Консультация "Основные правила общения в работе с родителями"
консультация (старшая группа)

Мальцева Оксана Михайловна

В публикации отраженыосновные цели общения. Описаны правила общения с родителями. Даётся совет как сделать общение с родителями конструктивным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_pravila_obshcheniya_v_rabote_s_roditelyami.docx52.3 КБ

Предварительный просмотр:

 Основные правила общения в работе с родителями.

Воспитатель Мальцева О.М. МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад».

Есть профессиональные правила в общении с родителями. При взаимодействии с родителями важно понимать, какие цели вы преследуете. Частые цели общения – на рисунке ниже.

Зачем воспитателю общаться с родителями дошкольников                                                       

Независимо от целей общения с родителями, не стройте коммуникации автоматически. Придерживайтесь основных правил делового общения, учитывайте особенности каждой семьи. Подробнее о правилах общения с родителями читайте далее.

Правило 1. Слушайте себя. Нельзя сообщать родителям мысль, которую вы сами не до конца поняли и сформировали в голове. Это приведет к недопонимаю со стороны семьи. Заранее сформулируйте смысл своего обращения к родителям. Убедитесь, что будущее высказывание содержательно.

Правило 2. Слушайте собеседника. Из-за семантических и личностных барьеров вы можете не понять собеседника. Настройтесь на то, чтобы воспринять и принять к сведению мысли и чувства собеседника. Не важно, кто он и как вы к нему относитесь.

Правило 3. Добавьте конкретики в высказывания. Избегайте неопределенных, двусмысленных выражений и слов. Без необходимости не пользуйтесь незнакомыми или сложными терминами, которые понятны лишь вам. 

Правило 4. Следите за мимикой и жестами. Воспитателю недостаточно контролировать свою речь и смысл высказываний. Ему также нужно следить за мимикой, жестами, интонацией, позой. Агрессия и пренебрежение, которое вы невербально продемонстрируете собеседнику, могут привести к конфликту.

Правило 5. Принимайте чужую точку зрения. Всегда допускайте, что ваша личная точка зрения может быть неправильной. Будьте готовы пересмотреть собственное мнение под влиянием новых обстоятельств. Принимайте и учитывайте точку зрения собеседника.

Правило 6. Выбирайте подходящее время и место. Общение с семьей будет эффективным, если начнете его в правильной ситуации. Не говорите с родителями на бегу. Если нет времени, перенесите беседу на другое время. Не обсуждайте деловые вопросы, если встретились с семьей случайно. Например, в магазине. В начале беседы скажите, каким временем располагаете. Не затягивайте разговор, не повторяйте одно и то же несколько раз. 

Правило 7. Держите обратную связь. В конце беседы спросите, как родитель относится к тому, что услышал от вас, хочет ли он что-то добавить или узнать, есть ли у него пожелания к вам. Дайте родителю понять, что вам важно его мнение и вы готовы на дальнейший контакт.

Совет 

Стремитесь расположить родителей к себе

Признавайте роль родителей в воспитании детей как ведущую. Помните, что воспитатель в вопросах воспитания детей – всего лишь помощник семьи. В общении с родителями проявляйте внимание, выдержку, тактичность. Стремитесь быть в хорошем настроении. 
Учитывайте социальные запросы родителей и специфику конкретной семьи. Каждый раз говорите семье что-нибудь положительное о ребенке. Это лучший способ расположить ее к себе. Давайте родителям возможность высказаться, не перебивайте.

У воспитателя в процессе профессиональной деятельности появляются коммуникативные привычки. Они бывают конструктивными и неконструктивными. Второй тип коммуникативных привычек плох тем, что вызывает у родителей негативный отклик. Воспитатель не получит нужного эффекта от общения с семьей. Примеры неконструктивных привычек и варианты, как их выгодно изменить, – в таблице ниже.

Коммуникативные привычки – это набор фраз и интонаций воспитателя, которые он привык использовать в образовательной деятельности.

Как сделать общение с родителями конструктивным

Признаки неконструктивного общения

Как общаться конструктивно

Воспитатель пытается перевоспитать, изменить родителей: «Вы должны заниматься ребенком, надо его учить»

Поделитесь своим видением ситуации, опытом, предложите способы реакции на трудности или нужды ребенка. Варианты ваших высказываний: «Вы хотели бы узнать, как быстро помочь ему это освоить?», «У меня создается впечатление, что ребенку нужна помощь, чтобы довести дело до конца. Как вам кажется, это так?»

