Возрастные поведенческие особенности детей дошкольного возраста
консультация по психологии
Дошкольное детство – это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности. А также для детей дошкольного возраста характерен ряд поведенческих особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.magleli_n.v.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные поведенческие особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности. А также для детей дошкольного возраста характерен ряд поведенческих особенностей.
Исследования, проведенные под руководством А.Р. Лурия, показали, что дети до 5 лет, как правило, подчиняют свои действия ситуативным обстоятельствам, а не слову. Для руководства ребенка в своих действиях словесной инструкцией необходимо создать специальные условия. А ее восприятие необходимо сопровождать организацией ориентировки в материале, с которым предстоит действовать ребенку.
В работе Т.В. Ендовицкой показано, что дошкольники еще не умеют устанавливать нужную связь между словесными указаниями и будущими ответными действиями. Оказалось, что если каждое звено словесной инструкции ребенок будет сопровождать ориентировочными действиями (указательный жест и пр.), т.е. соотносить инструкцию с объектом действия, то последующее выполнение инструкции становится возможным даже для детей 3-4 лет. В результате такой организации ориентировочной деятельности у ребенка складывается представление о том, что и как ему нужно будет делать, т.е. формируется образ действия, который затем начинает определять практическое выполнение действия. Так формируется важнейшее условие произвольной регуляции – планирование.
Исследования Е.А. Бугрименко, Е.В. Субботского, Д.Б. Эльконина и др. показали, что к 4 годам достаточного развития достигает способность ребенка к произвольному действию – к подчинению инструкции взрослого, требующей преодоления непосредственного импульса к действию.
В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Успехи и промахи других приобретают для ребенка особое значение. В любой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и сравнивают со своими. Реакции детей на оценку взрослого – кого он похвалит, а кого, может быть, и поругает – также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстника у многих детей могут вызывать огорчения, а вот его неудачи – нескрываемую радость. В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника. Они, конечно же, осложняют отношения детей и становятся поводом для многочисленных детских конфликтов. Данный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главное содержание общения детей в середине дошкольного возраста заключается теперь в общем деле или деловом сотрудничестве.
В исследованиях Я.Л. Коломинского, Р.К. Терещук и др. доказано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе; одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на который надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.
Для многих детей-пятилеток обостренная потребность в признании и уважении сверстника является лишь возрастной особенностью. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.
К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.
К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Значительно возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому, защищать или оправдывать его. Дети все чаще специально что-то делают для другого, чтобы помочь ему или как-то сделать ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснить свои поступки.
В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.
К.Н. Поливанова отмечает, что в критическом возрасте 6-7 лет только дети «учебного типа» ориентированы на содержание задания взрослого и действуют произвольно независимо от ситуации действования.
Экспериментальные исследования, проведенные в рамках концепции генезиса общения М.И. Лисиной, показали, что на протяжении дошкольного возраста характер общения детей и роль сверстника в жизни ребенка существенно меняются. Так, для младших дошкольников характерно эмоционально-практическое взаимодействие, которое отличается повышенной эмоциональностью и склонностью к взаимному подражанию; в этом возрасте сверстник еще является значимой фигурой в жизнедеятельности ребёнка. В 4-5 лет отношение к сверстнику качественно меняется: существенно возрастает значимость сверстника как партнёра по общению, возникает потребность в сотрудничестве с другими детьми и в признании сверстников; другой ребенок становится средством самоутверждения и предметом сравнения с собой. К старшему дошкольному возрасту складывается внеситуативно-деловое общение со сверстниками, появляются устойчивые избирательные привязанности, отношение к сверстникам дифференцируется, появляются устойчивые индивидуальные варианты отношения к сверстникам.
Исследование О.В. Гребенниковой, посвященное изучению роли сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников, показало, что присутствие и участие сверстников усиливает мотивацию к деятельности и способствует осознанию своего поведения, что является необходимым условием формирования произвольности. Результаты исследования выявили возрастную динамику: в младшем дошкольном возрасте присутствие сверстников снижает все показатели произвольного поведения; у большинства детей 4-6 лет, наоборот, повышает уровень произвольного поведения, в особенности его показатели, связанные с мотивационно-волевым аспектом (эмоциональное реагирование на результат своих действий и эмоциональная вовлеченность).
Сосредоточенность на задаче и точность ее выполнения (операционально-технический аспект) остаются более высокими при участии взрослого. Характер влияния сверстника на произвольное поведение дошкольников во многом зависит от сложности предложенного действия и степени его освоенности. Чем более простым и освоенным является действие, тем более участие сверстников повышает его эффективность. По мере нарастания сложности действия влияние сверстников снижается. Особенности влияния сверстника на произвольное поведение во многом определяется отношением к сверстнику. Конкурентное отношение к другим детям препятствует позитивному влиянию сверстников на произвольное поведение старших дошкольников и делает невозможной «сверстниковую» зону ближайшего развития. Правила и образцы способа действия при этом не усваиваются детьми и не опосредуют их поведение.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей меняются поведенческие установки, что связано с постоянным развитием ребенка, осознанием своего поведения и окружающих, сопоставлением собственных действий по отношению к другим и т.д. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка тесно связано с ориентировкой на взрослого, в дальнейшем такая зависимость угасает, и приобретает большее значение взаимодействие со сверстниками. Взаимодействие со сверстниками также претерпевает ряд изменений: сначала отмечается конкурентное, соревновательное общение между детьми, затем поведение меняется и переходит в доброжелательное, деловое общение со сверстниками.
- Лурия, А.Р. К вопросу о формировании произвольных движений ребёнка // Доклады АПН РСФСР [Электронный ресурс]. URL: https://www.studmed.ru/luriya-a-r-k-voprosu-o-formirovanii-proizvolnyh-dvizheniy-rebenka_4a7e3f0cc3a.html
Ендовицкая, Т.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/%3Fbookhl%3D%26book%3Dpsihologiya-detey-doshkolnogo-vozrasta_1964
- Бугрименко, Е.А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников: дис. ... канд. психол. наук [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008929466
- Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников https://search.rsl.ru/ru/record/01001538220https://search.rsl.ru/ru/record/01007004040
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
- Коломинский, Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=252965&p=1
- Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р.К. Терещук; Отв. ред. А.Г. Рузская [Электронный ресурс]. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01001466675
- Поливанова, К.Н.. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031000- педагогика и психология / К.Н. Поливанова. – М. : Academia, 2000. – 180 с.
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
Гребенникова, О.В. Роль сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2006. 135 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Зная возрастные особенности, многим родителям легче строить общение со своим ребенком....
ФГОС дошкольного образования. Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
Обновление образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО. ...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста
В данной статье описан процесс поочередного формирования психологических процессов в период взросления, которые являются необходимыми для успешного развития ребенка дошкольного возраста. Под понятием ...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...
Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста
В статье даны практические материалы и рекомендации по диагностике нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста....
«Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Развитие личности в дошкольном возрасте »
Консультация для рродителей....