Консультация "Основные правила общения в работе с родителями"
консультация (старшая группа)
В публикации отраженыосновные цели общения. Описаны правила общения с родителями. Даётся совет как сделать общение с родителями конструктивным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_pravila_obshcheniya_v_rabote_s_roditelyami.docx | 52.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные правила общения в работе с родителями.
Воспитатель Мальцева О.М. МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад».
Есть профессиональные правила в общении с родителями. При взаимодействии с родителями важно понимать, какие цели вы преследуете. Частые цели общения – на рисунке ниже.
Зачем воспитателю общаться с родителями дошкольников
Независимо от целей общения с родителями, не стройте коммуникации автоматически. Придерживайтесь основных правил делового общения, учитывайте особенности каждой семьи. Подробнее о правилах общения с родителями читайте далее.
Правило 1. Слушайте себя. Нельзя сообщать родителям мысль, которую вы сами не до конца поняли и сформировали в голове. Это приведет к недопонимаю со стороны семьи. Заранее сформулируйте смысл своего обращения к родителям. Убедитесь, что будущее высказывание содержательно.
Правило 2. Слушайте собеседника. Из-за семантических и личностных барьеров вы можете не понять собеседника. Настройтесь на то, чтобы воспринять и принять к сведению мысли и чувства собеседника. Не важно, кто он и как вы к нему относитесь.
Правило 3. Добавьте конкретики в высказывания. Избегайте неопределенных, двусмысленных выражений и слов. Без необходимости не пользуйтесь незнакомыми или сложными терминами, которые понятны лишь вам.
Правило 4. Следите за мимикой и жестами. Воспитателю недостаточно контролировать свою речь и смысл высказываний. Ему также нужно следить за мимикой, жестами, интонацией, позой. Агрессия и пренебрежение, которое вы невербально продемонстрируете собеседнику, могут привести к конфликту.
Правило 5. Принимайте чужую точку зрения. Всегда допускайте, что ваша личная точка зрения может быть неправильной. Будьте готовы пересмотреть собственное мнение под влиянием новых обстоятельств. Принимайте и учитывайте точку зрения собеседника.
Правило 6. Выбирайте подходящее время и место. Общение с семьей будет эффективным, если начнете его в правильной ситуации. Не говорите с родителями на бегу. Если нет времени, перенесите беседу на другое время. Не обсуждайте деловые вопросы, если встретились с семьей случайно. Например, в магазине. В начале беседы скажите, каким временем располагаете. Не затягивайте разговор, не повторяйте одно и то же несколько раз.
Правило 7. Держите обратную связь. В конце беседы спросите, как родитель относится к тому, что услышал от вас, хочет ли он что-то добавить или узнать, есть ли у него пожелания к вам. Дайте родителю понять, что вам важно его мнение и вы готовы на дальнейший контакт.
Совет
Стремитесь расположить родителей к себе
Признавайте роль родителей в воспитании детей как ведущую. Помните, что воспитатель в вопросах воспитания детей – всего лишь помощник семьи. В общении с родителями проявляйте внимание, выдержку, тактичность. Стремитесь быть в хорошем настроении.
Учитывайте социальные запросы родителей и специфику конкретной семьи. Каждый раз говорите семье что-нибудь положительное о ребенке. Это лучший способ расположить ее к себе. Давайте родителям возможность высказаться, не перебивайте.
У воспитателя в процессе профессиональной деятельности появляются коммуникативные привычки. Они бывают конструктивными и неконструктивными. Второй тип коммуникативных привычек плох тем, что вызывает у родителей негативный отклик. Воспитатель не получит нужного эффекта от общения с семьей. Примеры неконструктивных привычек и варианты, как их выгодно изменить, – в таблице ниже.
Коммуникативные привычки – это набор фраз и интонаций воспитателя, которые он привык использовать в образовательной деятельности.
