Психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
консультация по психологии
Период дошкольного детства является одним из важнейших в развитии психологического здоровья ребёнка. Именно в это время начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, и нормы поведения в обществе. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье дошкольников.
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, которые гарантируют формирование и укрепление их здоровья.
Психологическое здоровье выделяют в качестве одной из составляющих здоровья человека в целом.
Важно понимать разницу терминов «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Главное отличие психического здоровье от психологического в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.
Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И. В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье.
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
Период дошкольного детства является одним из важнейших в развитии психологического здоровья ребёнка. Именно в это время начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, и нормы поведения в обществе. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку.
Задачи психологической поддержки:
- Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.
- Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).
- Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).
Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, в процессе чтении художественной литературы, на личном примере, а также в самостоятельных играх детей. Большинство взрослых, исключая, конечно, психологов, не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет важным для него уже при поступлении в школу, в процессе его адаптации к новым условиям, новым взрослым и сверстникам, он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни он будет включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается.
Само формирование психологического здоровья включает в себя несколько структурных компонентов:
- Положительный эмоциональный фон развития, включённый во все виды деятельности;
- Формирование и развитие познавательной сферы;
- Чёткое определение в развитии черт характера и темперамента;
- Формирование личности.
Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.
Психологическое здоровье детей в дошкольном учреждении строится на:
- Положительном эмоциональном состоянии ребёнка;
- На дозволенности ребёнку самореализовываться и самоутверждаться;
- На развитии у ребёнка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности;
- На развитии и формирование эмпатии;
- На комплексную коррекционно-развивающую деятельность с такими эмоциональными состояниями, как агрессия, робость, застенчивость; эмоциональная неустойчивость; повышенная возбудимость. Избавление ребёнка от страхов.
Рекомендации педагогам дошкольных учреждений по профилактике формирования психологических расстройств в развитии ребенка:
- Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;
- Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;
- Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;
- Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;
- В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;
- Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;
- Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
- Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;
- При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запретами;
- Создавать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Огромное значение в воспитании детей имеет личность педагога, его профессиональная компетентность. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно оказывает влияние на детей, находясь с ними продолжительное время в тесном контакте. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца – вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений. Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития, может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям.
Список литературы
- Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176с.
- Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
- Куражева Н.Ю. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»
В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь...
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) практически в этом возрасте складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Самое главное для ребенка – общения со взрослыми, мамой, папой, бабу...
Таблицы диагностики психологического здоровья детей дошкольного возраста
Таблицы диагностики психологического здоровья детей...
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание различных специалистов. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются её основные кач...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....