Развитие личности дошкольника от 4до 6 лет
консультация по психологии (старшая группа)

Ефремова Ольга Сергеевна

Развитие личности ребенка от 4  до  6лет

 

Предисловие

 

          Родители  младших дошкольников  - именно так ученые называют возрастную группу детей от трех до пяти лет – стремятся заполнить время ребенка различными обучающими и развивающими программами и мероприятиями. Их доводы на первый взгляд вполне убедительны: не за горами период, когда нужно будет готовиться к поступлению в школу, а значит, уже сейчас необходимо позаботиться об умственном развитии сына или дочери. Бывает, и не редко, что обучение ребенка продолжается не только в будни, но и в выходные. Столь желанное общение малыша с родителями, его стремление играть, быть непосредственным уходит на второй план, уступая место невесть кем изобретенным «надо» …

 

Показатели развития ребенка

 

          Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которые, с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

          В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики.

          Первая – это степень освоения деятельности как способа передачи ребенком своего видения действительности. Так, в конструировании ребенок передает свое представление об устройстве дома, машины, гаража, в рисовании – свой образ папы, прекрасной принцессы, волшебного царства. Иногда это может быть сделано не очень умело, но степень сложности произведения, проработанности его деталей – важнейшие показатели развития детской деятельности.

          Второй характеристикой является уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками.  Так, в рисовании это может быть владение техниками изображения гуашью, карандашом, акварелью, в аппликации – владение действиями с клеем, ножницами и бумагой.

          Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными  знаниями,  развитие у него представлений об окружающем. При определении уровня овладения знаниями важно отметить две основные характеристики.

 

 

 

2.

 

          Первая – это получение детьми различных знаний. Сюда входит развитие представлений ребенка о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Эти знания на протяжении дошкольного возраста постепенно углубляются и расширяются, происходит их обобщение.

          Вторая характеристика овладения знаниями – это освоение способов их получения. Она включает развитие у ребенка умения слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребенком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития.

          Освоение норм и правил на протяжении дошкольного возраста характеризуется как расширением  и усложнением  самих правил, так и повышением уровня их удержания. Ребенок уже не только знает, как надо себя вести, но и регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными правилами.

          Уровень освоения правил общения особенно остро проявляется во  взаимодействии  ребенка с другими детьми. Подобное взаимодействие достаточно четко прослеживается во время занятий в детском саду, в разных видах свободной деятельности детей и особенно в игре.

 

Сюжетно-ролевая игра

 

          Дошкольный возраст – это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологич6ская наука о развитии, которая установила, что игра (в частности, сюжетно-ролевая0 для развития дошкольников имеет решающее значение.

          Выделение отношений между людьми начинается с проигрывания отношений близких к ребенку взрослых (например, семейных отношений в игре «дочки-матери»); затем дети проигрывают отношения взрослых друг к другу (так, в игре «в больницу» есть несколько взаимодополняющихся ролей, связанных общим смыслом: врач, медсестра, больной), и, наконец, они проигрывают свои отношения к другим взрослым (например, игра «в школу»).

          Дети на протяжении дошкольного возраста могут проигрывать одни и те же  сюжеты  (например, «дочки-матери», «доктор» и т.п.), однако  содержание  игр, то, что ребенок в своих действиях акцентирует, постепенно

 

 

3.

 

меняется. Для психического развития очень важно, чтобы ребенок перешел от освоения социально направленных предметных действий, соотносимых с логикой реальных действий взрослых (кормление, делание уколов, вождение машины), к освоению социальных отношений между людьми, смысла их деятельности, которые соотнесены с реальными отношениями между ними (забота, лечение, перевозка). Для такого перехода требуется время; дети должны  полностью прожить дошкольное детство, успеть наиграться. Если этого не произойдет, и в игре не сформируются все механизмы нового, произвольного поведения, необходимого для обучения в школе, ребенка ожидают трудности в школе.

          Дети также проигрывают действия с предметами, но игровые действия и их внешняя последовательность уже соответствуют реальной действительности.

