять своими эмоциями, развивают уровень самоконтроля.

Форма работы: групповые занятия 1раз в неделю, 11 занятий по 25-35 минут.

Возраст 6-7 лет

Занятие № 1

Цель: диагностировать уровень готовности к школьному обучению.

Инструментарий: раздаточный материал, м. Керна-Йерасека.

Время: до 25 минут

Возраст: 6-7 лет

Ход занятия:

  1. Приветствие
  2. Проведение диагностик по методике Керна Йерасека с последующей обработкой результатов.

Занятие №2

Цель: диагностировать эмоционально-волевую сферу.

Инструментарий: раздаточный материал, м. «Кактус» или «Крокодил» или «Несуществующее животное»

Время: до 25 минут

Возраст: 6-7 лет

Ход занятия:

  1. Приветствие
  2. Проведение диагностик по предложенным методикам, можно использовать несколько проективных методик.

Занятие № 3

Цель: развитие концентрации внимания, развитие мышления, развитие слуховой ориентации, развитие навыка счета.

Инструментарий: раздаточный материал, карточки с животными.

Время: до 25 минут

Возраст: с 5,5 лет

Ход занятия:

Знакомство, приветствие.

1.Сказочный кроссворд

Цель: развитие мышления, слуховых ориентаций.

Детям предлагается разгадать большой сказочный кроссворд, слушая вопросы устно. Ответы записывает психолог.

2. Задания «Соедини по цифрам»

Цель: развитие внимания, навыка счета, мышления.

Детям предлагаются распечатки картинок, где следует соединить по цифрам точки для получения целого изображения.

3. Подвижная игра «Слон, жираф, лягушка»

Цель: развитие внимания, мышления, координации движения

Детям предлагаются три карточки животных и соответствующий жест : слон (хобот в виде вытянутой руки), жираф (две руки над головой), лягушка (на корточках). Затем детям показывается любая карточка. Задача: повторить нужный жест. Игра ускоряется или замедляется.

4.Игра «успей повторить»

Цель: развитие внимания

Дети рассаживаются в круг на ковре и вытягивают ладошки перед собой. Психолог предлагает детям попеременно сжимать-разжимать ладошки, сворачивать кулачки, хлопать ит.д. Дети повторят движения в разном темпе.

Занятие № 4

Цель: развитие пространственных ориентаций, развитие слухового восприятия, развитие внимания.

Инструментарий: миллиметровая бумага, карандаши, картинки животных, компьютер.

Возраст: 6-7 лет

Ход занятия

  1. Приветствие.
  2. Графический диктант

Цель: развитие пространственных ориентаций, развитие слухового восприятия, развитие внимания.

Инструментарий: миллиметровая бумага, карандаши, компьютер.

Дети рассаживаются за столы.  На доске прикреплен лист разлинеянной бумаги. Вместе с психологом дети в слух проговаривают шаги и показывают направление движения (3 шага влево – это куда?) и следят за проявлением рисунка.

Затем детям предлагается угадать получившееся изображение и на компьютере (телевизоре) показываются картинки этого животного в реальности. И предлагается ответить на вопросы: Где живет? Что кушает? Как выглядит? Ит.д.

Вторым шагом детям раздаются листы миллиметровой бумаги и предлагается на слух уже самим выполнить шаги. Также в конце предлагается угадать получившееся изображение и на компьютере (телевизоре) показываются картинки этого животного в реальности. И предлагается ответить на вопросы: Где живет? Что кушает? Как выглядит? И т.д.

3) Подвижная игра «Слон, жираф, лягушка и цапля

Цель: развитие внимания, мышления, координации движения

Усложненный вариант.

Детям предлагаются три карточки животных и соответствующий жест : слон (хобот в виде вытянутой руки), жираф (две руки над головой), лягушка (на карточках). Затем детям показывается любая карточка. Задача: повторить нужный жест. Игра ускоряется или замедляется. Затем вводится новый жест и новая карточка (цапля – стояние на одной ноге). Также детям предлагается сразу по две карточки.