Как сделать общение с родителями конструктивным
Признаки неконструктивного общения | Как общаться конструктивно |
Воспитатель пытается перевоспитать, изменить родителей: «Вы должны заниматься ребенком, надо его учить» | Поделитесь своим видением ситуации, опытом, предложите способы реакции на трудности или нужды ребенка. Варианты ваших высказываний: «Вы хотели бы узнать, как быстро помочь ему это освоить?», «У меня создается впечатление, что ребенку нужна помощь, чтобы довести дело до конца. Как вам кажется, это так?» |
Воспитатель хочет пристыдить родителей: «Ваш ребенок хуже всех, что вы за мать, только он это не умеет» | Покажите проблему, в чем она проявляется и как влияет на жизнь ребенка. Не давайте оценок родительскому поведению. Пример вашего высказывания: «Меня беспокоят его трудности, |
Воспитатель пугает родителей: «Вы хотите, чтобы ее другие дети избивали?» | Назовите реальные риски и предложите, как их снизить: «Я вижу, что она совсем не умеет дать отпор и наладить игру. Давайте думать, как ей помочь» |
Чтобы избежать осуждения и недовольства родителей, воспитатель подавляет внутреннее несогласие: «Вы совершенно правы» | Не впадайте в детскую позицию, сохраняйте смелость в обсуждении воспитательного процесса. Реагируйте на эмоциональные состояния родителей: «Я вас понимаю, но не могу с вами согласиться, поскольку…», «Я вижу, что вам нелегко слышать такое о ребенке, но давайте сосредоточимся на наших целях» |
Воспитатель пытается понравиться родителям – шутит, кокетничает, противопоставляет себя коллегам: «Я всегда за ваших детей», «Не слушайте вы ее» | Найдите конструктивный контакт с родителями, общие положительные цели. Подробно рассказывайте о планах и результатах работы, преподносите информацию по принципу гамбургера: «хорошее, плохое, хорошее». Обсуждайте только собственные профессиональные действия |
В конфликте с родителями воспитатель хочет доказать свою правоту: «Вот увидите, я права, я вам докажу» | Ищите компромисс, взаимовыгодное решение проблемы: «Даже если мы не договоримся, наша цель – чтобы детям в садике было хорошо, чтобы они развивались и занимались играми по своему возрасту», «Давайте искать решение, которое устроит и вас, и меня» |
Воспитатель пытается добиться исполнительности от родителей: «Я вас прошу сделать то, что говорю, а не спорить», «Вы никогда не делаете то, о чем я прошу» | Постарайтесь понять отношение родителей |
Дополнительные материалы по теме
Памятка: как воспитателю общаться с родителями дошкольников
Простые правила эффективного общения с родителями
Узнайте свой стиль педагогического общения: три эффективные методики
Оцените свой имидж, чтобы понять, как вас воспринимают родители учеников
На заметку
Восемь золотых правил эффективного общения с родителями
Джон Максвелл, известный эксперт по вопросам лидерства, сформулировал восемь золотых правил общения. Они универсальны и пригодятся воспитателю.
Золотые правила общения с семьей
Название | В чем суть |
Правило 30 секунд | В течение первых 30 секунд общения |
Правило обмена | Не пытайтесь ставить человека на место, |
Правило ситуации | Не допускайте, чтобы ситуация была вам дороже, чем взаимоотношения |
Правило лифта | Общение подобно лифту: оно может поднять человека, а может опустить его. Чтобы перейти |
Правило терпения | Путешествовать с кем-то всегда дольше, чем |
Правило 101 процента | Отыщите хотя бы один процент того, в чем вы согласны с собеседником, и направьте на это 100 процентов своих усилий |
Правило земледелия | Общение и отношения нужно культивировать, вкладывать в них силы, трудиться |
Правило Боба | Если у Боба проблемы в общении со всеми людьми, то проблема не в людях, а в Бобе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этика общения в работе с родителями
Рассказывается о том какими качествами общения должен обладать воспитатель, отмечается психологичесая грамортность педагогов при общении с родителями, об искусстве завязывать, поддде...
Семинар для воспитателей "Роль не вербального общения в работе с родителями"
Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в аботе с родителями"...
Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"
Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"...
Правила дорожного движения . Работа с родителями.
Тематическое планирование в 1 младшей группе по теме «Правила дорожного движения»...
Правила общения педагогов ДОУ с родителями.
Педагог, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит ...
Правила общения с ребёнком (для родителей)
Советы психолога...
Презентация на тему: «Техника эффективного педагогического общения в работе с родителями»
На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одно...