          Дети называют роли, стараются выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли. Они способны по ходу игры менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. Они могут наладить ролевое взаимодействие с 1-2 партнерами.

          Дети могут выстроить последовательность нескольких ролевых действий в соответствии с той логикой, которой подчинена реальная деятельность взрослых.

          Они уже способны выделить правило, по которому нужно действовать, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил, т.е. того, как действовать нельзя.

 

Аппликация

 

          Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон.

          Дети 4 – 5 лет овладевают техникой работы ножницами, элементарными приемами вырезывания. Наиболее трудным для них является  вырезывание округлых форм – кругов и овалов.

          В среднем дошкольном возрасте дети учатся не только предметной и декоративной, но и сюжетной аппликации. Они пробуют составлять предметные изображения сложного строения. Количество деталей, используемых в работе, возрастает. Например, у дома  теперь есть не только стена, крыша, но и несколько окон, дверей.

          В работе с детьми 4 – 5  лет используется бумага основных цветов и некоторых оттенков (голубого, серого, розового). Дети учатся видеть красоту

 

 

 

4.

 

различных цветовых сочетаний, у них развивается умение  чувствовать цвет как одно из средств выразительности аппликационных работ.

          К 5 годам дети умеют:

          - правильно держать ножницы, действовать ими, резать поперек узкие, а затем и более широкие полосы; разрезать квадрат по диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезать из прямоугольников предметы круглой и овальной  формы путем закругления углов;

          - выкладывать по частям и наклеивать схематические изображения предметов из 2 – 3 готовых форм  с незначительными деталями (дом, вагон);

          - составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике.

 

Конструирование

 

          Детское конструирование представляет собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции).

          В конструктивной деятельности выделяются два этапа: создание замысла и его исполнение. Первый этап заключается в обдумывании будущей практической деятельности: представлении конечного результата, выделении состава и соотношения частей   конструируемого объекта, выборе способов достижения этого результата, планировании последовательности практических действий. Однако второй этап – практическая деятельность по реализации замысла – не является чисто исполнительским, что определяет важнейшую особенность конструктивной деятельности: условность разделения конструирования на два этапа, так как происходит непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. При этом большую роль играют именно практические действия, носящие поисковый характер. Они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

          У  детей  4 – 5 лет происходит интенсивное развитие конструктивной деятельности из  строительного материала,  ее основных элементов (замысла, способов конструирования). Разнообразнее  становятся детские конструкции, их сюжеты, но замыслы еще недостаточно отчетливы и устойчивы.

          К  5   годам дети:

          - различают и называют детали строительного материала (кубик, длинная и короткая пластины, брусок, призма);используют детали с учетом

 

 

 

5.

 

их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);

          - преобразовывают конструкции в высоту, длину, ширину двумя способами;

          - конструируют по образцу, схеме, условиям, собственному замыслу;

          - сооружают  8 – 10  несложных конструкций, не только передавая схематическую форму, но и внося различные детали для выделения конкретных особенностей объекта;

          - строят разные конструкции одного и того же объекта (до пяти вариантов усложняющихся конструкций домов, трамваев);

          - обследуют образцы в определенной последовательности, сравнивают их со схемами.

          Начиная с четырех с половиной лет года дети знакомятся  с конструктивными возможностями  бумаги.

          К  5  годам они:

          - складывают прямоугольный лист пополам и поперек,  совмещая при этом углы и стороны;

          - конструируют игрушки путем сложения листа (вагон, пригласительный билет, машина, автобус, двухэтажный дом и др.);

          - выделяют знакомый способ изготовления игрушки из бумаги при обследовании новой игрушки

          Летом воспитанники средней группы (4 – 5 лет) приобщаются к изготовлению игрушек и поделок из  природного материала.   Они:

          - плетут веночки и шапочки из листьев;

          - делают игрушки из скорлупы грецкого ореха (лодочка, ежик).

 

Развитие речи

 

          Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связанная речь развивается в направлении от диалогической к монологической.

          На  5-м  году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка: совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее излагать свои мысли, более свободно общаться со взрослым и сверстниками.

