Семинар на тему:«Формирование психологической компетенции родителей в условиях ДОУ».
методическая разработка по психологии
В данном материале представлена информация о способах формирования психолого-педагогической компетенции у родителей воспитанников ДОУ. Материал будет интересен педагогам, психологам и специалистам дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 399.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность вопроса Проблема формирования психолого-педагогической компетенции родителей - одна из наиболее актуальных в системе дошкольного образования. Кем является современный родитель? Отличается ли он чем-то от родителей прошлого? Осознает ли современный родитель личную ответственность за создание условий для полноценного развития собственного ребенка? Готов ли сам родитель к личностным изменениям с учетом особенностей своего ребенка. Со всеми этими вопросами неизбежно сталкиваются работники дошкольного образования. Современный родитель должен обладать основами знаний о развитии личности ребенка, его психической зрелости в разные периоды взросления, владеть навыками аналитико-диагностической культуры, способностью проектировать достижения ребенка как образовательные, так и личностные. Родитель должен представлять собой "проводник" между миром социальным и ребенком.
Что такое психологическая компетентность? Компетентность – специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области, и включающая в себя узконаправленные знания, особых предметных навыков, а также осознания личностной ответственности за выполняемую деятельность. Психологическая компетентность – многоаспектное образование, которое включает в себя наличие у родителей знаний об основах психического развития ребенка в разные периоды его взросления, понимание основных элементов воспитательного процесса (целей, задач, методов, условий, результатов), осознание своих прав и обязанностей по отношению к ребенку, формирование интереса к процессу личностного развития, развитие у детей способов построения взаимоотношений с другими людьми, которые будут отвечать социальным нормам .
Составляющие психологической компетенции Когнитивный компонент - наличие у родителей определенного уровня знаний по основным вопросам педагогики, психологии, физиологии ребенка. Мотивационный компонент - наличие социально-значимых и субъективно-значимых мотивов и потребностей реализации воспитательной функции, интерес к личностному развитию ребенка. Процессуальный компонент - овладение способами организации взаимодействия со своими детьми в процессе решения воспитательных задач. Коммуникативный компонент - ориентация родителей на бесконфликтное, диалоговое общение со своими детьми. Аналитический компонент - умение анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в личностном развитии своего ребенка.
Факторы, определяющие взаимоотношения ребенка с родителями Характер взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей зависит от множества факторов. Обозначим наиболее значимые, те, которые достаточно серьезно влияют на развитие ребенка в дошкольном возрасте. К ним относятся: личностные особенности родительской фигуры; формы поведения родителей в семье и за ее пределами; личностные особенности ребенка; педагогическая компетентность родителей; уровень их образованности; качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях; средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и другими взрослыми; вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи; степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье.
Часто встречающиеся психологические проблемы, оказывающие влияние на формирование родительской компетенции расширение сферы родительских чувств; стремление игнорировать естественное взросление ребенка; воспитательная неуверенность родителей; страх утраты ребенка; вытеснение супружеского конфликта в сферу воспитания детей.
Направления работы при формировании психологической компетенции родителей. обогащение знаний родителей по основам физиологии, психологии, педагогики, частных методик, повышение информационной грамотности в области воспитания детей в домашних условиях; развитие устойчивых потребностей у родителей в области реализации воспитательной функции, развитие интереса родителей как воспитателей; помощь в активном и осознанном овладении родителями умениями организации разных видов деятельности, которые будут способствовать личностному развитию детей, формирование навыков оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи; развитие навыков социальной ориентации в общении со своим ребенком; развитие рефлексии в отношении воспитания детей.
Формы работы с родителями коллективные (участие педагога-психолога в родительских собраниях, проведение Дня открытых дверей, тренинговые занятия, мастер-классы, семинары-практикумы, круглые столы, анкетирования и пр.); индивидуальные (индивидуальное консультирование по запросам родителей, анализ результатов выполнения домашних заданий родителей, посещение родителями занятий специалистов ДОУ и пр.); использование наглядно-информационного материала (оформление стенда, буклетов, памяток, печатных консультаций и пр.); Нестандартные методы (круглые столы, организация «Родительского клуба», дискуссионный клуб и пр.).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психологической компетенции родителей, как фактор обеспечения готовности детей к обучению в школе.
Всвязи с повышением требований к школьному обучению, необходимо повышение психологической компетенции родителей в этом направлении....

Семинар на тему: «Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Eсловия для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...

Выступление на семинаре на тему "Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность"
Выступление на семинаре «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных ви...

Родительское собрание на тему "Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста".
Социально-коммуникативная компетентность– это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций ...

Формирование психологической компетенции родителей в условиях ДОУ
Проблема формирования психолого-педагогической компетенции родителей - одна из наиболее актуальных в системе дошкольного образования. ...

Статья «Повышение компетенции родителей в условиях ЦИПРа как одна из задач реализации ФГОС ДО»
Одной из актуальных тем в настоящее время является эффективность взаимодействия дошкольной организации и семьи. Огромную важность приобретают вопросы обеспечения повышения компетентности родителей (за...