Воспитатель хочет пристыдить родителей: «Ваш ребенок хуже всех, что вы за мать, только он это не умеет»

Покажите проблему, в чем она проявляется и как влияет на жизнь ребенка. Не давайте оценок родительскому поведению. Пример вашего высказывания: «Меня беспокоят его трудности,
я вижу, что ему самому от этого тяжело»

Воспитатель пугает родителей: «Вы хотите, чтобы ее другие дети избивали?»

Назовите реальные риски и предложите, как их снизить: «Я вижу, что она совсем не умеет дать отпор и наладить игру. Давайте думать, как ей помочь»

Чтобы избежать осуждения и недовольства родителей, воспитатель подавляет внутреннее несогласие: «Вы совершенно правы»

Не впадайте в детскую позицию, сохраняйте смелость в обсуждении воспитательного процесса. Реагируйте на эмоциональные состояния родителей: «Я вас понимаю, но не могу с вами согласиться, поскольку…», «Я вижу, что вам нелегко слышать такое о ребенке, но давайте сосредоточимся на наших целях»

Воспитатель пытается понравиться родителям – шутит, кокетничает, противопоставляет себя коллегам: «Я всегда за ваших детей», «Не слушайте вы ее»

Найдите конструктивный контакт с родителями, общие положительные цели. Подробно рассказывайте о планах и результатах работы, преподносите информацию по принципу гамбургера: «хорошее, плохое, хорошее». Обсуждайте только собственные профессиональные действия

В конфликте с родителями воспитатель хочет доказать свою правоту: «Вот увидите, я права, я вам докажу»

Ищите компромисс, взаимовыгодное решение проблемы: «Даже если мы не договоримся, наша цель – чтобы детям в садике было хорошо, чтобы они развивались и занимались играми по своему возрасту», «Давайте искать решение, которое устроит и вас, и меня»

Воспитатель пытается добиться исполнительности от родителей: «Я вас прошу сделать то, что говорю, а не спорить», «Вы никогда не делаете то, о чем я прошу»

Постарайтесь понять отношение родителей
к ситуации, разобраться в причинах, по которым они не следуют вашим советам. Варианты ваших высказываний: «Я предлагаю попробовать вот что…», «Я вижу, вы не согласны с моими идеями. Что предложите сделать вместо этого?»

 

Дополнительные материалы по теме 

Памятка: как воспитателю общаться с родителями дошкольников 

Простые правила эффективного общения с родителями 

Узнайте свой стиль педагогического общения: три эффективные методики 

Оцените свой имидж, чтобы понять, как вас воспринимают родители учеников 

На заметку

Восемь золотых правил эффективного общения с родителями

Джон Максвелл, известный эксперт по вопросам лидерства, сформулировал восемь золотых правил общения. Они универсальны и пригодятся воспитателю.

Золотые правила общения с семьей

Название

В чем суть

Правило 30 секунд

В течение первых 30 секунд общения
с человеком скажите ему что-то приятное, ободряющее

Правило обмена

Не пытайтесь ставить человека на место,
а попробуйте сами встать на его место

Правило ситуации

Не допускайте, чтобы ситуация была вам дороже, чем взаимоотношения

Правило лифта

Общение подобно лифту: оно может поднять человека, а может опустить его. Чтобы перейти
в общении на уровень выше, «поднимайте» собеседника. Давайте вдохновение, поддержку, признавайте его важность и уникальность, настраивайте на положительный результат

Правило терпения

Путешествовать с кем-то всегда дольше, чем
в одиночку. Общение требует терпения
и времени

Правило 101 процента

Отыщите хотя бы один процент того, в чем вы согласны с собеседником, и направьте на это 100 процентов своих усилий

Правило земледелия

Общение и отношения нужно культивировать, вкладывать в них силы, трудиться

Правило Боба

Если у Боба проблемы в общении со всеми людьми, то проблема не в людях, а в Бобе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этика общения в работе с родителями

Рассказывается о том какими качествами общения должен  обладать воспитатель, отмечается  психологичесая  грамортность педагогов при общении с родителями, об искусстве завязывать, поддде...

Семинар для воспитателей "Роль не вербального общения в работе с родителями"

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в аботе с родителями"...

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"...

Правила дорожного движения . Работа с родителями.

Тематическое планирование в 1 младшей группе по теме «Правила дорожного движения»...

Правила общения педагогов ДОУ с родителями.

Педагог, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит ...

Презентация на тему: «Техника эффективного педагогического общения в работе с родителями»

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одно...