          Звуковая культура речи.  Ее основным направлением является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции. Попутно

 

 

 

6.

 

уделяется внимание развитию фонематического слуха, речевому дыханию, интонационной выразительности, темпу речи.

          Дети в этом возрасте в большинстве своем уже четко произносят все звуки родного языка. Если ребенок не четко произносит шипящие, свистящие и сонорные согласные звуки – нужно обратить на это внимание.

          В сравнении двух предметов (вернее, слов, их означающих) дети легче находят слово с заданным звуком. Образец, данный взрослым, помогает малышу, он на него всегда ориентируется. Например, взрослый спрашивает ребенка: «В каком слове есть звук «р» - в слове мак или в слове рррак ? Где

Спрятался звук «сь», в каких словах – «сьсьсьэтка» или щетка ? и т.д.

          Ребенок 4 лет восприимчив к ритмико-слоговой структуре слов настолько, что может подобрать «слова-друзья» : свечка – печка, галка – палка, норка – корка, игрушка – погремушка  и т.д.  Тем более, что дети испытывают определенную тягу к рифме.

          Развитое речевое дыхание позволяет им выполнять такие сложные упражнения, как катать карандаши и шарики по гладкой поверхности, дуя на них; выдувать мыльные пузыри; приводить в движение вертушки, направляя на них струю воздуха изо рта,  и т.д.

          Дети занимаются звукоподражанием (лесу, жукам, комарам, мотору, водичке и др.).

          Кроме того, у детей уже хорошо развит голосовой аппарат, они могут менять громкость голоса (произносить громко или тихо одни и те же слова, фразы), а также варьировать темп речи (говорить быстро, медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки).

          Дети используют интонационную выразительность чтения стихов,  сказок, инсценируя их, читают по ролям, разными голосами за животных и персонажей.

          Грамматический строй речи.  Усложняется грамматическое оформление речи. Дети 4 – 5 лет проявляют грамматическую самостоятельность: не только воспроизводят услышанное, но и творчески принимают усвоенное. Они упражняются в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения, названий предметов посуды,  мебели и др. Иначе говоря, дети на интуитивном уровне начинают использовать грамматические правила. Например, такие слова: сахарница, салатница, конфетница, но  солонка, масленка, кофейник, молочник и др.

          Многие дети употребляют нелогизмы – детские слова типа: «откнопил», «оконистый», «желтик», «красник» и т.д. На первый взгляд создается впечатление, что дети безграмотны. На самом деле это пример

 

 

 

 

7.

 

 

детского словотворчества, которое позволяет лучше и быстрее усвоить аналогии в словообразовании. Дети, которые не творят неологизмов, нуждаются во внимании со стороны педагога. Словотворчество – нормальное явление в процессе освоения ребенком родного языка.

          Лексическая сторона речи  (словарная работа). Новые слова питают детскую любознательность. Словарная работа связана с вычленением в предметах свойств, качеств, деталей, частей и их словесным обозначением. При этом для ребенка важна наглядность.

          Характерным для детей этого возраста является умение подобрать соответствующие предмету действия (ножницы – режут, машина – ездит, лопата – копает и т.д. или собака – лает, кусает, бегает, сторожит).

          Дети уже способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Однако некоторые дети затрудняются в классификации: животных – на диких и домашних, посуду – на столовую и чайную. Только когда у детей накопились конкретные представления, возможен переход к обобщению. Дети объединяют предметы по существенным признакам в логических упражнениях: узнают и называют предметы, выделяют признаки предметов (находят сходства и различия), обобщают и группируют. Они могут определить, что похоже, а что различно в предметах, игрушках, персонажах. Слова хорошо усваиваются, когда понятен их смысл. Словарь тесно связан с познанием окружающего мира. Последнее происходит через наглядность и описание дается словесное. Все слова находятся в речевых контекстах.

          Связная речь.  У детей 4 лет речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать. Во время пересказа произведения ребенок 4  лет способен выразительно передать диалог действующих лиц и рассказать кратко, что произошло.

