Рекомендации по развитию ребёнка по возрастам
консультация
Рекомендации для родителей по развитию ребёнка от 3 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей детей 3-4 лет.
Вам как его родителю важно:
- С терпением и пониманием относиться к его проявлениям «против-воли» ребёнка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребёнка в последствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребёнку настаивать на своём (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам кажется это нелепым или ненужным.
- Помнить, что так называемое упрямство – это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
- Подготовить ребёнка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого нужно помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребёнка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовым к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребёнок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
- Разбирать вместе с ребёнком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером – то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
- Бережно обращаться с чувствами ребёнка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
- Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребёнка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
- Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребёнка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребёнка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребёнком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
Рекомендации для родителей детей 4-5 лет.
Вам как его родителям важно:
- Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребёнку не позволено нарушать. Помнить, что правил и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
- По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребёнке или чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребёнку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
- Говорить ребёнку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовым к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребёнку.
- Не перегружать совесть ребёнка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
- Помнить о том, что не стоит рассказывать при ребёнке различные страшные истории, говорить о тяжёлых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребёнка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
- Предоставлять ребёнку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым его творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая ребёнку самому оценить своё творчество.
- Обеспечить ребёнку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребёнку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие чёткой функции: камушки, палочки, брусочки и т.п.
- Понимать, что ребёнок уже способен достаточно долго и увлечённо заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости её заканчивать, стоит предупреждать его заранее.
- Быть открытыми к вопросам ребёнка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребёнком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.
Рекомендации для родителей детей 5-6 лет.
Вам как его родителям важно:
- С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «враньё», защитное фантазирование и просто игру воображения.
- Поддерживать в ребёнке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребёнку возможности для самого разнообразного творчества.
- Быть внимательными к желаниям ребёнка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать
- Обеспечивать ребёнку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из неё.
Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьи, вместе с ребёнком обсуждая совместные планы.
- Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребёнку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребёнка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
- Помнить, что ваш ребёнок будет охотнее откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нём «взрослую» позицию. Делая его подчинённым и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
- По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребёнка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задаёт, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
- На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребёнка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
- Помогать ребёнку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребёнка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребёнку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным.
Рекомендации для родителей детей 6-7 лет
Вам как его родителям важно:
- Быть главными помощниками ребёнка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.
- Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребёнка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.
- Выстроить режим дня ребёнка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребёнка интересный и увлекательный познавательный процесс.
- Понимать, что желание ребёнка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребёнку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему всё больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребёнок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.
- Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребёнка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребёнка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать представление о себе как о человеке, не способном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребёнка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.
- Спрашивать мнение самого ребёнка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребёнка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создаёт мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.
- Ещё до того, как ребёнок пойдёт в школу, осознать, что успехи или неудачи ребёнка в процессе учёбы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребёнка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-598803-1424698128.jpg)
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/07/picture-938305-1502118326.jpg)
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»
Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550373-1418541146.jpg)
Консультации для родителей "Развитие ребёнка раннего возраста и рекомендации родителям2
Развитие ребёнка раннего возраста и рекомендации родителям "Третий год жизни"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/13/picture-994266-1515838323.jpg)
Рекомендации родителям Дидактическая игра как средство умственного развития ребёнка дошкольного возраста
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В процессе игры дети легче усваивают знан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-888673-1486219719.jpg)
Рекомендации логопеда родителям «Ребёнок раннего возраста»
laquo;Расскажи – и я забуду.Покажи – и я запомню.Сделай со мной – и я научусь». Ваши дети находятся на этапе активного исследования окружающего мира. Развитие речи станов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/27/picture-630149-1438019599.jpg)
Рекомендации для родителей "10 принципов развития ребёнка в возрасте 5-6 лет"
Предлагаю Вам десять принципов воспитания ребенка в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-245756-1555253765.jpg)
Су-Джок массажёр для развития мелкой моторики и речевого развития ребёнка дошкольного возраста.
Шарики и кольца Су-Джок оказывают благотворное влияние на весь организм ребёнка, развивают тактильную чувствительность, снижают психическое напряжение, способствуют речевому развитию....