Занятие № 5

Цель: развитие пространственных ориентаций, развитие слухового и зрительного восприятия, развитие внимания.

Инструментарий: методика «Домик» Гуткиной, бумага, карандаши, картинки животных, компьютер.

Возраст: 6-7 лет

Ход занятия:

  1. Приветствие
  2. Диагностика произвольности с помощью методики «Домик»
  3. Игра «жираф – слон- лягушка – цапля»
  4. Игра «Покажи части тела»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие пространственных отношений

Дети становятся все в круг или на ковер, психолог называет части тела, дети должны показать их на себе. Например: левая нога, правое ухо, левая пятка и т.д.

  1. Релаксационное упражнение «Самомассаж»

Цель: развитие слухового восприятия, снятие психоэмоционального напряжения.

Дети садятся в круг на ковре. Психолог предлагает сделать следующие действия:

  1. Показать, как мы умываемся с утра;
  2. Показать как мылим руки;
  3. Показать как подтягиваемся с утра;
  4. Размять плечики;
  5. Посмотреть в разные стороны (верх-вниз-по бокам)
  6. Похлопать
  1. Завершение, подведение итогов, благодарность.

Занятие № 6 «Тренинг общения»

Цель: развитие внимания, развитие понятия геометрических фигур, формирование сплоченности, гармонизация межличностных отношений

Инструментарий: мягкий мяч

Ход занятия:

  1. Приветствие
  2. Игра «Назови имена по кругу»

Ребята рассаживаются на стульчики по кругу. Задача: назвать своё имя, следующий называет сначала имя соседа (который отвечал перед ним) и затем назвать свое. И так далее: каждый ребенок перечисляет имена всех детей, которые представлялись до него, а в конце называет свое имя.

  1. Игра «Встаньте те, кто»

Детям предлагается вставать со своих мест в том случае, если сказанная фраза соответствует им.

Пример:

Встаньте те, кто…..

-любит бегать

-имеет старшего брата

-одет в синий цвет

-любит играть в детском саду

-любит сладкое

4) Игра « Защити друга»

Дети становятся в круг. В центр становятся два человека: один мишень, другой – защитник. Детям в кругу дается мягкий мяч. Их задача –попасть в мишень. Задача защитника – прикрыть от удара своего товарища. Игроки меняются 3- 4 раза.

5)Завершение «Теплое солнце»

Дети стоят в кругу друг за другом на вытянутых руках. Начинают тереть ладошки, дышать и согревать их. И затем, одновременно, все детки прикладывают свои ладони к спинам впереди стоящих.

«Посмотрите, какое большое теплое солнце у нас получилось. Давайте постоим немножко и прочувствуем тепло наших ручек»

Подведение итогов, завершение.

Занятие № 7 «Тренинг общения» - продолжение

Цель: развитие внимания, развитие понятия геометрических фигур, формирование сплоченности, гармонизация межличностных отношений

Инструментарий: мягкий мяч

Ход занятия:

Игра «Возьми воздушный шар»

Цель: диагностика эмоционального состояния.

Детям предлагается представить, что они держат воздушный шар любого цвета. По кругу они будут называть цвета своих воздушных шаров. ( Интерпретация идет по методу Люшера)

Игра «иголка и нитка»

Выбирается самый робкий или застенчивый ребенок. Он будет «иголочкой», его задача – собрать нить и «прошить» комнату швами. «Иголочка» выбирает любого ребенка- он будет началом ниточки, и продолжает движение по комнате пока «ниточка» цепляет других детей (по одному) для своего продолжения. После того, как все детки встали в «нить» , иголочка проходит по комнате несколько раз.