          Работая с картиной, дети обращаются к личному опыту, проводя аналогии с содержанием изображенного на ней. В результате дети подходят к маленькой истории из 2 – 4 предложений, позже -  к небольшим рассказам. Описание игрушки начинается с ответов на вопросы воспитателя, называния самых характерных признаков. Затем это переносится на описание внешности сверстников, взрослых.

 

   

 

         

          

       

8.

 

Развитие взаимодействия и общения со сверстниками

 

          В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста  уже недостаточно общаться только со взрослыми. Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми  остаются неравноправными : взрослый – воспитывает, учит, ребенок – подчиняется, учится. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе

Взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить в другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

          Игровое взаимодействие детей и общение

          По мере развития и усложнения сюжетно-ролевой игры, га основе ранее полученного социального опыта у детей 4 – 5 лет происходят дальнейшие изменения во взаимодействии и общении со сверстниками, которые становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами, нежели взрослый.

          В этом возрасте в совместную игровую деятельность вовлекается уже большее количество детей (от 2 до 5), увеличивается и продолжительность их игровых объединений (в среднем 15 – 20 минут, но в отдельных случаях взаимодействие детей может длиться  и 40 – 50 минут). Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.

          В возрасте 4 – 5 лет у детей еще не возникает отношение к другому ребенку как к равному партнеру по игре. Как правило, он необходим им для реализации своих замыслов. Поэтому  чаще всего дети, предлагая другим поиграть, обращаются к ним с предложениями типа «Давай, я буду как будто …», «Я буду …». Несмотря на отсутствие у детей указанных отношений, в игре они уже весьма интенсивно взаимодействуют и общаются между собой.

Так, при распределении ролей дети из сначала называют, а затем каждый

 

 

 

 

9.

 

выбирает роль с учетом того, какие роли уже были взяты другими, иногда даже могут изменить сюжет, чтобы в нем нашлось место для роли другого.

Самое большое место в игровом взаимодействии детей этого возраста занимает ролевое общение: усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении

происходит дальнейшее развитие сюжета.

           Способы, которыми дети пытаются разрешить конфликты, возникающие в игре (наиболее часто они возникают из-за ролей), также отражают возросшую способность взаимодействовать с ровесниками. Все реже они пытаются оказать на партнера воздействие с помощью физической силы или взрослого, все чаще стараются (хотя бы на первых порах) договориться с партнером. Дети пытаются не просто отстоять, но и объяснить друг другу свои притязания и неправомерность притязаний соперника («Я первый сказал, что буду летчиком», «Я лучше знаю как надо лечить» и т.п.).

          При непосредственном общении друг с другом у детей этого возраста наблюдается большая согласованность высказываний, которые становятся сложнее, а также увеличивается продолжительность их бесед. Дети могут учитывать возможности слушателя (например, с малышом ребенок может говорить более простыми и короткими фразами. Нежели со своими ровесниками).

          Ребенку, который избегает общения со сверстниками либо его самого не принимают в игру другие дети, необходима помощь взрослого. Часто причиной нарушений взаимодействия ребенка со сверстниками является несформированность у него игровых навыков, неумение предложить интересную игру. Если  на характере поведения ребенка в общении и взаимодействии с другими негативно сказываются его личностные особенности, нужно обратиться к специалисту.

 

Усвоение социальных норм и правил в дошкольном возрасте

 

          Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.

          В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и

 

 

 

 

 

10.

 

правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности такой регуляции имеют свои границы – дети не всегда поступают «как надо», особенно во взаимодействии с теми, с кем у них не сложились эмоционально положительные отношения, или тогда,  когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.

          Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. В игре дети взаимодействуют не только как персонажи, но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует усвоению ими норм и правил.

          4 – 5 –летними детьми нормы и правила также не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил не со словами: «Надо делиться», «Надо помогать», «Нельзя обижать другого» и т.п., а «Так не поступают», «Так нельзя» и т.п.

