Консультация для педагогов и родителей "Игры и упражнения на развитие двух полушарий головного мозга"
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белёнова Яна Владимировна

В консультации предоставлен практический материал в виде игр и упражнений на развитие двух полушарий головного мозга дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_po_proektu.docx44.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

ЧТО ТАКОЕ КИНЕЗИОЛОГИЯ?

Подготовил педагог-психолог МАДОУ

 «Детский сад комбинированного вида № 7

г. Шебекино Белгородской области Белёнова Я. В.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. В национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится: приоритетная роль образования – это здоровье нации. Для ребенка 3-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольная образовательная организация, где дети проводят до 70% времени. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним детский сад, он должен предполагать создание условий, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.

В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т.е. наука о движениях.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие программы.  Неподвижный ребенок не обучаем, поэтому  его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Работа, направленная на развитие ребенка, должна строиться  от  развития движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

 Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию общих способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Основная цель кинезиологии: развитие межполушарных взаимодействий, способствующих  активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

- синхронизация работы полушарий;

- развитие мелкой моторики;

- развитие памяти, внимания, речи

- развитие мышления;

- снижение утомляемости, формирование произвольного контроля;

- повышение стрессоустойчивости.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

-занятия проводятся ежедневно;

-занятия проводятся утром по 7-10 минут, как часть занятия для детей дошкольного возраста;

-занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

-упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

С детьми  раннего возраста  выполняются пальчиковые игры от простого к сложному.  Детям раннего возраста доступны многие кинезиологические упражнения, такие, как «Пальчик, зайчик, кулачок»,  «Дом, замок, расческа, ежик», «Гуси», «Заяц, коза», «Оладушки, фонарики»,  (однонаправленные), к 3 годам дети могут выполнять упражнение «Очки, бинокль, колечки», разнонаправленные движения(оладушки, фонарики). Пальчиковые игры хорошо сочетать с игровым массажем. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что способствует развитию крупной и мелкой моторики. Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи,  уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. С детьми раннего возраста можно использовать резиновые ежики для массажа. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, с четырех-пяти лет дается комплекс пальчиковых кинезиологичеких упражнений.  Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивается время и сложность заданий. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

   Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного взаимодействия, что способствует  детской стрессоустойчивости при обучении в школе. По мере усвоения материала  рекомендуется усложнять  задания: увеличивать скорость выполнения упражнений, выполнять  с закрытыми глазами, (исключить зрительный контроль)  каждое упражнение выполнять по 2 раза, включать  в упражнение глазодвигательные движения   или артикуляционные упражнения; исключить показ и ориентироваться только на голос педагога.

   Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 минут для детей младшего дошкольного возраста и  до 20-35 минут для детей старшего дошкольного возраста в день.

   Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. В комплексы включены дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию и массаж (ушных раковин, лица), упражнения на растяжку мышц и на самоощущение тела.

   Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, способствуют профилактике глазных заболеваний. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма. Упражнения на релаксацию организма способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Кинезиологические упражнения для детей

 раннего и младшего дошкольного возраста.

Колечки. Усадив малыша на колени, взрослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении.

Чуть подросший малыш (2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.

Пальчик - (показать указательный  палец)

Зайчик - ( поднять вверх 2 пальца:указательный и средний)

Коза-дереза - (и.п. «зайчик»,  пальцы направлены вперед, шевелим «рожками»- бодаемся)

Коровушка - (указательный и мизинец направлены вперед, остальные пальцы подогнуты)

Гусь – большой и указательный пальцы соединяются и разъединяются, остальные – подогнуты.

Дом - пальцы прижаты друг к другу, руки  образуют крышу.

Замок - (пальцы обеих рук переплетены в «замок»)

Ежик - ладони сомкнуты, пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх

Кинезиологические упражнения

для детей старшего дошкольного возраста.

Колечки. Дети 6—7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: «Без среднего!» — и все игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.

  Самый сложный вариант игры — обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен дошкольникам старшего возраста.

  Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая — большой и мизинец.

  В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным.

   Затем следуют движения в противоположном направлении.

 Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

 Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

  Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозг

  Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Консультация для родителей

«Использование Су-Джок терапии как современной

здоровьесберегающей технологии работы с детьми».

Подготовил педагог-психолог МАДОУhttps://baby-boo.ru/images/com_hikashop/upload/thumbnails/408x408f/c5ca28c936fc7c28325faa33b1f68204.jpg

                                                  «Детский сад комбинированного вида № 7

г. Шебекино Белгородской области Белёнова Я. В.

 

«СУ» - по-корейски - кисть, «ДЖОК» - стопа. СУ-ДЖОК является лучшим методом самопомощи. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.

С их помощью можно лечить любую часть тела, любой орган. Главное достоинство этого метода - высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект может наступить уже через несколько минут.

В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.).

Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

   На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.

Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

    Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. 
В коррекционно – развивающей  работе приемы Су - Джок терапии  позволяет решать  следующие задачи:  

  • нормализовать мышечный тонус, стимулировать  речевые области в коре головного мозга;
  • использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи;
  • содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;
  • совершенствовать навыки пространственной ориентации;              развивать, память, внимание.

     Цель использования Су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах с помощью специального массажора. 
    Таким образом, Су – Джок  терапия, воздействуя на активные точки, активизирует зоны коры головного мозга, является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. 

Дети с удовольствием играют с « Ежиками». «Ежик» с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. Лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.

   Применение массажных колец – это наиболее простой способ стимуляции, так как не требуется точного поиска точек и массаж регулярно или по мере необходимости производится в любое время.

 Массаж эластичным кольцом  помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.  Очень важно, чтобы массаж приходился на подушечки, надеваем колечко на пальчик и катаем.

   Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

   Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоравления и самоисцеления. Воздействуя  на активные точки кистей  и стоп специальными массажными шарами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий  повышается  физическая  и умственная работоспособность детей.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Кинезиология - эффективный метод развития моторики и головного мозга детей".

Исследования учёных показывают, что выполнение обычного действия "необычной" рукой активизируют новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетки мозга.Использование кинез...

Консультация для родителей по теме: "Кинезиология - эффективный метод развития моторики и головного мозга детей".

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения....

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Как же помочь ребенку, если развитие этих связей пошло не т...

Кинезиологические упражнения для развития функций отделов головного мозга

Цель:     познакомить педагогов с нетрадиционными формами и методами работы с дошкольниками. Задачи: 1.Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинез...

Упражнения для развития межполушарных связей головного мозга у детей в домашних условиях

В данной консультации представлены упражнения и рекомендации, выполняя которые родители могут развивать межполушарные связи у своих детей. Что способствует увеличению позновательного интереса детей до...

Методические рекомендации для педагогов "Система упражнений на развитие двух полушарий головного мозга у дошкольников"

Даны рекомендации педагогам по использаванию игр и упражнений на развитие двух полушарий головного мозга у доошкольников"...