Игра «рисунок на спине»

Все дети становятся в круг друг за другом на вытянутых руках и закрывают глаза. Ведущий (психолог) рисует на спине ребенка, стоящего спереди простую геометрическую фигуру (круг или треугольник). Задача ребенка понять, что это за фигура и  нарисовать ее на спине соседа спереди и так по кругу, пока рисунок не вернется до спины ведущего. Повтор: 2-3 раза.

Завершение «Теплое солнце»

Дети стоят в кругу друг за другом на вытянутых руках. Начинают тереть ладошки, дышать и согревать их. И затем, одновременно, все детки прикладывают свои ладони к спинам впереди стоящих.

«Посмотрите, какое большое теплое солнце у нас получилось. Давайте постоим немножко и прочувствуем тепло наших ручек»

Подведение итогов, завершение.

Занятие 8«Путешествие по сказкам Диснея»

Цели: развитие мышления, развитие внимания и слухового восприятия, саморефлексия.

Возраст: 6-7

Время: до 35 минут

Ход занятия:

Упражнение № 1 «Кроссворд»

Вопросы кроссворда:

  1. Друг Дейла. (Чип.)
  2. Герой мультфильма, который постоянно чинил свой самолет, но у него все ломалось. (Зигзаг.)
  3. Качество, которым обладают такие герои, как Бемби, Гайка, Каспер, Русалочка. (Доброта.)
  4. Качество, которым обладают такие герои, как Черный плащ, Русалочка и другие, которые спасали своих друзей. (Смелость.)
  1. Кто в мультфильме помогает людям избавиться от приведений? (Охотники.)
  2. Самый маленький герой из мультфильма «Чип и Дейл». (Влей к.)
  3. Любимая еда Винни-Пуха. (Мед.)

Кроссворд

3

4

7

6

5

1

2

Упражнение № 2 «Что за сказка?»

Отгадывают загадки: назвать мультфильмы по иллюстрации к сказке, по описанию эпизода, по песне.

Упражнение № 3«Каждым героям – свой мультик»

Детям раздаются карточки с персонажами разных мультфильмов ( по 2-3 к каждому мультику). Задача детей: собрать главных героев в каждый свой мультфильм. В дополнение можно задать вопросы: О чем мультфильм? Это добрый или злые герои? Почему вы так думаете?

Упражнение № 4 «На кого ты хочешь быть похож?»

Дети по очереди рассказывают на какого героя и из какого мультфильма они хотят быть похожи.

Завершение, прощание

Занятие 9«Ежик и елочка»

Цель: диагностика детско-родительских отношений, развитие логического мышления, развитие слухового восприятия

Возраст: 6-7 лет

Время: до 35 минут

Ход занятия

Упражнение 1 «Кое-что о ежиках»

Загадка о ежике

Детям предлагается отгадать загадку:

На спинке иголки

Длинные и колкие,

А свернется в клубок,

Нет ни головы, ни ног. (Еж)

Далее предлагаются картинки о ежике к просмотру на компьютере.

Задаются вопросы:

Видели ли вы ежей? Как они выглядят? Где живут? Что кушают?

Упражнение 2

Диагностика с помощью сказки о Ежике

Инструментарий: картинки ежика бумажные, картинки на компьютере, раздаточный материал, бумага, карандаши.

Текст сказки

Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!
Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.
Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:
Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!
А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:
– Кто тебя обидел?
– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.
– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.
– Разве тебя мама не гладит?
– Не гладит. Никто меня не гладит.
Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.
– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.
– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.
– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!
– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
– Теперь я…совсем…не колючий. Правда?
Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.
– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!

– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика. А вопросы такие:
Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.
Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.
Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.
Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.
Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.
  -     Спасибо, ребята, за ответы. Я думаю, что у вас все будет хорошо. А теперь ребята все ваши рисунки мы положим в конверт и отправим по почте Ёжику в его сказочный лес. Если кому-то из вас хочется написать или нарисовать свою историю, похожую на историю Ежика, вы можете это сделать после уроков или дома и принести свои письма мне, а я их отправлю в сказочный лес.

Упражнение 3 «Пальчиковая гимнастика»

Цель: развитие моторики, снятие напряжения.

