Авторская статья "Сказкотерапия, что это?"
консультация по психологии
СКАЗКОТЕРАПИЯ – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, проработать и избавиться от многих страхов и комплексов. История возникновения данного вида терапии, её особенности при работе с детьми и современная дифференциация сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Сказкатерапия, что это?" | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Сказкотерапия - что это?»
Подготовила: Филимонова Ирина Николаевна
СКАЗКОТЕРАПИЯ – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, проработать и избавиться от многих страхов и комплексов.
СКАЗКОТЕРАПИЯ дословно означает «лечение сказкой». Данный метод в своей работе используют психотерапевты, психологи, педагоги, воспитатели. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
СКАЗКОТЕРАПИЯ восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД
появилась на рубеже 60 – 70 годов
20 века, была научно обоснована
американским психиатром
Милтоном Эриксоном и
в дальнейшем развита его учеником
В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов.
СКАЗКА служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, ВО-ПЕРВЫХ, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.
ВО-ВТОРЫХ, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
СОВРЕМЕННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СКАЗОК:
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ (ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ (в случае, если ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть);
- ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ (прорабатывают проблему ребенка,
перенося эту проблему
на героя сказки);
- МЕДИТАТИВНЫЕ (формируют
положительное состояние малыша
(например, перед сном).
СКАЗКОТЕРАПИЯ структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:
- сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом и т.п.;
- сказки для агрессивных детей;
- сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: например, проблемы с едой; детский энурез и т.д.;
- сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и т.п.);
- сказки для детей в случае утраты значимых людей или любимых животных;
- сказки для гиперактивных детей.
Ритуал вхождения в сказку
- Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
- Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
- Стихотворение «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
- Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
- В гости приходит сказочный герой (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
- Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку.
Чтение сказки
Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это 1-ый вариант работы.
Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
Обсуждение сказки
Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица.
Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не изменится.
А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.
Ритуал выхода из сказки
- Мелодия для выхода из сказки.
- Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».
- Стихотворение:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Особенности сказкотерапии при работе с детьми
От рассказчика требуется выполнение следующих условий:
- при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
- во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо взрослого и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
- нельзя допускать затянувшихся пауз;
Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
- ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
- ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
- ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи;
- сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.
- способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Авторская сказка в работе с детьми"
При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...
Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма. Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ "СЕЗОННЫЕ СКАЗКИ" (полностью)- авторское пособие, рецензия
Сказки, сочинённые детьми...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)
программа работы в театральной студии для детей старшей группы...
Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.
Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...
Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).
В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....