          Формирование обобщенных представлений приводит к тому, что следование правилам и нормам становится менее ситуативным, более устойчивым и самостоятельным. Так, 4-летние дети уже без напоминания взрослого здороваются и прощаются со всеми, говорят «спасибо» и «пожалуйста», самостоятельно одеваются, не  перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Но следование таким правилам часто бывает неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно. Неустойчива, ситуативна и избирательна в этом возрасте и регуляция поведения этическими нормами. Дети чаще склонны вести себя в зависимости от своих желаний и интересов, проявлять социально одобряемые формы поведения только в отношении значимых для них людей, в ситуации сопереживания другому.

          В 4 – 5 лет у детей оформляются представления о половых стереотипах поведения – что можно или нельзя делать мальчикам, девочкам. 

          Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только

 

 

 

 

11.

 

поведения другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

          Таким образом, поведение 4 – 5-летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как раньше. Он уже может регулировать его, хотя в некоторых ситуациях для этого ребенку еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

 

Карта развития детей 4 – 5 лет

 

1. Развитие видов детских  деятельностей

          а) Игра:

          - выполняет взаимосвязанные ролевые действия, называет свою роль;

          -  самостоятельно удерживает сюжет-цепочку из 3 – 4 действий.

          б) Рисование:

          - создает предметный рисунок с деталями, а замысел меняется по ходу изображения.

          в) Аппликация:

          - может работать с ножницами (держать их правильно), вырезывая простые формы;        

          - составляет предметные изображения и наклеивает их на бумагу.

          г) Конструирование:

          - создает предметные конструкции из 5 – 6 деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу);

          - осваивает конструирование из бумаги и природного материала.

 

2. Развитие двигательной сферы

          а) Развитие моторики  (координации движений):

          - может перешагивать через рейки гимнастической лестницы (горизонтально установленной на высоте 20 см от пола);

          - может подбрасывать и ловить мяч двумя руками 3 – 4 раза подряд;

          - может нанизывать бусины на леску.

          б) Проявление эмоциональных состояний в движении (вписать преобладающие признаки – по результатам наблюдения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

3. Умственное развитие и развитие речи

          а) Умственное развитие:

          - может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;

          - может расположить по величине 5 – 7 предметов одинаковой формы;

          - по предложенной взрослым схеме может выполнить постройку из 4 – 5 деталей;

          - может запомнить по просьбе взрослого до 5 названий предметов;

          - занимается чем-нибудь, не отвлекаясь, в течение 15 – 20 минут;

          - может дать несколько (хотя бы 2 – 3) ответов на вопрос:»На что похожа фигурка ?» - об изображении фигурки неопределенной формы (например, контурное изображение куклы-неваляшки).           

          б) Развитие представлений об окружающем:

          - достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);

          - самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).

          в) Развитие речи :

          - правильно произносит все звуки (исключением могут составлять свистящие, шипящие и сонорные);

          - употребляет все части речи, появляется словотворчество;

          - самостоятельно рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения (возможна помощь взрослого).

 

4. Социальное развитие

 

          а) Общение со сверстниками:

          - вступает в ролевое взаимодействие с детьми.

          б) Усвоение социальных норм и правил:

          - проявляет социально одобряемые формы поведения (может сам убирать игрушки, выполнять элементарные трудовые обязанности и т.д.);

          - замечает несоответствие поведения других детей принятым нормам и правилам.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают...

Особенности развития личности дошкольника

Условия развития личности дошкольников. Особенности самосознания и самооценки дошкольника. Основные виды мотивов поведения дошкольников. Формирование соподчинения мотивов. Формирование нравственных ка...

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Дошкольники – прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог...

Роль православной культуры в духовно - нравственном развитии личности дошкольников.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...

Значение «лепки» в развитии моторики и ее влияние на развитие личности дошкольника

Проблема развития ребенка на этапе дошкольного образования и его подготовка к школьному обучению — одна из актуальных проблем родителей и педагогов. В педагогической теории и...

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника».

Консультация для педагогов «Познавательное развитие – важное направление развития дошкольного образования в системе всестороннего развития личности дошкольника» представит интерес для педагогов дошкол...