Презентация "Особенности возрастных кризисов"
презентация для интерактивной доски по психологии

Мартыненко Татьяна Владимировна

Возрастные кризисы переходные периоды от одного этапа детского развития к другому, возникающие на стыке двух возрастов и занимающие собой завершение одного этапа и начало другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezintatsiya_kriz_2.pptx669.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности возрастных кризисов

Слайд 2

Возрастные кризисы

Слайд 3

Возрастные кризисы – переходные периоды от одного этапа детского развития к другому, возникающие на стыке двух возрастов и занимающие собой завершение одного этапа и начало другого. Возрастные кризисы 0 1 3 6-7 10-11 14

Слайд 4

Период Ведущая деятельность Ведущая сторона социализации Младенчество (0-1) Непосредственное эмоциональное общение с взрослым Освоение норм отношений между людьми Раннее детство (1-3) Предметно- манипулятивная деятельность Усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами Дошкольное детство (3 – 6-7) Сюжетно-ролевая игра Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми Младший школьный возраст (6-7 - 10-11) Учебная деятельность Усвоение знаний, развитие индивидуально-познавательной деятельной сферы Подростковый возраст (10-11 – 14) Общение со сверстниками Освоение норм отношений между людьми

Слайд 5

Кризисы , по мнению Выготского, имеют не только негативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции, это норма онтогенеза .

Слайд 6

В детской психологии выделено 3 основных кризиса: 1.Кризис первого года(переход от младенчества к раннему детству). 2.Кризис трех лет(переход от раннего к дошкольному детству). 3.Кризис семи лет(переход от дошкольного к младшему школьному возрасту).

Слайд 7

Кризис первого года

Слайд 8

К концу п ервого года жизни самостоятельность ребёнка резко возрастает. Ребёнок уже встаёт на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребёнка.

Слайд 9

Основные симптомы кризиса: Трудновоспитуемость ребёнка- упрямство, непослушание, требование повышенного внимания; Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений- попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений в игре и в действиях по самообслуживанию; Повышенная чувствительность к порицаниям и замечанием взрослых- обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы; Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребёнок просит о помощи, но сразу же отказывается от неё); Повышенная капризность ребёнка.

Слайд 10

Кризис трёх лет

Слайд 11

Строптивость- протест против образа жизни; ребёнок начинает отрицать всё , что он спокойно делал раньше; Своеволие- ребёнок хочет всё делать сам, отказывается от помощи взрослого и добивается самостоятельности там, где мало чего умеет. Упрямство- следует отличать от настойчивости; мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим изначальным решением и ни за что не хочет отступать от него; К трём годам у ребёнка появляются свои собственные желания, несовпадающие с желаниями взрослых . Основные симптомы кризиса: Негативизм- не просто непослушание, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям старших; при негативизме ребёнок не хочет делать чего-то только потому, что его об этом попросили ;

Слайд 12

Кризис семи лет

Слайд 13

К концу дошкольного возраста ребёнок резко меняется: быстро увеличивается в росте, ломается координация его движений, появляются первые постоянные зубы. Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Слайд 14

Основные симптомы кризиса: Утраты детской непосредственности- искусственно натянутое поведение, недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни; Непослушание- споры со взрослыми, раздражение по любому поводу; Интерес к своему внешнему виду- ребёнок старается выглядеть взрослей. Оптимальная тактика поведения взрослых в период кризиса – уметь переключать внимание ребёнка, иметь терпение и выдержку.

Слайд 15

Кризис 10-11 лет

Слайд 16

Переход из начальной школы в среднее звено. Полная перестройка организма. Снижается успеваемость. Появляются конфликты со взрослыми. Ведущая деятельность – общение со сверстниками.

Слайд 17

Советы по преодолению кризиса 10-11 лет . Понимание, терпение. Общение на равных. Принимать ребенка таким, какой он есть. Нужно быть другом.

Слайд 18

«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» (Е.Н.Ильин) Кризисы помогают человеку развиваться дальше. Необходим индивидуальный подход.

Слайд 19

Подростковый кризис

Слайд 20

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребёнок одарён.Второй симптом кризиса – негативизм. Ребёнок отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушению дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14 – 16 лет.

Слайд 21

Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития. 1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве .

Слайд 22

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями.

Слайд 23

3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возрастные кризисы раннего и дошкольного детства"

Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понима...

Возрастные кризисы детей

Известный психолог Выготский придавал кризисам большое значение....

Возрастной кризис:тактика поведения родителей

Кризис 3 лет и 7 лет-это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку  детства. Поэтому, если вы увидели, что ребенок очень резко изменился и не в  лучш...

Возрастные кризисы у дошкольников

Возрастные кризисы у дошкольниковОт рождения до  3 лет ребенок воспринимает себя и маму как единое целое: видит глазами мамы, чувствует то, что мама,  эмоционально реагирует на окружающий ми...

Возрастные кризисы у детей

Всю жизнь нам сопутствуют кризисы развития....

Отрицательные проявления волевой сферы детей в периоды возрастных кризисов

Табличка "Отрицательные проявления" краткая и содержательная (не только - что это такое, но и как опознать, одно с другим не перепутать, и что предпринять в тот самый неприятный момент). Сама составил...

Консультация "Возрастные кризисы(3-х лет, 7-ми лет):особенности их протекания и условия воспитания, ориентированные на успешное преодоление кризисов" для родителей детей не посещающих детский сад

Возрастные кризисы у детей являются неотъемлемым составляющим успешного развития ребенка. Это и вспышки гнева и капризы, ссоры с родителями и близкими. Психологи считают что не пережив ...