Консультация по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье
консультация по психологии
Консультация для персонала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_15.02.23.docx | 22.71 КБ |
organizats.pptx | 759.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для персонала
«Организация работы, направленной на предупреждение жестокого обращения с детьми в семье»
Правовое обеспечение реализации направлений воспитательной и профилактической работы в образовательной деятельности регулируется несколькими законодательными актами Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 .12.12.12
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ
Чтобы правильно организовать работу по профилактике жестокого обращения с детьми необходимо разграничить, что в него входит.
Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми:
• физическое,
• психическое (эмоциональное),
• сексуальное насилие,
• пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).
Как вы думаете, как определить физическое насилие?(ответы)
Физическое насилие над ребенком – это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.
Выделяют следующие формы физического насилия:
• избиение, порка, вырывание волос
• пощечины, подзатыльники, шлепки;
• нанесение травм, ожогов;
• фиксация в неудобной позе, укусы
• изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);
преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);
• грубое нарушение режима дня;
• обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос);
• сильное встряхивание грудных детей.
Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.
К особенностям поведения детей младшего возраста (до 3-х лет),
подвергшимся физическому насилию, относятся:
− малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);
− боязнь родителей или взрослых;
− постоянная настороженность;
− плаксивость, капризность;
− печальный внешний вид, редкое проявление радости;
- агрессивность.
Дети дошкольного возраста проявляют:
− пассивность, смирение с происходящим;
− чрезмерную уступчивость, заискивающее поведение;
− псевдовзрослое поведение;
− агрессивность;
− жестокость по отношению к животным;
− лживость и воровство.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития. Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.
Существуют следующие формы психического насилия:
– вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»;
− отвержение подавление всякой воли ребёнка;
- Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
− принуждение к одиночеству (изоляция) – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде;
− терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития;
− развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению;
формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка;воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:
- Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста
- Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, злость
- Недостаточная способность к контролю собственного поведения;
- Низкая самооценка и повышенная тревожность;
- Печаль, беспомощность, безнадёжность
- Неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;
- Трудности в общении со сверстниками.
Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции
Влияние на ребёнка:
• Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия
• Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым
• Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий
• Может жаловаться на физическое нездоровье
Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка), невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Формами пренебрежения нуждами ребенка являются:
• оставление ребенка без присмотра;
• отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
• непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;
несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;
• приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;
• отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;
• несоответствие одежды ребенка погодным условиям;
• непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;
• неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в не правильной дозировке;
• опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т. п.
• отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.
Причины жестокого обращения:
- Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку
- Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнком
- Нехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами
- Семейные традиции (меня так воспитывали)
- Алкоголизм и наркомания в семье
- Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи
При организации профилактической работы с родителями в первую очередь необходимо донести, что они несут ответственность за своё поведение.
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:
- Административная ответственность –родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях
(ст. 5.35)
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:
- Уголовная ответственность-
Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие.
(ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110
УК РФ)
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:
- Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ.
(ст.69 – лишение родительских прав,
ст. 73 – ограничение родительских прав,
ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни)
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения с детьми без внимания. Родители должны знать, что на вас также лежит ответственность и замалчивать случаи жестокого обращения с ребёнком вы не имеете права.
Для ознакомления с информацией можно использовать стенды, буклеты, информационные листы. При приёме ребёнка в ДОУ в ознакомительной беседе затронуть темы: отношения к воспитанию ребёнка в семье, как поощряют и наказывают ли дома ребёнка и какие способы выбирают для этого. Если родитель плохо осведомлён и нуждается в помощи, необходимо направить на дополнительную консультацию к педагогу-психологу и строить дальнейшую профилактическую работу совместно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правовое обеспечение реализации направлений воспитательной и профилактической работы в образовательной деятельности регулируется несколькими законодательными актами Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 .12.12.12 • Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р • Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ
Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми: • физическое, • психическое (эмоциональное), • сексуальное насилие, • пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).
Ф ормы физического насилия: • избиение, порка, вырывание волос • пощечины, подзатыльники, шлепки; • нанесение травм, ожогов; • фиксация в неудобной позе, укусы • изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.); преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды); • грубое нарушение режима дня; • обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос); • сильное встряхивание грудных детей. Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития. Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.
формы психического насилия: – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»; − отвержение подавление всякой воли ребёнка; - Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка,взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; − принуждение к одиночеству (изоляция) – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его. − терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место. − развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; -формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка;воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции Влияние на ребёнка: • Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия • Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым • Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий • Может жаловаться на физическое нездоровье
Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка), невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре. Формами пренебрежения нуждами ребенка являются: • оставление ребенка без присмотра; • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); • непредоставление ребенку питания, одежды, жилья; несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий; • приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка; • отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды; • несоответствие одежды ребенка погодным условиям; • непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок; • неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в не правильной дозировке; • опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т. п. • отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту.
Причины жестокого обращения: • Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку • Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнком • Нехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами • Семейные традиции (меня так воспитывали) • Алкоголизм и наркомания в семье • Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение: Административная ответственность – родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35) Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение: Уголовная ответственность- Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие. (ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110 УК РФ) Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение: Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ. (ст.69 – лишение родительских прав, ст. 73 – ограничение родительских прав, ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни) Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения с детьми без внимания. Родители должны знать, что на вас также лежит ответственность и замалчивать случаи жестокого обращения с ребёнком вы не имеете права.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.
Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье....
консультация для родителей "ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ"
консультация для родителей "ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ"...
«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье» Консультация для родителей.
Консультация для родителей...
Памятка для родителей по предупреждению жестокого обращения с детьми
Памятка для родителей по предупреждению жестокого обращения с детьми...
Консультация для педагогов "Жестокое обращение с детьми в семье"
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, в настоящее время не теряет свою актуальность.Под насилием понимают социальное явление, которо...
Семинар – практикум «Детство без жестокости и слёз» (профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми)
Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные фор...
Конспект занятия по познавательному развитию детей на тему: «Сказки учат многому» (предупреждение жестокого обращения с детьми)
Цель: создать условия по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.Задачи:Образовательные:Обобщить знание правил безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.Уточнит...