Консультация по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье
консультация по психологии

Консультация для персонала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_15.02.23.docx22.71 КБ
Файл organizats.pptx759.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для персонала

«Организация работы, направленной на предупреждение жестокого обращения с детьми в семье»

Правовое обеспечение реализации направлений воспитательной и профилактической работы в образовательной деятельности регулируется несколькими законодательными актами Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ  от 29 .12.12.12

  • Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»  утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
  • Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»  
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ

Чтобы правильно организовать работу по профилактике жестокого обращения с детьми необходимо разграничить, что в него входит.

Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми:

•        физическое,

•        психическое (эмоциональное),

•        сексуальное насилие,

•        пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).

Как вы думаете, как определить физическое насилие?(ответы)

Физическое насилие над ребенком – это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

Выделяют следующие формы физического насилия:

• избиение, порка, вырывание волос

• пощечины, подзатыльники, шлепки;

• нанесение травм, ожогов;

• фиксация в неудобной позе, укусы

• изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.);

преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);

• грубое нарушение режима дня;

• обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос);

• сильное встряхивание грудных детей.

Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.

 

К особенностям поведения детей младшего возраста (до 3-х лет),

подвергшимся физическому насилию, относятся:

− малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);

− боязнь родителей или взрослых;

− постоянная настороженность;

− плаксивость, капризность;

− печальный внешний вид, редкое проявление радости;

-  агрессивность.

Дети дошкольного возраста проявляют:

− пассивность, смирение с происходящим;

− чрезмерную уступчивость, заискивающее поведение;

− псевдовзрослое поведение;

− агрессивность;

− жестокость по отношению к животным;

− лживость и воровство.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития. Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.

Существуют следующие формы психического насилия:

вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»;

отвержение подавление всякой воли ребёнка;

- Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

принуждение к одиночеству (изоляция) – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде;

терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития;

развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению;

формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка;воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

  • Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста
  • Импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, злость
  • Недостаточная способность к контролю собственного поведения;
  • Низкая самооценка и повышенная тревожность;
  • Печаль, беспомощность, безнадёжность
  • Неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;
  • Трудности в общении со сверстниками.

Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции

Влияние на ребёнка:

•        Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия

•        Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым

•        Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий

•        Может жаловаться на физическое нездоровье

Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка), невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Формами пренебрежения нуждами ребенка являются:

        

• оставление ребенка без присмотра;

• отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

• непредоставление ребенку питания, одежды, жилья;

несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий;

• приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка;

• отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;

• несоответствие одежды ребенка погодным условиям;

• непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок;

• неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в не правильной дозировке;

• опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т. п.

• отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

                                         Причины жестокого обращения:

  • Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку
  • Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнком
  • Нехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами
  • Семейные традиции (меня так воспитывали)
  • Алкоголизм и наркомания в семье
  • Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи

При организации профилактической работы с родителями в первую очередь необходимо донести, что они несут ответственность за своё поведение.

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:

  • Административная ответственность –родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях

(ст. 5.35)

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:

  • Уголовная ответственность-

Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие.

(ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110

УК РФ)

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение:

  • Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ.

(ст.69 – лишение родительских прав,

ст. 73 – ограничение родительских прав,

ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни)

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения с детьми без внимания. Родители должны знать, что на вас также лежит ответственность и замалчивать случаи жестокого обращения с ребёнком вы не имеете права.

 

Для ознакомления с информацией можно использовать стенды, буклеты, информационные листы. При приёме ребёнка в ДОУ в ознакомительной беседе затронуть темы: отношения к воспитанию ребёнка в семье, как поощряют и наказывают ли дома ребёнка и какие способы выбирают для этого. Если родитель плохо осведомлён и нуждается в помощи, необходимо направить на дополнительную консультацию к педагогу-психологу и строить дальнейшую профилактическую работу совместно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы направленной на предупреждение жестокого обращения с детьми в семье Подготовила педагог-психолог МДОБУ №7 Железнова Марина Владимировна

Слайд 2

Правовое обеспечение реализации направлений воспитательной и профилактической работы в образовательной деятельности регулируется несколькими законодательными актами Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 .12.12.12 • Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р • Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ

Слайд 3

Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми: • физическое, • психическое (эмоциональное), • сексуальное насилие, • пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).

Слайд 4

Ф ормы физического насилия: • избиение, порка, вырывание волос • пощечины, подзатыльники, шлепки; • нанесение травм, ожогов; • фиксация в неудобной позе, укусы • изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.); преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды); • грубое нарушение режима дня; • обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос); • сильное встряхивание грудных детей. Физическое насилие также может проявляться в форме бездействия родителей или лиц, их заменяющих, то есть умышленного оставления ребенка в опасной или неблагоприятной обстановке.

Слайд 5

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития. Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.

Слайд 6

формы психического насилия: – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения»; − отвержение подавление всякой воли ребёнка; - Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка,взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; − принуждение к одиночеству (изоляция) – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его. − терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место. − развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; -формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка;воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Слайд 7

Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции Влияние на ребёнка: • Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия • Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым • Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий • Может жаловаться на физическое нездоровье

Слайд 8

Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка), невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре. Формами пренебрежения нуждами ребенка являются: • оставление ребенка без присмотра; • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); • непредоставление ребенку питания, одежды, жилья; несоответствие среды обитания потребностям ребенка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребенка, места для игр и занятий; • приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребенка; • отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды; • несоответствие одежды ребенка погодным условиям; • непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок; • неквалифицированное лечение ребенка: дача лекарств без показаний, в не правильной дозировке; • опасные условия для жизни ребенка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т. п. • отсутствие внимания развитию ребенка соответственно возрасту.

Слайд 9

Причины жестокого обращения: • Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку • Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнком • Нехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами • Семейные традиции (меня так воспитывали) • Алкоголизм и наркомания в семье • Депрессии, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи

Слайд 10

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение: Административная ответственность – родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 5.35) Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение: Уголовная ответственность- Российское законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие. (ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст.116, ст. 110 УК РФ) Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение: Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ. (ст.69 – лишение родительских прав, ст. 73 – ограничение родительских прав, ст. 77 –отобрание ребёнка при угрозе жизни) Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, оставившие факты жестокого обращения с детьми без внимания. Родители должны знать, что на вас также лежит ответственность и замалчивать случаи жестокого обращения с ребёнком вы не имеете права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье....

консультация для родителей "ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ"

консультация для родителей "ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ"...

Памятка для родителей по предупреждению жестокого обращения с детьми

Памятка для родителей по предупреждению жестокого обращения с детьми...

Консультация для педагогов "Жестокое обращение с детьми в семье"

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, в настоящее время не теряет свою актуальность.Под насилием понимают социальное явление, которо...

Семинар – практикум «Детство без жестокости и слёз» (профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми)

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные фор...

Конспект занятия по познавательному развитию детей на тему: «Сказки учат многому» (предупреждение жестокого обращения с детьми)

Цель: создать условия по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.Задачи:Образовательные:Обобщить знание правил безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.Уточнит...