Проделывается 3-4 раза

«Ель на ежика похожа:

Ежь колючках, елка – тоже»

Обе ладони выпрямляются от себя, пальцы растопыриваются, затем сцепляются в замочек и расставляются пальцы в стороны, имитируя елку.

Упражнение 4 «Чего не хватает»

Детям предлагается раздаточный материал, задача: найти чего недостает нижней картинке и дорисовать это. (Можно раскрасить)

Завершение, прощание.

Занятие 10 «Эмоции и их выражение»

Цель: развитие эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие вербалики.

Возраст: 6- 7 лет

Время: до 35 минут

Ход занятия

Игра «Возьми воздушный шар»

Цель: диагностика эмоционального состояния.

Детям предлагается представить, что они держат воздушный шар любого цвета. По кругу они будут называть цвета своих воздушных шаров.     ( Интерпретация идет по методу Люшера)

Упражнение 2  Умеют ли животные смеяться?

Цель: развитие эмоциональной сферы, рефлексии, внимательности

Время: до 10 минут

Инструментарий: фотографии животных с разными состояниями: гнев – обида – радость – счастье – спокойствие – усталость - обида.

Посмотрим на фотографии. Здесь изображены разные звери, они тоже умеют чувствовать, радоваться или расстраиваться. Как вы думаете, что за эмоции у каждого из этих зверей?

Упражнение 3 Эмоциональная игра « Эмовикторина»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умение распознавать эмоции

Инструментарий: наборы карточек, равные количеству участников.

Психолог по сигналу просит поднять карточку с эмоцией «Удивление», «Испуг», «Злость» и т.д.

Упражнение 4 «Рисуем настроение»

Цель: развитие эмоциональной сферы, рефлексии.

Время: до 10 минут

Инструментарий: краски, кисти, бумага

Задание: детям предлагается нарисовать своё настроение на листах бумаги.

В конце психолог может оформить работы на ватмане и предложить родителям ознакомится с текущим эмоциональным состоянием детей.

Занятие 11 «Внимание внимание!!!»

Цель: развитие концентрации внимания, развитие устойчивости внимания, развитие переключаемости внимания, развитие мышления, развитие цветовых ориентаций и слухового восприятия.

Возраст: 6-7 лет

Время: до 25 минут

Упражнение 1 «Пол-потолок-нос»

Время: до 5 минут

Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю.

Упражнение 2 «В поисках нужной цифры»

Инструментарий: раздаточный материал и зеленые карандаши

Детям предлагаются бланки в клеточку с цифрами в разброс. Задание: найти нужную цифру и раскрасить только её (3 или 4 – должны получиться елочки)

Упражнение 3 «Игра Назови одним словом»

Детям предлагаются карточки (или электронный вариант) игры «Назови одним словом.

Упражнение 4 «Внимателен предельно»

Инструментарий: кружки разных базовых цветов.

Каждому раздается набор кругов разных цветов. Задача: слушать двустишья и поднимать нужный круг с цветом, когда будут зачитывать предметы и существ, имеющие определенный цвет.

Завершение, подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей старшей группы "РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ: ГОТОВ ЛИ ОН?"

Выражать свои чувства, понимать других, общаться. Для этого необходимо больше играть с ребенком, Поощрять его игры со сверстниками, подталкивать ребенка к выбору самых различных ролей. ...

круглый стол для воспитателей "К школе готов!"

Обсуждается проблема готовности детей к обучению в школе,  приводятся данные об особенностях современного дошкольника, раскрывается структура  готовности  к школе,  воспитатели сос...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"

Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....

Конспект интегрированного занятия В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».

Конспект занятия. В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитанников...

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Интеллектуальная готовность к школе"...

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Физическая готовность к школе"

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Физическая готовность к школе"...

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Социально - психологическая готовность к школе"

Консультация для родителей "Мой ребенок к школе готов! Социально - психологическая готовность к школе"...